Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 17:05, курсовая работа
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА 5
1.1. Понятие и сущность бюджетного дефицита. 5
1.2. Виды бюджетного дефицита 8
1.3. Причины возникновения и способы покрытия бюджетного дефицита. 11
ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ РФ 19
2.1. Источники финансирования дефицита 19
2.2. Оценка профицита (дефицита) федерального бюджета 22
2.3.Управление бюджетным дефицитом в развитых странах. 24
2.4. Прогноз дефицита федерального бюджета РФ на 2011-2013 гг. и источники его финансирования 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Более глубокий анализ опыта передовых стран показывает, что нельзя не учитывать в качестве внутреннего государственного долга задолженность государства перед своими гражданами по выплате пенсий и заработной платы работников бюджетной сферы. Такие задолженности есть не что иное, как увеличение расходной части бюджета и естественно должны увеличивать реальный бюджетный дефицит.
Решение проблемы дефицита бюджета (или хотя бы уменьшение его доли в бюджете государства) зависит от правильности подхода правительства к ее оценке и введение цивилизованных мер направленных на сокращение бюджетного дефицита. Принятие продуманных законов направленных на поддержание национального производителя и развитие производства в целом, а так же разработка механизма их выполнения, наиболее верный путь, ведущий к сбалансированному бюджету государства. Сущность государственного бюджета любой страны определяется ее социально-экономическим строем, природой, задачами и функциями государства.
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации поставлена задача снизить дефицит федерального бюджета в 2013 году в два раза по сравнению с кризисным 2009 годом. Правительство Российской Федерации определило ориентиром достижение бездефицитного бюджета в 2015 году при текущей цене на нефть в 75 долларов за баррель. Еще более жесткую задачу ставит Минфин: при сегодняшнем уровне дефицита в 5,4% к 2011 году планируется снизить его до 4%, к 2012 г. - до 3% и к 2013 - до 2%. К 2015 году ставится задача выйти на бездефицитный бюджет, и затем - на новый режим накопления суверенных фондов, необходимых на случай новых возможных потрясений. Такую политику Минфин оправдывает сильной зависимостью России от сырьевых рынков.
Однако в середине марта этого года министр финансов Российской Федерации А. Л. Кудрин отмечал, что уже в этом (2011) году дефицит бюджета может оказаться нулевым — при условии среднегодовой цены на нефть на уровне 115 долларов за баррель. По последним оценкам Минэкономразвития, среднегодовая цена «черного золота» составит 105 долларов за баррель. При этом в I квартале текущего года бюджет, по данным Кудрина, был исполнен с профицитом в 1% ВВП11.
Ранее премьер Владимир Путин говорил о намерении правительства свести дефицит в этом году к 1-1,5% ВВП.
Официальная оценка дефицита бюджета РФ-2011 составляет 3,6% ВВП. Ведомствам финансово-экономического блока приходится корректировать свои прогнозы относительно бюджета-2011 для того, чтобы «подогнать» их под меняющуюся конъюнктуру на мировых рынках сырья.
Частично снижение дефицита предполагается осуществить за счет сворачивания антикризисных мер поддержки экономики. Вместе с тем, некоторые из начатых антикризисных мер будут продолжены, например такие, как поддержка рынка труда, субсидирование процентных ставок и другие меры поддержки автомобильной промышленности, самолетостроения и других отраслей.
При этом уменьшение государственных расходов может вызвать снижение темпов роста в краткосрочной перспективе. Однако в среднесрочной перспективе сохранение государственной поддержки экономики за счет высокого дефицита федерального бюджета может вызвать рост инфляции, укрепление курса национальной валюты, увеличения стоимости государственных заимствований, что в конечном итоге усложнит корпоративному сектору задачу привлечения капитала, необходимого для модернизации.
В 2010 году источниками покрытия дефицита федерального бюджета в России являются средства резервных фондов и заимствования. Однако уже в этом году заимствования станут основным источником покрытия дефицита, что при сохраняющемся дефиците означает существенный (более чем в 1,5 раза) рост расходов на обслуживание долга – ориентировочно с 300 млрд. рублей в 2010 г. до свыше 500 млрд. рублей в 2013 году.
Основным источником покрытия дефицита федерального бюджета в 2011-2013 годах будет являться выпуск государственных ценных бумаг на внутреннем рынке. Объемы чистых внутренних заимствований по прогнозу будут превышать 1 трлн. рублей в год.
По оценке Минфина России, если российская экономика в ближайшее десятилетие будет расти на 4%, а дефицит федерального бюджета будет поддерживаться на уровне 3%, то к 2020 году государственный долг достигнет 33% к ВВП против нынешних 10% ВВП. При этом процентные расходы федерального бюджета вырастут до 3-4% к ВВП при ставках заимствования 6-8%.
Сокращение дефицита федерального бюджета частично может быть обеспечено за счет увеличения доходной базы. По прогнозу Минфина России, запланированные изменения в налоговом и таможенном законодательстве Российской Федерации приведут к увеличению доходов федерального бюджета в 2011 г. на 0,5% к ВВП, в 2012 г. - на 0,8% к ВВП, в 2013 г. – на 1,1% к ВВП.
В качестве одного из неинфляционных источников покрытия дефицита бюджета в 2011-2013 гг. можно рассматривать средства от приватизации имущества, находящегося в федеральной собственности (в объеме 298 млрд. рублей в 2011 году, 276 млрд. рублей – в 2012 году и 309 млрд. рублей в 2013 году). Успешное проведение приватизации позволит снизить объем заимствований на внутреннем долговом рынке и в дальнейшем уменьшит процентную нагрузку.
Что касается оценки экспертов, то они не столь оптимистичны. Они считают, что в сложившейся ситуации решить проблему дефицита весьма непросто. В период кризиса были взяты повышенные социальные обязательства (прежде всего, это касается пенсионной реформы). В ближайшие два года, которые пройдут под знаком президентских выборов, снизить эту планку невозможно. Основной статьей, за счет которой предусматривается поддерживать сбалансированность бюджета, становятся расходы на национальную экономику. Если в 2010 г. они составляют около 3% ВВП, то в 2011 сокращаются до 2,4%, в 2012 - до 1,5%, а в 2013 - еще меньше.
Для уменьшения дефицита оптимальным было бы более быстрое восстановление экономики. Но для этого государству надо направлять деньги на реализацию тех мер, которые дают максимальный эффект с точки зрения перехода к устойчивому и быстрому развитию - например, финансировать транспортную и жилищно-коммунальную инфраструктуру. Однако России приходится сокращать расходы на национальную экономику - т.е., те расходы, которые могли бы ускорить наш рост и соответственно увеличить доходную базу и сократить дефицит. С учетом взятых социальных обязательств, от которых теперь нельзя отказаться, возможностей для роста нет. При этом такая динамика наращивания социальных расходов - прежде всего это касается пенсий, увеличенных на 45% - не оправдана. Особенно в то время, когда экономика, мягко говоря, не на подъеме и когда это означает, что мы сокращаем расходы на национальную экономику, на те проекты, которые способны развернуть экономику к более динамичному развитию.
Тем не менее, задача сокращения бюджетного дефицита буквально с каждым месяцем становится все более значимой и актуальной. Дефицит бюджета означает, что стране придется занимать деньги на внешнем рынке. При отсутствии резервных фондов, которые, судя по темпам их использования, кончатся уже совсем скоро, цена заимствования намного возрастет, и долговая нагрузка будет стремительно увеличиваться.
Соглашаясь с необходимостью сокращения бюджетного дефицита, эксперты, однако, считают задачу искоренения бюджетного дефицита не совсем разумной. Для России гораздо проще и целесообразнее было бы выйти на некоторый низкий и стабильный уровень бюджетного дефицита порядка 1,5-2% и поддерживать его в течение долгого периода. Это потребует гораздо меньших издержек и меньших сокращений капиталовложений. Такой сценарий стабильного низкого бюджетного дефицита вполне хорош при достижении стабильных достаточно высоких темпов экономического роста.
Дефицит, если он контролируем и невысок, может стать одним из инструментов развития. С небольшим дефицитом (не больше 2%) можно развиваться быстрее, чем с бездефицитным бюджетом, особенно когда он превращается в идею фикс и дополняется политикой формирования фондов.
Современная экономическая теория уделяет большое внимание проблеме дефицита бюджета. Причиной тому, является стремительный рост государств с огромными объемами госдолга и дефицитом бюджета. Так случилось, что на современном этапе развития мировой экономики, нет ни одного государства не знакомого с этими явлениями.
Поэтому в данной курсовой работе были изучены и показаны основные теоретические моменты теории бюджетного дефицита и отражены основные черты этих проблем применительно к российским условиям.
Основные причины значительного бюджетного дефицита в России — это неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране, низкая эффективность производства, значительные социальные расходы, невнесение налогов в бюджет.
В 1999-2008 гг. федеральный бюджет РФ исполнялся с профицитом. Сверхпрофицит федерального бюджета РФ направлялся в Стабилизационный фонд (с 2008 г. - Резервный фонд и Фонд будущих поколений). Начиная с 2009 г. федеральный бюджет считается с дефицитом
В президентском послании говорится о необходимости снизить бюджетный дефицит к 2013 году по меньшей мере вдвое, по сравнению с уровнем 2009 года т.е., примерно до 3%. А по последним данным правительство намерено свести дефицит в этом году к 1-1,5% ВВП.
Однако заданные параметры бюджета слишком оптимистичны и не отражают реального положения дел. Если выполнить все обязательства, данные премьер-министром и президентом по реализации федеральных целевых программ и если начать выполнять приостановленные федеральные программы, это означает еще порядка 2 трлн. рублей расходов на 2011 г. В результате бюджетный дефицит увеличится до 7-8% в год. Если идти этим путем, то бюджетный дефицит будет нарастать и к 2015 году составит 10%.
1. Федеральный закон № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 » от 02.12.2009.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (с изм. и доп.)// СПС Консультант Плюс
3. Поляк Г.Б. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. Г. Б. Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 703 с.
4. Финансы: учебник / под ред. проф. М. В. Романовского, проф. О. В. Врублевской, проф. Б. М, Сабанти. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 462 с.
5. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/ Под ред. проф. Романовского М.В. и проф. Врублевской О.В. – М.: ЮРАЙТ, 2005, с. 423
6. Годин А. М., Горегляд В. П., Подпорина И. В. Бюджетная система РФ: учебник. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К˚», 2008. – 568 с.
7. Нешитой А. С. Финансы и кредит: учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К˚», 2008. – 544 с.
8. Мысляева И. Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 360 с.
9. Корчагин Ю. А. Современная экономика России. – 2-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 670 с.
10. Бабич, А.М. Государственные и муниципальные финансы: учебник/ А.М. Бабич. - М.: Финансы, 2009. - 687 с
11. Дефицит бюджета "по Кудрину"// Вопросы социального обеспечения. - 2009. - №5. - С. 21
12. Яблонских В.А., Черных Ю.Н. Бюджетный дефицит и методы его покрытия// Финансы и статистика, 2005, №4
13. Бафулин С.В., Ковалева Т.М., Сущность финансов: новые реалии.//Финансы и кредит. 2004, №5.
14. Бюджет 2011: сокращение дефицита или модернизация экономики: http://www.kapital-rus.ru.
15. Дефицит
бюджета РФ в 2011 году может составить 1,3%
ВВП: http://www.rosinvest.com/news/
16. Высказывания руководства: http://www.minfin.ru.
17. Основные направления бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов: http://www.minfin.ru
18. Банк России, www.cbr.ru
19. Федеральная служба государственной статистики, www.gks.ru
1 Поляк Г.Б. Бюджетная система России – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009, с. 54
2 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998г. №145-ФЗ//СЗ РФ от 03.02.2005г.
3 Мысляева И. Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009. – с. 206.
4 Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/ Под ред. проф. Романовского М.В. и проф. Врублевской О.В. – М.: ЮРАЙТ, 2005, с. 423
5 Мысляева И. Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009. – с. 208.
6 Бафулин С.В., Ковалева Т.М., Сущность финансов: новые реалии.//Финансы и кредит. 2004, №5.
7 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ, ст. 93-96.
8 Дефицит бюджета "по Кудрину"// Вопросы социального обеспечения. - 2009. - №5. - С. 21.
9 http://www.rian.ru/economy
10Основные направления бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов: http://www.minfin.ru
11 http://www.rosinvest.com/news/
Информация о работе Бюджетный дефицит, источники его покрытия