Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:46, курсовая работа
Целью работы является изучение проблем образования бюджетного дефицита, управления им и пути его решения.
Задачи работы:
1) изучение сущности и функций бюджетного дефицита, видов, причин и факторов, а так же способов покрытия бюджетного дефицита;
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА
1.1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА
1.2 ВИДЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА
1.3 СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА
1.4 СПОСОБЫ ПОКРЫТИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА
2 АНАЛИЗ ДЕФИЦИТА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.2 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ДЕФИЦИТА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.3 ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА
3 ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫМ ДЕФИЦИТОМ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБОУ ВПО «Уральский Государственный Экономический Университет»
Департамент финансов и права
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: Общая теория финансов
На тему: Бюджетный дефицит: проблемы образования, управления и пути решения.
Исполнитель студ. группы ФК-09-3:
Кочурова А.А
Ассистент: Анкудинова А.П
Екатеринбург
2011
2
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА
1.1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА
1.2 ВИДЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА
1.3 СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА
1.4 СПОСОБЫ ПОКРЫТИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА
2 АНАЛИЗ ДЕФИЦИТА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.2 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ДЕФИЦИТА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.3 ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА
3 ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫМ ДЕФИЦИТОМ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных устройств, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – государственный бюджет. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, даёт политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать её структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищённым слоям населения.
Состояние государственного бюджета отображает состояние экономики и возможности финансовых вложений на государственном уровне. От государственного бюджета зависит, какие именно расходы произведёт государство и, соответственно, какие потребности общества будут удовлетворены. Состояние государственного бюджета редко бывает сбалансированным. Часто доходы бюджета бывают либо выше расходной части, либо ниже. Соответственно, данные состояния бюджета носят названия профицита и дефицита бюджета.
Что касается бюджетного дефицита, то всегда надо помнить о том, что это финансовое явление, не обязательно относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий. В современном мире нет государств, которые в те или иные периоды своей истории не сталкивались бы с бюджетным дефицитом. Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически. Практически невозможно представить себе государство, в котором безупречно работают все финансово-экономические рычаги, стимулирующие приток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают доходов.
Целью работы является изучение проблем образования бюджетного дефицита, управления им и пути его решения.
Задачи работы:
1) изучение сущности и функций бюджетного дефицита, видов, причин и факторов, а так же способов покрытия бюджетного дефицита;
2) рассмотрение структуры доходов и расходов бюджета Российской Федерации;
3) изучение источников финансирования бюджетного дефицита;
4) рассмотрение проблем управления бюджетным дефицитом и путей их решения в Российской Федерации.
Предмет исследования: бюджетный дефицит.
Объект исследования: дефицит федерального бюджета.
Информационная база: Бюджетный кодекс, учебная и учебно-методическая литература.
Методологическая база исследования: историческая, математическая, статистическая, аналитическая, метод сравнительного анализа.
В первой главе моей работы рассматриваются теоретические аспекты бюджетного дефицита, а именно: понятие и сущность, виды, причины и факторы, и способы покрытия бюджетного дефицита.
Во второй главе работы непосредственно анализ дефицита федерального бюджета в РФ.
В третьей главе соответственно проблемы управления и пути решения бюджетного дефицита.
Экономическая структура любого общества не может функционировать без нормально организованного потока денежных средств между государством и производственными структурами, государством и различными слоями населения, между регионами и отдельными государствами. Реализуются финансовые связи через финансовую систему, которая включает в себя бюджеты различных уровней, фонды страхования, валютные резервы государства, денежные фонд предприятий и фирм, и прочие денежные фонды.
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. В современных условиях типичным явлением для государственного бюджета большинства стран стал бюджетный дефицит.
Бюджетный дефицит – превышение расходов бюджета над его доходами; как правило, дефицит государственного бюджета отражает неустойчивое положение в хозяйственной, финансовой деятельности, покрывается за счет изыскания внутренних источников финансирования, государственных займов, иногда – за счет эмиссии бумажных денег, не подкрепленных товарной массой [2, с.7]. Как правило, бюджетный дефицит связан с инфляцией. Внешним источником финансирования бюджетного дефицита служат кредиты международных финансовых организаций, главным образом Международный Валютный Фонд (МВФ).
Бюджетный дефицит - дополнительный внутренний спрос со стороны государства [16].
Бюджетный дефицит - превышение государственных расходов над государственными доходами, которое должно покрываться либо за счет займов, либо путем денежной эмиссии [3].
Кейнсианцы утверждали, что государству во время экономических спадов следует поддерживать бюджетный дефицит, чтобы стимулировать совокупный спрос [4, с. 52].
Монетаристы и неоклассики микроэкономики, напротив, полагают, что бюджетный дефицит просто стимулирует инфляцию и препятствует росту частных капиталовложений.
В настоящее время большинство экономистов придерживается той точки зрения, что, по крайней мере, в среднем государству следует стремиться к сбалансированному бюджету, и что постоянный бюджетный дефицит надо ликвидировать путем либо сокращения государственных расходов, либо увеличения налогообложения. В некоторых случаях во время бума в результате получения доходов, превышающих расходы, может возникать бюджетный избыток.
Каждое правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется «балансом дохода».
Экономисты, утверждающие, что наличие бюджетного дефицита и государственного долга не оказывает существенного влияния на экономику, опираются в своих исследованиях на модели поведения экономических субъектов (агентов), считающих государственный долг проблемой принятия решений индивидуумами. Центральный вопрос, поднятый неоклассиками, касается реакции индивидуумов на сокращение налогов. Они утверждают, что в целом сокращение налогов не влияет на возможность увеличения расходов индивидуумами. При сокращении налогов государство вынуждено финансировать дефицит за счет других источников.
Р.Барро в развитой им теории полагает, что экономическим субъектам присущи рациональные ожидания и они, в случае кредитного финансирования государством своих расходов, осознают, что сегодняшние дефициты неизбежно потребуют более высоких налогов в будущем. В данном случае, вполне очевидно, что экономические субъекты полагают, что платить налоги за обслуживание долга, образовавшегося при финансировании текущего сокращения налогов, придется им. Следовательно, предполагается, что расходы в частном секторе сокращаются в ответ на рост дефицита, то есть увеличиваются сбережения в ожидании сокращения в будущем объема дохода после уплаты налогов, который можно было бы использовать на потребление.
Это означает, что преимущества, получаемые от снижения налогов в определенный момент времени, равны тому бремени, который несут индивидуумы в результате роста государственной задолженности. Для индивидуумов абсолютно все равно, финансируется государственная деятельность через налоги или для этого используются инструменты государственной задолженности. То есть снижение государственных сбережений будет в точности покрыто за счет увеличения частных сбережений, текущее потребление и национальные сбережения не изменятся, поэтому никакого влияния на экономику снижение налогов не окажет.
Таким образом, можно сделать вывод, что бюджетный дефицит – это превышение доходов над его расходами, которое должно покрываться путем денежной эмиссии либо за счет займов. Бюджетный дефицит связан с инфляцией и внешним его источником финансирования служат кредиты международных финансовых организаций, МВФ.
В мировой практике принято различать такие виды бюджетного дефицита (рассмотрим таблицу 1).
Таблица 1 - Виды бюджетного дефицита и краткая характеристика с точки зрения мировой практики
Виды | Краткая характеристика |
1.циклический дефицит госбюджета | Циклический дефицит - разница между структурным и фактическим дефицитами. Циклический дефицит отражает изменения в налогах и расходах, происходящие автоматически в результате колебаний экономического цикла. |
2.структурный дефицит госбюджета | Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между издержками и выгодами бюджета в условиях полной занятости населения. Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства. |
3.операционный дефицит госбюджета | Операционный дефицит - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного обязательства. Обслуживание долга (т.е. выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы задолженности - его амортизация) является важной статьей государственных затрат. |
4.первичный дефицит госбюджета | Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по займу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени. |
5.квазифискальный дефицит госбюджета | Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.
|
Теперь подробнее рассмотрим каждый из них.
Дефицит бюджета, возникающий в результате спада производства, называется циклическим дефицитом. Дефицит, возникающий в результате сознательно принимаемых правительством мер по увеличению государственных расходов и снижению налогов с целью предотвращения спада, называется структурным дефицитом. В первом случае дефицит, скорее, зло, поскольку он является результатом падения экономической активности и свидетельствует о недоиспользовании производственных возможностей общества. Структурный дефицит, если он является продуктом целенаправленной государственной политики по стабилизации экономики, может оказать существенную помощь в недопущении резких колебаний экономической конъюнктуры.
Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости [17].
Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства. Сложности определения уровня полной занятости ресурсов, естественного уровня безработицы и потенциального объема выпуска затрудняют расчеты структурных излишков и дефицитов государственного бюджета, хотя именно на основе динамики этих макроэкономических индикаторов оценивается эффективность мер фискальной политики в долгосрочном плане.
Операционный дефицит государственного бюджета - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга [17].
Обслуживание задолженности (т.е. выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга - его амортизация) является важной статьей государственных расходов.
Нередко объявленный в отчетах бюджетный дефицит завышается на основе преувеличения объема государственных расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу. При высоких темпах инфляции, когда различие в динамике номинальных и реальных процентных ставок весьма значительно, это завышение государственных расходов может оказаться достаточно существенным.
Возможны ситуации, когда номинальный официальный дефицит государственного бюджета и номинальный долг растут, а реальный дефицит и долг снижаются, что затрудняет оценку эффективности фискальной политики правительства. Поэтому при измерении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию: реальный бюджетный дефицит представляет собой разность между номинальным дефицитом и величиной государственного долга на начало года, умноженной на темп инфляции.
Информация о работе Бюджетный дефицит: проблемы образования, управления и пути решения