Бюджетный дефицит, источники его покрытия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА 5
1.1. Понятие и сущность бюджетного дефицита. 5
1.2. Виды бюджетного дефицита 8
1.3. Причины возникновения и способы покрытия бюджетного дефицита. 11
ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ РФ 19
2.1. Источники финансирования дефицита 19
2.2. Оценка профицита (дефицита) федерального бюджета 22
2.3.Управление бюджетным дефицитом в развитых странах. 24
2.4. Прогноз дефицита федерального бюджета РФ на 2011-2013 гг. и источники его финансирования 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Работа содержит 1 файл

курсовая бюджетный дефицит.docx

— 64.36 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ РФ

2.1. Источники финансирования  дефицита7

     Один из главных принципов бюджетной системы Российской Федерации - сбалансированность бюджетов. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ он означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему его доходов и поступлений из источников финансирования дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета органы власти и управления должны исходить из необходимости снижения дефицита бюджета. При этом сбалансированность бюджета должна достигаться на основе обеспечения эффективности и экономности использования бюджетных средств, т.е. получения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата, с использованием ожидаемого бюджетом объема средств.

     В соответствии с БК РФ (ст.93) источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств. Следует подчеркнуть, что БК РФ впервые в России в законодательном порядке определил источники финансирования дефицитов всех звеньев бюджетной системы страны (ст. 94-96).

     Источники финансирования дефицита  федерального бюджета делятся  на внутренние и внешние.  Внутренние источники имеют следующие формы:

     - кредиты, полученные РФ от  кредитных организаций в валюте  РФ;

     - государственные займы, осуществляемые  путем выпуска ценных бумаг  от имени РФ;

     - бюджетные ссуды и бюджетные  кредиты, полученные от бюджетов  других уровней бюджетной системы  РФ;

     - поступления от продажи имущества,  находящегося в государственной  собственности;

     - сумма превышения доходов над  расходами по государственным  запасам и резервам;

     - изменение остатков средств  по учету средств федерального  бюджета.

     К внешним источникам финансирования  дефицита федерального бюджета  относятся:

     - государственные займы, осуществляемые  в иностранной валюте путем  выпуска ценных бумаг от имени  РФ;

     - кредиты правительства иностранных  государств, банков и фирм, международных  финансовых организаций, предоставленных  в иностранной валюте, привлеченные  РФ.

     Управление средствами финансового резерва осуществляется Министерством финансов РФ. Для финансирования дефицитов нижестоящих бюджетов должны привлекаться исключительно внутренние источники. До 2001 г. для покрытия дефицита бюджетов субъекты РФ и муниципалитеты имели право привлекать внешние займы. Но это негативно отразилось на общей величине государственного долга. Так, после 1997 г., когда регионы впервые получили право самостоятельного размещения внешних займов (до этого внешние заимствования могли осуществляться ими только в случае принятия специального указа резидента), только за один 1998 г. четырьмя крупнейшими регионами – Москвой, Санкт-Петербургом, Свердловской и Нижегородскими областями – было размещено еврооблигаций на 1,2 млрд. дол. В последующие годы намечалось размещение новых внешних займов более чем 10 регионами на сумму свыше 3,5 млрд. дол. Таким образом, за относительно небольшой срок суммы задолженности регионов настолько возросли, а реальные возможности их погасить были столь малы, что было принято решение о запрещении субъектам РФ и муниципалитетам самостоятельно заниматься внешними заимствованиями.

     Так, источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ могут быть:

     - государственные займы, осуществляемые  путем выпуска ценных бумаг  от имени субъекта РФ;

     - бюджетные ссуды и бюджетные  кредиты, полученные от бюджетов  других уровней бюджетной системы  РФ;

     - кредиты, полученные от кредитных  организаций;

     - поступления от продажи имущества,  находящегося в государственной  собственности субъекта РФ;

     - изменение остатков средств  на счетах по учету средств  бюджета субъекта РФ.

     Источниками финансирования дефицита  местного бюджета могут быть  следующие внутренние источники:

     - муниципальные займы, осуществляемые  путем выпуска муниципальных  ценных бумаг от имени муниципального  образования;

     -  кредиты, полученные от кредитных  организаций;

     - бюджетные ссуды и бюджетные  кредиты, полученные от бюджетов  других уровней бюджетной системы  РФ;

     - поступления от продажи имущества,  находящегося в муниципальной  собственности;

     - изменение остатков средств  на счетах по учету средств  местного бюджета. 

     Бюджетным кодексом РФ установлены  предельные размеры дефицита  бюджетов разных уровней. Так,  размер дефицита федерального  бюджета не может превышать  суммарный объем бюджетных инвестиций  и расходов на обслуживание  государственного долга Российской  Федерации.

     Предельный размер дефицита бюджета  субъекта РФ связан с объемом  доходов и не может превышать  15% объема доходов бюджета субъекта  РФ без учета помощи из федерального  бюджета. Если в Законе о  бюджете утвержден размер поступлений  от продажи имущества, предельный  размер дефицита бюджета субъекта  РФ может превышать эту сумму,  но не более чем на величину  поступлений от продажи имущества.

     Размер дефицита местного бюджета  не может превышать 10% объема  доходов местного бюджета без  учета помощи из федерального  бюджета и бюджета субъекта  РФ. Причем поступления из источников  финансирования дефицита местного  бюджета могут направляться на  финансирование исключительно инвестиционных  расходов и не могут быть  использованы для финансирования  расходов на обслуживание и  погашение муниципального долга.

     Если в качестве источника  сокращения  дефицита регионального  или местного бюджетов рассматривается  продажа имущества, то, согласно  БК РФ, предельный размер дефицита  соответствующих бюджетов может  превышать указанные ограничения,  но не более чем на величину  поступлений от продажи имущества.

2.2. Оценка профицита (дефицита) федерального бюджета

     Федеральный бюджет РФ на протяжении ряда лет (начиная с 1999 г.) формировался с профицитом (таблица 1), исходя из определенного уровня цен на нефть.

Таблица 1

Основные  показатели федерального бюджета в 2005-2008 гг., млрд.руб8.

Годы

Доходы

Расходы

Профицит

2005

5127,23

3514,35

1612,88

2006

6278,89

4284,80

1994,09

2007

7764,55

6131,81

1632,74

2008

9258,06

7560,87

1697,19


 

     Весь "сверхпрофицит", который появлялся из-за того, что реальная цена на нефть была постоянно выше прогнозной, направлялся в Стабилизационный фонд. Стабилизационный фонд - это целевой бюджетный фонд с законодательно установленными источниками его образования. Средства фонда предназначались для покрытия дефицита бюджета, образуемого при сокращении объема поступлений от экспортных пошлин на нефть и налога на добычу полезных ископаемых (нефти), могли временно размещаться в долговые обязательства иностранных государств по выбору правительства (предоставление займов иностранным государствам), а также направлялись на покрытие текущих и капитальных расходов бюджета.

     В последнее время Стабилизационный фонд являлся главным инструментом, сдерживающим объем денежной массы в РФ. В случае если бы средства, находящиеся в нем, попали в обращение, случился бы инфляционный скачок.

     С 2008 г. Стабфонд разделен на Резервный фонд (ст. 96.9 Бюджетного кодекса РФ) и Фонд будущих поколений (ст. 96.10 Бюджетного кодекса РФ).

     Совокупный объем средств Стабилизационного фонда РФ в рублевом эквиваленте на 1 января 2008 года составил 3 трлн 849,11 млрд рублей, в то время, как на 1 января 2007 года объем Стабфонда составлял 2 трлн 346,92 млрд рублей.

     В 2005-2008 гг. профицит федерального бюджета вырос на 84,31 млрд.руб. и составил в 2008 г. 1697,19 млрд.руб.

     Начиная с 2009 г. федеральный бюджет считается с дефицитом. По оценке Минфина, дефицит федерального бюджета в 2009 году по итогам исполнения составил 3 триллиона 32 миллиарда 121,2 миллионов рублей, или 7,5% к объему ВВП. Дефицит бюджета 2009 г. покрылся за счет Резервного фонда. Источники внутреннего финансирования дефицита составили 3 триллиона 243 миллиардов 911,8 миллионов рублей, источники внешнего финансирования – минус 211 миллиардов 790,6 миллионов рублей.

     Дефицит федерального бюджета России в 2010 г составил 1 трлн 795,2 млрд рублей, первичный дефицит - 1 трлн 600,4 млрд. В процентном выражении он составил 3,9 процента ВВП. Объем поступивших доходов федерального бюджета за 2010 г составил 8 трлн 298,9 млрд руб, или 105,4 процентов к общему объему доходов федерального бюджета, утвержденному федеральным законом "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".    

     Согласно прогнозу Минфина РФ  в 2011 году объем дефицита бюджета будет постепенно сокращен до 3,6% ВВП (1 814,0 млрд. рублей).

     На покрытие дефицита бюджета в 2011г. за счет внешних источников планируется привлечь 557,9 млрд руб., в том числе за счет выпуска еврооблигаций - 764,7 млрд руб. Объем погашение предыдущих выпусков евробондов составит 115,8 млрд руб. Покрыть дефицит бюджета в 2011г. за счет внутренних источников планируется в размере 796,9 млрд руб., в том числе за счет выпуска ГСО-ОФЗ - 957,5 млрд руб. Объем погашения государственных ценных бумаг в 2011г. составит 208,9 млрд руб.

     В 2011 году дефицит федерального бюджета будет на 16,0% (289,4 млрд. рублей) финансироваться за счет использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, на 16,4% за счет поступлений от приватизации федеральной собственности (298,0 млрд. рублей) и на 67,6% (1 226,6 млрд. рублей) – за счет иных источников финансирования дефицита федерального бюджета, из которых 65,1% (1 180,9 млрд. рублей) составляют внутренние источники финансирования дефицита федерального бюджета и 2,5% (1,5 млрд. долл. США) – внешние источники финансирования дефицита федерального бюджета).

2.3.Управление бюджетным дефицитом в развитых странах.

Для более глубокого рассмотрения и понимания предмета исследования, необходимо ознакомиться с проявлениями бюджетного дефицита в других странах  и в первую очередь, в странах  с развитыми рыночными отношениями.

     Практически невозможно представить себе государство, в котором  безупречно работают все финансово-экономические рычаги, стимулирующие приток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают доходов. Как свидетельствует мировой опыт, примеров стран, в которых оптимально решены проблемы бюджетного дефицита, немного -   это, прежде всего,  Германия, Япония и Швейцария.

     Даже Соединённые Штаты Америки на протяжении длительного периода ежегодно имеют ощутимый дефицит государственного бюджета. Так, дефицит федерального бюджета США в закончившемся 30 сентября 2010 финансовом году составил 1 триллион 294 миллиарда долларов, или 8,9% от ВВП страны.9 Более того, проблема дефицита долгое время является одной из основных проблем внутренней политики США.

     По опыту США, обслуживание  государственного долга является тяжелой ношей для любого государства, так как постоянно оттягивает на себя определенную долю оборотных средств и приводит к увеличению дефицита бюджета государства. В свою очередь рост последнего обременяет экономику необходимостью постоянного изыскания средств для его погашения и, как следствие, приводит к новому витку роста как внутреннего, так и внешнего долга государства. Круг замыкается, и для того, чтобы его разорвать необходимо видоизменение экономической политики страны и, прежде всего законодательной базы, кардинальное реформирование  банковской системы (в первую очередь, снижение ставки банковского процента), пересмотр системы льгот, оптимизация налоговой политики.

     Тем не менее, мировой опыт показывает, что некоторые страны успешно решают проблему сбалансированности бюджета государства, его доходов и расходов.

     В качестве примера сбалансированного бюджета, можно привести бюджет Японии, который свидетельствует о том, что в этой стране эффективно решается проблема покрытия дефицита бюджета. Немаловажную роль здесь сыграли мероприятия по проведению ревальвации национальной денежной единицы.

     Огромную роль в сбалансированности бюджетов западных стран играет мощная законодательная база, защищающая национального производителя. Например, законы, касающиеся антимонопольных и антидемпинговых мер в государстве.

     Также необходимо отметить более детальный подход к изучению бюджетного дефицита, выявление скрытого дефицита, анализ причин его возникновения, а так же рассмотрение зависимостей связанных с проявлениями дефицита бюджета по структуре (структурный дефицит) и в цикличности  (циклический дефицит), позволяет выявить первопричины и детализировать дефицит бюджета как явление. Естественно решать проблему, зная о ней все, или почти все, намного легче.

Информация о работе Бюджетный дефицит, источники его покрытия