Бюджетный дефицит и методы его финансирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Целью моего курсового проекта являлось изучение особенности бюджетного дефицита.
Задачи курсовой работы :
-Рассмотреть особенности формирования государственного бюджета в экономике;
-Раскрыть механизм финансирования бюджетного дефицита в российской экономике.
-Анализ бюджетного дефицита за разные года и нынешнее положение российского бюджета.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...........2
Глава1. Государственный бюджет и его роль в экономике……………………3
1.1.Сущность государственного бюджета; его функции……………………….3
1.2.Новый тип бюджета российской экономики………………………………..8
Глава 2. Бюджетный дефицит и методы его финансирования……………….13
2.1. Проблема бюджетного дефицита российской экономики разных годов……………………………………………………………………………...13
2.2. Финансирования бюджетного дефицита………………………………….17
2.3. Рост бюджетного дефицита как необходимость реформирования финансовой системы России…………………………………………………...22
2.4. Политика снижения дефицита бюджета в США…………………………27
Заключение………………………………………………………………………29
Список использованной литературы…………………………………………..31

Работа содержит 1 файл

Бюджетный дефицит и методы его финансирования.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

На основе обезличивания доходов формировались соответствующие закономерности в движении расходной части бюджета. Существовала тенденция к неограниченности роста запросов на финансовые ресурсы вне зависимости от собственного вклада. Ограниченность ресурсов и неограниченность запросов государства и его структур в распределении и потреблении общих финансовых ресурсов породили диспропорциональный рост централизованного финансового фонда. Эти свойства бюджета и бюджетных потребностей проявляются и до сих пор в скрытой, превращенной форме, порождая не обеспеченные источниками расходы, отрыв бюджетных ассигнований от реальной доходной базы.

Новый тип бюджета основывается на подходе  к бюджету как к институту  рыночной системы, когда государство  обеспечивает производство общественных благ, призванных удовлетворять совместные потребности (продукция оборонного характера, инфраструктура, блага науки, культуры, образования, управления). При этом формируется общественный сектор экономики и новый тип государственных финансов как финансов одного из субъектов хозяйства в рыночной экономике. Данный подход свойственен рыночным воззрениям на бюджет и на его функции в современной жизни.

Размеры и объемы налогов как основы доходной базы бюджета в конечном счете  должны обеспечивать удовлетворение потребностей в общественных товарах и услугах наряду с товарами и услугами, которые создаются частным сектором, занимающим основное место в экономике. Расходы, необходимые для выполнения государством своих функций, должны обеспечивать социальные потребности государства (перераспределение ресурсов в пользу социально незащищенных слоев населения и др.). Возрастает регулирующая роль бюджета во всей системе инструментов государственного управления экономикой.

Наряду  с изменением доходной базы реконструируются структура и целевая направленность расходов в связи с отказом бюджета от своей роли быть бюджетом всего народного хозяйства. Бюджет становится финансовым фондом государства. Существенным моментом является формирование нового типа внутренних межбюджетных отношений: вместо единой бюджетной «вертикали» унитарного государственного бюджета формируется система взаимодействия относительно самостоятельных бюджетов трех уровней: федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов системы местного самоуправления.

Определяются  новое положение, содержание и роль федерального бюджета в экономической  политике, бюджетной системе, а также  характер его отношений с бюджетами  субъектов Федерации и местными бюджетами. Тенденция децентрализации  бюджетной системы, налогов, собственности и финансовых ресурсов не может отменить того, что экономические и социальные процессы, связанные с рыночным развитием, предполагают централизацию ряда функций государства, в том числе регулирующей и социальной. Это требует проведения политики на формирование федеративной бюджетной системы рыночного типа с сильным федеральным бюджетом. Наряду с укреплением и развитием доходной базы субъектов Федерации и местных бюджетов и решением ими проблем бюджетной самодостаточности в России есть потребность в централизации значительной доли ВВП в федеральном бюджете. Следует ожидать, что эффективным механизмом решения данной проблемы могут стать структуры новых федеральных округов, объединяющие финансовые потоки и усиливающие финансовый контроль за их прозрачностью и целевой направленностью. Федеральный бюджет должен быть одним из главных рычагов в системе государственного регулирования рыночных процессов, проведении региональной политики, обеспечивать стратегию экономического развития, выравнивание финансовой обеспеченности регионов, сохранение единого экономического и социального пространства.

Основными функциями бюджета в экономике являются:

  • аккумуляция и централизация финансовых ресурсов на нужды государства и общества в целом – данная функция предусматривала накопление финансовых ресурсов «отовсюду» на выполнение общегосударственных задач;
  • регулирование социально-экономических процессов – т.е. направлена на контроль развития социально-экономической сферы, ее нужд с выделением необходимых бюджетных ассигнований;
  • инвестиционная функция – направлена на развитие инвестиционной деятельности;
  • перераспределение финансовых ресурсов (территориально-региональное, межотраслевое, межведомственное, социальное); функция социальной защиты – реализуется при недостаточности финансовых ресурсов;
  • стимулирование предпринимательской деятельности – выделение средств на развитие предпринимательства, поддержка предпринимательской деятельности;
  • контроль за финансовыми доходами и расходами государства и взаимосвязанных с ним структур - выделение средств на осуществления контроля в области доходов и расходов государства и других структур и структурных подразделений, поддержка развития подразделений, осуществляющих контролирующую деятельность.

 В переходной  экономике бюджет осуществляет функции финансового обеспечения перехода к рыночной экономике, формирования макроэкономических параметров и рыночной среды, а также рыночного поведения субъектов экономики. В силу открытости экономики стихийным колебаниям мирового финансового рынка бюджетная система Российской Федерации выполняет также функции антикризисного регулирования и обеспечения финансовой безопасности государства.

Функции бюджета взаимозависимы, взаимодополняют  друг друга. Наиболее сложной является связь между функциями стимулирования предпринимательской деятельности и аккумуляции централизованных финансовых ресурсов. В упрощенном виде представляется, что чем меньше средств аккумулируется в бюджете государства, тем активнее происходит стимулирование предпринимательской деятельности, развитие рыночных отношений. Отсюда вытекают предложения о минимизации перераспределения ресурсов через бюджет, значительном уменьшении налогообложения предпринимательской деятельности, снижении степени административного, финансового, налогового, валютного контроля за движением денежных ресурсов и т.д. Справедливое положение о снижении налогов не означает, что можно преуменьшать значение и других функций бюджета, стимулирование развития прогрессивных отраслей народного хозяйства, обеспечение социальной защиты, региональное выравнивание и т. д. Государство, беря на себя бремя социальных расходов, позволяет предприятиям и предпринимателям уменьшать издержки производства и затраты на социальные цели за счет оставшейся после уплаты налогов прибыли. Затраты государства на образование, культуру и искусство, социальные цели придают рыночной экономике социальную ориентированность, гуманизируют ее. Это своего рода стратегическая линия защиты предпринимательства. С другой стороны, эти вложения освобождают предпринимательство от многих затрат. В этой связи особое значение приобретают вложения в «человеческий капитал» как инвестиции в подготовку квалифицированной рабочей силы — главного фактора производства.

Формирование  бюджета нового типа в России еще не завершено. Решение этой задачи осложнено кризисом реального сектора экономики и недостаточной эффективностью налоговой системы.

 

Глава 2. Бюджетный дефицит  и методы его финансирования

2.1. Проблема бюджетного  дефицита российской  экономики

В современной России проблема бюджетного дефицита оказалась наиболее тяжелой финансовой проблемой. Дефицит консолидированного бюджета составил, по данным Министерства финансов, в 2002 г. 5,8% ВВП, в 2003 г. - 5,2, в 2004 г. - 8,9, в 2005 г. дефицит снизился до 3,6, а в 2006 г. он возрос до 4,3% ВВП.

Согласно  альтернативным оценкам, дефицит консолидированного бюджета России в 1993—1997 гг. сохранялся в пределах 8-14% ВВП.

Столь высокий размер дефицита был обусловлен завышенным объемом государственных  обязательств, а также тем, что налоговая система не смогла приспособиться к условиям переходной экономики. Это выражалось в массовом уклонении от налогов (по оценке, в бюджет в середине 90-х годов не поступало от 30 до 50% подлежащих уплате налогов).                                                  

В первые годы рыночных реформ бюджетная политика России была направлена в основном на минимизацию бюджетного дефицита. Такое направление политики объяснялось  двумя причинами: во-первых, сохранение значительного бюджетного дефицита поддерживало высокий уровень инфляции, а во-вторых, столь высокий дефицит исключал возобновление сколько-нибудь устойчивого экономического роста.

Сокращение  бюджетного дефицита превратилось в  России в одну из острейших политических проблем, так как ввиду невозможности увеличения доходов государство пыталось решить данную проблему путем сокращения бюджетных расходов. Однако этому препятствовало наличие в российской экономике обширного сектора, зависящего от государственных заказов или дотаций (ВПК, АПК, угольная промышленность, социальная сфера).

В рамках политики минимизации бюджетного дефицита были резко сокращены расходы  по финансированию народного хозяйства, в незначительной мере производилась  индексация социальных выплат и заработной платы в бюджетной сфере. Кроме того, значительная часть бюджетных расходов социального характера, перекладывалась с федерального уровня на региональный и местный уровни. Возник своего рода порочный круг: «сжатие» бюджетных расходов, сопровождавшееся углублением кризиса неплатежей, вело к падению объемов производства, за которым следовало новое падение реальных бюджетных доходов и расходов.

В проведении бюджетной политики России сформировались два варианта. Один вариант (либеральный) предполагает стимулирование экономического роста через решительное преодоление налогового кризиса и связанной с ним зависимости бюджета от внутренних и внешних заимствований, а также сокращение расходов путем проведения структурных реформ (военной, пенсионной, жилищно-коммунальной и др.). Другой вариант (дирижистский) основывается на идее о принципиальной неспособности частного бизнеса накапливать капитал и инвестировать его в производство. Поэтому государство должно активно направлять инвестиционную деятельность всех экономических агентов. Предполагается, что только оно способно аккумулировать финансовые ресурсы и разумно их инвестировать. В основе этого предположения лежит проявившаяся в переходной экономике слабость частной финансовой системы, которая не может привлечь на длительный срок внутренние сбережения и повысить их общий уровень.

Что же касается положения Российского  бюджета на сегодня, то предполагается, дефицит бюджета в 2010 году может достичь 20% ВВП. При этом правительство ожидает, что дефицит не должен превысить 7,5 %.Это ниже текущего уровня. На практике же не видно объективных условий улучшения финансового положения страны. В казну будет поступать меньше средств, а ВВП продолжит своё падение. Бюджет страны скорее всего окажется невыполнимым и не будет соответствовать ожиданиям правительства.

Полагаясь на проект бюджета на 2010-2012 годы доходы бюджета в 2010 году должны составить 6636,2 млрд. руб., что составляет 15,7% ВВП. Власти же планируют потратить 9822,8 млрд. ру. (23,2% ВВП). Отсюда видно, что  дефицит бюджета составит 7,5% ВВП. Если кардинально не уменьшить расходы, то бюджетный дефицит окажется не меньше, чем в этом году. Оценка сложившейся ситуации в стране является негативной.

В 2009 году дефицит бюджета по официальным прогнозам составил 3 617 млрд. руб. (9,4% ВВП). Казна же пополнилась на 6 561,3 млрд. руб., это составило 17,1% ВВП. Правительство собирается в 2010 году потратить не больше, чем в 2009 году. Вот только кризис ещё существует, а они этого не учитывают.

Таким образом, ВВП ещё значительно  снизится к концу года. Это продолжится и в 2010 году, казна же получит меньше средств. Полагаясь на объективные причины казна не получит тех средств, на которые рассчитывает правительство, а отсюда следует вполне вероятное повышение бюджетного дефицита в районе 20% ВВП.

Промышленность продолжит падать ещё в течение двух лет. Цены на металл и углеводороды упадут. Россия уменьшит свой экспорт и в 2010 год мы вступим с плохими экономическими показателями.

Несмотря  на повышение тарифов, акцизных сборов и привлечение заёмных средств, исполнение бюджета окажется затруднительным. Потребительский спрос упадёт, вследствие урезания социальных расходов, тем самым это сыграет на усиление кризиса.

В любом  случае, сейчас дефицит российского бюджета продолжает расти. За сентябрь бюджетный дефицит вырос на 81,8 млрд рублей, превысив по итогам 9 месяцев 727 млрд рублей. 

Бюджетный дефицит РФ в январе-сентябре составил 727, 646 млрд рублей. С августа по сентябрь он вырос на 81,8 млрд, сообщает Министерство финансов. При этом первичный дефицит составил 562,311 млрд рублей.  
 
За девять месяцев в федеральный бюджет поступило 6 трлн 006 млрд 969 млн рублей доходов. Это способно обеспечить 77,2% общего объема доходов, утвержденного в планах на этот год. При этом бюджетные расходы составили 6 трлн 734 млрд 616 млн рублей, что составляет 65,9% законодательно утвержденных бюджетных ассигнований и 65,8% уточненной росписи. 

За девять месяцев в бюджет поступило 2 трлн 351 млрд 149 млн рублей налогов. 3 трлн 111 млрд 616 млн рублей в бюджет обеспечила Федеральная таможенная служба. 

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом перечислило в бюджет 42,35 млрд рублей. Оставшиеся федеральные органы обеспечили поступление в бюджет 501,856 млрд рублей. Без учета доходов от перечисления части прибыли Центробанка, а также от управления средствами. 

Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, составили 196,916 млрд руб, что составляет чуть больше половины (59,3%) прогнозных показателей.  
По итогам 2010 года дефицит бюджета планируется на уровне 5%. В следующем году правительство рассчитывает сверстать федеральный бюджет с доходами в 8,6 трлн руб. Расходная часть составит 10,4 трлн руб. Дефицит бюджета в 2011 году будет 3,6% ВВП. Бездефицитным бюджет будет не ранее 2015 года. 

Пока большую часть бюджетных доходов составляют таможенные поступления, но власти планируют увеличить долю налогов. Так, налоговая нагрузка на российский бизнес в 2011 году увеличится на 2,3%, а к 2013 г. на 3,6%.Увеличение налогового бремени позволит увеличить доходную часть бюджета и покрыть часть дефицита, который в 2013 году прогнозируется на уровне 1,795 трлн руб. ( 2,9% ВВП). Однако это может негативно сказаться на восстановлении экономики страны.

                    2.2.Финансирования бюджетного дефицита 

      Основными инструментами покрытия бюджетного дефицита являются денежная эмиссия, государственные и муниципальные займы, внутренние кредиты, внешние займы. Влияние внутреннего и внешнего заимствования на величину финансовых ресурсов страны, платежный баланс и рост экономической активности различно. С этой точки зрения существенным является разграничение между внутренним и внешним заимствованием.

Информация о работе Бюджетный дефицит и методы его финансирования