Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 13:09, курсовая работа
Целью моего курсового проекта являлось изучение особенности бюджетного дефицита.
Задачи курсовой работы :
-Рассмотреть особенности формирования государственного бюджета в экономике;
-Раскрыть механизм финансирования бюджетного дефицита в российской экономике.
-Анализ бюджетного дефицита за разные года и нынешнее положение российского бюджета.
Введение……………………………………………………………………...........2
Глава1. Государственный бюджет и его роль в экономике……………………3
1.1.Сущность государственного бюджета; его функции……………………….3
1.2.Новый тип бюджета российской экономики………………………………..8
Глава 2. Бюджетный дефицит и методы его финансирования……………….13
2.1. Проблема бюджетного дефицита российской экономики разных годов……………………………………………………………………………...13
2.2. Финансирования бюджетного дефицита………………………………….17
2.3. Рост бюджетного дефицита как необходимость реформирования финансовой системы России…………………………………………………...22
2.4. Политика снижения дефицита бюджета в США…………………………27
Заключение………………………………………………………………………29
Список использованной литературы…………………………………………..31
Наиболее негативными краткосрочными последствиями отличается эмиссионное финансирование (в виде кредитов ЦБ), приводившее довольно быстро к повышению темпов инфляции. Внутренние кредиты в краткосрочном плане гораздо менее грозили инфляцией, но в среднесрочной перспективе вовлекали в спекулятивную игру с государственными долговыми обязательствами огромную массу кредитных ресурсов и вели к снижению внутренних инвестиций в реальный сектор. Внешние кредиты в краткосрочном плане менее всего угрожали ростом инфляции, в среднесрочной перспективе не снижали национальные сбережения, но в длительной перспективе уменьшали доступные для инвестирования финансовые ресурсы, ухудшали платежный баланс, существенно замедляли долгосрочные темпы экономического роста вследствие оттока из страны финансовых ресурсов, направляемых на обслуживание внешнего долга.
В 1992-1994 гг. главным источником финансирования бюджетного дефицита были кредиты Центрального банка, т.е. денежная эмиссия, что привело к стремительному росту инфляции.
После принятия в апреле 1995 г. Закона о Центральном банке, запретившего эмиссионное финансирование бюджетного дефицита, кредиты ЦБ перестали открыто использоваться для этой цели.
В 1995 г.
произошел переход к так
Стремясь расширить рынок государственных долговых обязательств и снизить чрезвычайно возросшие (ввиду ограниченного числа кредиторов на внутреннем рынке капиталов) процентные ставки, российские власти постепенно ликвидировали к началу 1998 г. препятствия на пути притока иностранного капитала на рынок ГКО. К лету 1998 г. в руках нерезидентов находилось до 30% долговых обязательств российского государства.
Финансирование бюджетного дефицита за счет наращивания государственного долга породило целый ряд серьезных проблем. Во-первых, до конца 1997 г. происходил стремительный рост рынка рублевых государственных долговых обязательств в виде ГКО и ОФЗ. Выпуск данных инструментов обеспечивал в 1996-1997 гг. свыше 70% государственных заимствований (против 9,4% в 1994 г.). Однако необходимость погашения возросшего государственного долга превратилась в 1998 г. в основной источник дефицита федерального бюджета: накануне событий 17 августа этого года затраты на обслуживание госдолга составляли до 30% его общих расходов. Во-вторых, массированные государственные заимствования на внутреннем рынке отвлекали кредитные ресурсы от инвестиций.
Размер
дефицита федерального бюджета не может
превышать суммарный объем
Поступления из источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ направляются только на финансирование инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение долга субъекта РФ.
Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. Поступления из источников финансирования дефицита местного бюджета направляются только на финансирование инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение муниципального долга.
Если
в процессе исполнения федерального
бюджета происходит снижение объема
поступления доходов
Итак, различают два типа бюджетно-налоговой политики, в которой формируется тот или иной подход к бюджетному дефициту: стимулирующая бюджетно-налоговая и сдерживающая бюджетно-налоговая (фискальная рестрикция). Государство законодательно воздействует на параметры, определяющие и регулирующие размеры бюджетного дефицита. Один из главных принципов бюджетной системы РФ – сбалансированность бюджетов. Нормативное регулирование размеров бюджетного дефицита, предусмотренное Бюджетным кодексом, определяет: размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ, а бюджета субъекта Федерации – 15% объема его доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета; размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.
В таблице
№1 указаны все источники финансирования
дефицита бюджета за 2006 год.
Таблица №1 Источники финансирования дефицита федерального бюджета РФ на 2006г., в млрд. руб.
2006 г. | 2005 г. | |||||
Наименование показателя | план* | исполнено | % исп. | план* | исполнено | % исп. |
Источники финансирования дефицита бюджетов - всего | -720,61 | -1 489,41 | 206,69 | -278,11 | -1172,94 | 421,75 |
Источники внутреннего финансирования бюджета | 171,79 | 78,75 | 45,84 | 32,50 | -410,27 | -1262,29 |
Привлечение долговых обязательств: государственные ценные бумаги Российской Федерации, указанные в валюте Российской Федерации | 238,20 | 148,14 | 62,19 | 210,86 | 122,66 | 58,17 |
Погашение долговых обязательств: государственные ценные бумаги Российской Федерации, указанные в валюте Российской Федерации | -68,44 | -47,62 | 69,58 | -85,79 | -43,77 | 51,02 |
Компенсационные выплаты по сбережениям граждан | -40,00 | -33,57 | 83,92 | -30 | -14,92 | 49,7 |
Прочие
источники внутреннего |
-0,65 | -0,04 | 5,89 | -4,42 | -0,72 | 16,24 |
Государственные гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации | -1,32 | 0,00 | 0,00 | -1,8 | 0 | 0 |
Продажа акций и иных форм участия в капитале, находящихся в федеральной собственности | 31,00 | 9,14 | 29,49 | 0 | 0 | 0 |
Продажа земельных участков до разграничения государственной собственности на землю, на которых расположены объекты недвижимого имущества, находившиеся до отчуждения в федеральной собственности | 4,30 | 3,59 | 83,40 | 3,3 | 2,33 | 70,82 |
Поступления от продажи земельных участков после разграничения собственности на землю, зачисляемые в федеральный бюджет | 3,50 | 0,33 | 9,42 | 2,5 | 0,38 | 15,31 |
Поступления от продажи иных земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю | 0,20 | 0,23 | 112,99 | 0,2 | 0,10 | 49,75 |
Затраты на приобретение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней | -10,68 | -3,22 | 30,14 | -11,03 | -2,47 | 22,39 |
Поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней на внутреннем рынке | 3,57 | 0,01 | 4,131 | 2,34 | 56,57 | |
Поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней на внешнем рынке | 12,11 | 6,05 | 49,92 | 11,919 | 5,64 | 47,36 |
Курсовая разница по прочим средствам федерального бюджета | 0,00 | -4,27 | 0 | -10,60 | ||
Источники внешнего финансирования бюджета | -829,41 | -722,26 | 87,08 | -310,61 | -762,68 | 245,54 |
Государственные ценные бумаги Российской Федерации, номинированные в иностранной валюте | -81,41 | -47,38 | 58,19 | 0 | 0 | 0 |
Кредиты международных финансовых организаций, полученные федеральным бюджетом | 27,45 | 6,02 | 21,93 | 28,57 | 5,28 | 18,46 |
Кредиты международных финансовых организаций, полученные федеральным бюджетом | -21,79 | -12,70 | 58,31 | -65,289 | -112,062 | 171,64 |
Кредиты правительств иностранных государств, полученные федеральным бюджетом | 4,37 | 2,45 | 55,92 | 5,247 | 2,81 | 53,59 |
Кредиты правительств иностранных государств, полученные федеральным бюджетом | -686,25 | -642,74 | 93,66 | -129,77 | -516,39 | 397,94 |
Кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, полученные федеральным бюджетом | -3,39 | 0,00 | 0,00 | 0 | 0 | 0 |
Погашение обязательств за счет прочих источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета | -54,13 | -27,91 | 51,56 | -36,48 | -34,36 | 94,19 |
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте | -14,26 | 0,00 | 0,00 | -1,5 | 0 | 0 |
Изменение остатков средств | -62,99 | -845,90 | 1 342,88 | -110,12 | -500,61 | 0 |
Увеличение остатков средств | -8 976,41 | 0 | -3525,98 | 0 | ||
Увеличение остатков денежных средств Стабилизационного фонда Российской Федерации | -1 108,96 | 0 | -834,70 | 0 | ||
Увеличение прочих остатков денежных средств федерального бюджета | -7 867,45 | 0 | -2691,28 | 0 | ||
Уменьшение остатков средств | 8 130,51 | -110,12 | 3025,37 | 0 | ||
Уменьшение остатков денежных средств Стабилизационного фонда Российской Федерации | 616,81 | 0 | 524,83 | 0 | ||
Уменьшение прочих остатков денежных средств федерального бюджета | 7 513,70 | 0 | 2500,54 | 0 |
* - утвержденные
сводной бюджетной росписью
2.3. Рост бюджетного
дефицита как необходимость
реформирования финансовой
системы России
Сохранение в значительных масштабах бюджетного дефицита, активное использование в его финансировании внутренних и внешних заимствований положило начало резкому росту государственного долга.
Внутренний государственный долг включает задолженность по ГКО и ОФЗ, облигациям государственного сберегательного займа (ОГСЗ), а также неструктурированную задолженности по внутренним валютным облигациям (известным под названием «тайга» или «минфинки»), просроченную задолженность по централизованным кредитам сельскому хозяйству и северным выплатам.
В 1998 г. внутренний государственный долг включал задолженность правительства по кредитам, полученным от банка на покрытие бюджетного дефицита а 1991-1994 гг. (свыше б4 млрд. руб.), ГКО (266 млрд руб.)» ОФЗ (72 млрд руб.) и другие долги целевой заем 1990 г., целевые вклады и чеки на автомобили не учтена приравненная к государственному долгу задолженности по вкладам, обесценившимся от инфляции).
Размещавшиеся на внутреннем рынке государственные займы уже в 1996 г. превысили внутренние ликвидные сбережения. Однако сократить дефицит госбюджета в то время так и не удалось в достаточной мере.
В этой ситуации российские власти решили допустить нерезидентов на рынок внутреннего государственного долга. Еще в феврале 1994 г. ЦБ объявил о допуске нерезидентов на этот рынок, разрешил им приобретать до 10% номинального объема выпускаемых государственных ценных бумаг. В феврале 1996 г. иностранным инвесторам было разрешено участвовать через уполномоченные банки-нерезиденты в аукционах по ОФЗ и репатриировать получаемую прибыль (19-24% годовых в валюте) под гарантии ЦБ. С 1 января 1998 г. ЦБ и правительство объявили о полной либерализации рынка государственных ценных бумаг: были отменены ограничения на срок репатриации прибыли гарантированный уровень доходности. Стремительное расширение рынка ГКО-ОФЗ в 1995—1997 гг. совпало с рекордным по объему притоком капиталов на развивающиеся рынки, одним из которых стал российский.
Широкий доступ нерезидентов на рынок внутреннего государственного долга, с одной стороны, позволило снизить процентные ставки (в 1997 г. гарантированная доходность их была постепенно понижена до 9% годовых). Это все вело к уменьшению нагрузки на бюджет в части расходов на обслуживание государственного долга. С другой стороны резко возросла зависимость бюджетной системы России от конъюнктуры мировых финансовых рынков, что и не замедлило вскоре проявиться. С началом финансового кризиса в Юго-Восточной Азии летом 1997 г. готовность нерезидентов к новым инвестициям в российские ценные бумаги сменилась осторожностью, а осенью того же года начался «сброс» ГКО нерезидентами и вывод ими своих капиталов из России.
Ситуацию серьезно осложнила проводившаяся в 1996—1998 гг. политика российских властей по управлению государственным долгом, направленная на замещение долговых инструментов, номинированных в рублях, внешними заимствованиями, потому что они были значительно дешевле внутренних. В результате внешний долг России вырос в 1996-1998 гг. более чем вдвое, а только за первые восемь месяцев 1998 г. — на 18,5 млрд долл..
Однако переход России на внешние заимствования пришелся на конец подъема мировой экономики и начало финансового кризиса, охватившего финансовые рынки развивающихся стран в 1997— 1999 гг. В результате девальвации российского рубля в 1998 г. государственный долг, номинированный в иностранной валюте, за несколько месяцев увеличился более чем втрое, а весь государственный долг — почти вдвое.
Объем государственного долга России до 2003 г. был не очень велик по международным стандартам, что отчасти способствовало недооценке российскими властями реальной угрозы и кризиса.
Внешние заимствования обычно делаются на более длительные сроки по «равнению с внутренними. Если бы консолидация долга (замена краткосрочного долга на долгосрочный путем изменения соотношений внутренних и внешних заимствований) проводилась в более благоприятных условиях, то угрозу нараставшего с осени 1997 г. финансового кризиса, видимо, можно было несколько ослабить.
Существует еще один аспект оценки государственного долга России, а именно относительно небольшие размеры легального ВВП, который только и может служить источником обслуживания этого долга.
Постоянный рост государственного долга неизбежно приводил к увеличению абсолютных и относительных расходов на его обслуживание.
В результате под воздействием увеличения государственного долга произошло существенное изменение структуры расходов федерального бюджета в сторону платежей по обслуживанию внутренней и внешней задолженности.
Достигнутое в феврале 2000 г. соглашение с Лондонским клубом коммерческих банков — кредиторов позволяет России сэкономить на обслуживании этой части долга примерно 13 млрд долл. в 2001-2007 гг.
К началу проведения рыночных реформ Россия представляла собой высокоцентрализованное государство, что выражалось, в частности, в преобладании федерального бюджета в консолидированном бюджете.
В период распада
СССР и становления новой российской
государственности усилились
Информация о работе Бюджетный дефицит и методы его финансирования