Бюджетный дефицит и источники его финансирования в Российской Федерации и экономически развитых странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 10:57, курсовая работа

Описание работы

Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами - это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически.

Содержание

Введение
I. Дефицит бюджета: понятие, причины возникновения
1.1 Понятие дефицита бюджета, причины его возникновения
1.2 Доходы, расходы и дефицит
II. Анализ структуры бюджетного дефицита
2.1 Методы финансирования бюджетного дефицита
2.2 Финансовая политика государства, способы финансирования дефицита бюджета и экономика страны
III. Бюджетный дефицит 2008-2010 гг.
3.1 Методы финансирования бюджетного дефицита в экономически развитых странах в 2008-2010 гг.
3.2 Бюджетный дефицит РФ в 2008-2010 гг.
3.2 Прогнозы бюджетного дефицита в РФ
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

кур.работа.docx

— 55.22 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Уфимский  финансово – экономический колледж - филиал

ФГОБУ ВПО  «Финансовый университет при  Правительстве Российской Федерации»

(Уфимский  филиал Финуниверситета) 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине: «Финансы и кредит»

на  тему: «Бюджетный дефицит  и источники его  финансирования в  Российской Федерации  и экономически развитых странах» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Уфа 201

 

      СОДЕРЖАНИЕ 

Введение

I. Дефицит бюджета: понятие, причины возникновения

1.1 Понятие дефицита бюджета, причины его возникновения

1.2 Доходы, расходы и дефицит

II. Анализ структуры бюджетного дефицита

2.1 Методы финансирования бюджетного дефицита

2.2 Финансовая политика государства, способы финансирования дефицита бюджета и экономика страны

III. Бюджетный дефицит 2008-2010 гг.

3.1 Методы финансирования  бюджетного дефицита в экономически  развитых странах в 2008-2010 гг.

3.2 Бюджетный дефицит РФ в 2008-2010 гг.

3.2 Прогнозы бюджетного дефицита в РФ

Заключение

Список использованной литературы 

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами - это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически.

     Практически невозможно представить себе государство, в котором безупречно работают все финансово – экономические рычаги, стимулирующие приток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают доходов. Обслуживание государственного долга (имеется в виду оплата процентов заимодателям) является тяжелой ношей для любого государства, так как постоянно оттягивает на себя определенную долю оборотных средств и приводит к увеличению дефицита бюджета государства. В свою очередь рост последнего обременяет экономику необходимостью постоянного изыскания средств для его погашения и как следствие приводит к новому витку роста как внутреннего, так и внешнего долга государства. Круг замыкается, и для того, чтобы его разорвать необходимо видоизменение экономической политики страны и, прежде всего, законодательной базы, пересмотр системы льготирования, оптимизация налоговой политики.

     Идеального решения трилеммы «поступления – расходы – дефицит» не существует нигде в мире. Все это делает проблему бюджетного дефицита одной из самых актуальных проблем экономики. Именно федеральный бюджет вносит решающий вклад в реализацию стратегических целей развития страны. Возникает вопрос, как соблюсти баланс федерального бюджета и какими методами урегулировать его.

     Естественно решать проблему, зная о ней все, или почти все, намного легче. Для ее решения необходимо отметить более детальный подход к изучению бюджетного дефицита. Выявление дефицита, анализ причин его возникновения, а  также рассмотрение зависимостей, связанных с проявлениями дефицита бюджета цикличности (циклический дефицит), с проводимой правительством политикой позволяет выявить первопричины и детализировать дефицит бюджета как явление, определить способы его регулирования.

     Уровень инфляции, динамика валютного курса, налоговая нагрузка и бюджетный дефицит взаимосвязаны и от этих факторов зависит также стабильность экономической деятельности и экономического роста страны.

     В Российской Федерации в 1998 году был  принят Бюджетный Кодекс, в котором  отражены основные положения о доходах  бюджета, расходах, размере дефицита бюджета и источниках его финансирования. По размеру бюджетного дефицита отчитывается Министерство финансов, прогнозируемый дефицит бюджета учитывается при составлении бюджета на следующий год. Для этого составляется Федеральный закон о Федеральном бюджете на очередной финансовый год, который содержит такие характеристики бюджета как бюджетный дефицит и источники его финансирования. 

 

I. ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА: ПОНЯТИЕ, ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ 

1.1 Понятие дефицита бюджета и причины его возникновения 

     Доходы  и расходы государственного бюджета, в принципе, могут быть сбалансированы. Однако в реальной жизни этого, как  правило, не бывает и имеет место  дефицит или профицит. Их размер и отношение к ВВП являются основными итоговыми финансовыми показателями сектора государственного управления.

     Дефицит государственного бюджета характеризует превышение расходов и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования государственных финансов и классификации доходов и расходов. Наличие дефицита нередко является симптомом неблагополучия и нуждается в анализе.

     Величина  дефицита определяется в абсолютном выражении в национальной валюте, а также в процентах к ВВП, национальному доходу, расходам и  доходам бюджета. Критической планкой для обычных лет считает дефицит в 3% ВВП, за которые выходить нельзя, считается в России. Величина дефицита определяется при утверждении бюджета.

     Дефицит бюджетов возникает в силу превышения расходов над доходами. Факторами  возникновения и роста дефицита могут быть обстоятельства, связанные  с недостаточностью доходной базы или  нерациональными расходами. Основными  причинами дефицита бюджетов являются войны и спады производства.

     Войны требуют использования ресурсов экономики на вооружение и содержание армии. Финансирование этих расходов осуществляется за счет увеличения налогов, денежной эмиссии и выпуска государственных  долговых обязательств. Каждый из этих источников имеет свои ограничители.

     Увеличение  налоговых ставок ограничивает стимулы  к труду и развитию производства. Эмиссия новых денег ведет к инфляции. Выпуск долговых обязательств связан с возможностями размещения займов. Однако продажа государственных облигаций является существенным источником покрытия дефицита бюджета и роста государственного долга. При этом напряжение экономики возникает не только в период военных действий, но и в результате расходов на военные нужды в мирное время.

     Другим  важным фактором, порождающим дефицит, являются спад, стагнация и периоды депрессии производства. В годы, когда ВВП и национальный доход сокращаются, автоматически сокращаются также налоговые поступления. В то же время расходы сохраняют тенденцию оставаться на прежнем уровне. В итоге возникает или увеличивается разрыв между расходами и доходами, растет дефицит.

     Рост  дефицита может быть связан с неоправданным, не учитывающим финансовых возможностей ростом расходов и их неэффективностью (в частности, с высокими расходами  на оборону и оборонное производство, на содержание управленческого персонала, дотациями убыточным отраслям и  др.).

     Негативное  влияние на доходы бюджета и соответственно на размеры дефицита оказывает устойчивость национальной валюты и денежного обращения. Слабость валюты, ее недостаточность для обслуживания экономического оборота приводят к развитию бартерных операций, появлению суррогатов денег, нарушению нормальных расчетов, неплатежам хозяйствующих субъектов друг другу и в бюджет.

     Нерациональная  налоговая политика, превышение нормальной налоговой нагрузки также могут  приводить к негативному результату вследствие порождения тенденции к  ограничению и сокращению хозяйственной  деятельности, развитию теневой экономики. 

 

II. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА 

2.1 Методы финансирования бюджетного дефицита 

     Финансирование  дефицита государственного бюджета представляет собой покрытие его дефицита, осуществляемое двумя основными способами: за счет государственных займов и за счет эмиссии новых денег. На финансирование дефицита оказывает также влияние увеличение или уменьшение остатков ликвидных финансовых средств у органов государственного управления.

     Для финансирования дефицита государственного бюджета с помощью займов государство  привлекает свободные денежные средства других секторов экономики и внешнего мира, используя различные финансовые инструменты: размещение государственных  долговых обязательств и прямые кредиты  от других уровней государственного управления, международных организаций, правительств, банков и поставщиков.

     Остаток средств на счетах в банках и резервов наличных денег влияет на величину общего спроса в экономике аналогично операциям заимствования: сокращение увеличивает спрос, прирост — уменьшает. Использование ранее накопленных средств приводит к увеличению общего спроса в экономике. Соответственно увеличение остатков средств органов государственного управления ведет к снижению общего спроса в данном периоде.

     Государственное заимствование, погашение  задолженности и  изменение государственных  средств на счетах в банках, государственных  резервов национальной валюты и ценных бумаг  являются неэмиссионными способами покрытия дефицита бюджета.

     Покрытие  дефицита за счет выпуска новых денег увеличивает денежную массу в обращении и способствует развитию инфляционных процессов.

     Финансирование  дефицита государственного бюджета  может осуществляться за счет как  внешнего заимствования, так и заимствования  внутри страны. Влияние внутреннего  и внешнего заимствования на величину финансовых ресурсов страны, платежный  баланс и рост экономической активности различно.

     Внешнее заимствование  в момент поступления средств приводит к увеличению общего объема финансовых ресурсов страны и позволяет увеличить суммарный спрос государства на товары и услуги национального производства, если средства направляются на эти цели. Вместе с тем займы иностранных государств, международных финансовых организаций и зарубежных банков могут использоваться для оплаты государственных закупок за рубежом, возврата ранее полученных кредитов, процентов по внешним займам, направляться после конвертации в национальную валюту на выплаты населению и для других целей.

     Высшим  органом управления государственным  кредитом в РФ является Федеральное Собрание Российской Федерации, которое устанавливает максимальные размеры как привлечения средств для финансирования бюджетного дефицита или рефинансирования ранее сделанных долгов, так и кредитования за счет средств бюджета.

     В соответствии с Конституционным  законом «О правительстве» предельный объем выпуска тех или иных ценных бумаг устанавливается Правительством. В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ Правительство РФ вправе осуществлять внешние заимствования в объеме свыше установленного законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, если при этом оно осуществляет реструктуризацию государственного внешнего долга, приводящую к снижению расходов на его обслуживание.

     Для оптимизации управления внутренними  и внешними заимствованиями БК РФ предусматривает разработку Правительством двух программ: Программы государственных внешних заимствований (ст. 108) и Программы государственных внутренних заимствований (ст.110). Указанные программы представляют собой перечень заимствований на очередной финансовый год с указанием целей, источников, сроков возврата. Программы представляются Федеральному Собранию РФ одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год и подлежат утверждению.

     В РФ действует единая система учета  и регистрации государственных  заимствований РФ. Для этого названные  выше департаменты Минфина ведут  государственные книги внутреннего  и внешнего долга РФ.

     Заимствование внутри страны означает лишь перераспределение имеющихся в стране ресурсов между секторами экономики. Воздействие на экономику внутреннего заимствования определяется характером заимствуемых государством средств. Если привлекаемые государством кредитные ресурсы могут быть направлены на иные цели, то заимствование их государством уменьшает объем расходов других секторов экономики и не увеличивает общий спрос в экономике. В случае если при государственном заимствовании общий объем расходов других секторов не уменьшается, то государственное заимствование приводит к росту совокупного спроса в экономике.

Информация о работе Бюджетный дефицит и источники его финансирования в Российской Федерации и экономически развитых странах