Бюджетные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 17:52, реферат

Описание работы

Бюджетные отношения характеризуются большим многообразием, поскольку опосредуют разные направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (федеральный, республиканский, местный).
Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Он обусловлен тем, что в руках государства ежегодно должна концентрироваться определенная доля национального дохода, необходимая для удовлетворения социально-культурных потребностей граждан, решения оборонных задач, покрытия общих издержек государственного управления.

Работа содержит 1 файл

госбюджет.docx

— 41.31 Кб (Скачать)

     Бюджетное регулирование – одна из важнейших хозяйственных функций государства. Цель его – поддержание стабильности экономики, обеспечение ее стабильности, структурных сдвигов, решение глобальных задач функционирования и развития общества. Бюджетное регулирование достаточно высоко развито в различных экономических системах. Хотя необходимо отметить, что в условиях рыночной экономики степень государственного вмешательства в движение финансовых ресурсов регионов и предприятий значительно меньше, чем в экономике нерыночного типа и носит, как правило, косвенный характер.

     С юридической точки зрения бюджет представляет собой основной финансовый план образования, распределения и  использования централизованного  денежного фонда государства (региона), утверждаемый соответствующим представительным органом власти. Этот финансовый план закрепляет юридические права и  обязанности участников бюджетных отношений.

     Как финансовый план, государственный бюджет характеризуется теми же чертами, что  и другие финансовые планы. Однако бюджет имеет ряд особенностей, он отличается:

    • огромными масштабами, исчисляемыми десятками триллионов рублей. Ни один финансовый план, составляемый в стране, не имеет таких масштабов;
    • исключительной мобильностью в процессе его формирования и использования или маневренностью. Мобильность бюджета достигается: соблюдением принципа общего (совокупного) покрытия расходов, принципа единства кассы, образованием и использованием различных видов бюджетных резервов, бюджетных ссуд, возможностью внесения изменений в утвержденные назначения.

     Величина  бюджета зависит от ряда факторов, и прежде всего от уровня развития экономики и величины валового внутреннего  продукта и национального дохода и методов руководства народным хозяйством.

     Как и любой другой финансовый план, бюджет должен быть сбалансирован, однако сбалансированность может быть достигнута не только за счет достижения равенства  доходов и расходов, но и путем  использования государственных заимствований.

     Роль  бюджета заключается в том, что  он является важнейшим инструментом воздействия на развитие экономики. С его помощью на основе бюджетного механизма государство изменяет структуру общественного производства, влияет на результаты хозяйствования, осуществляет социальные преобразования. При этом государство применяет  различные формы прямого и  косвенного воздействия на экономику – субсидирование организаций и предприятий, государственные инвестиции, бюджетное финансирование отраслей, определяющих научно-технический прогресс, что в конечном счете позволяет добиваться роста валового внутреннего продукта и национального дохода.

     Важную  роль играет государственный бюджет в решении социальных проблем  на основе улучшения механизма финансирования учреждений социальной сферы – образования, здравоохранения, культуры и искусства.

     Таким образом, по мере развития рыночных отношений  и осуществления экономически обоснованной финансовой политики в стране роль государственного бюджета в социальных процессах постоянно усиливается. Разработка и последовательная реализация мер направленных на увеличение доходов бюджета и сокращение его расходов, целенаправленное управление размером бюджета позволят стабилизировать финансовое положение страны и будут способствовать ее социально-экономическому развитию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     На  основе приведенной выше информации можно сделать следующий вывод: бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению  основных задач и количественных параметров формирования доходов и  расходов бюджета, управления государственным  долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.

         Государственный бюджет – это  важнейший плановый и контрольный  инструмент, посредством которого  государство перераспределяет более  третьей части национального  дохода и более половины своих  денежных средств. Бюджет возникает  и действует там, где существует  государство и развитые товарно-денежные  отношения. Через государственный  бюджет правительство реализует  экономическую и социальную, внутреннюю  и внешнюю политику. От размера  государственного бюджета, состава  и соотношения его доходов  и расходов зависят реализация  программ экономического и социального  развития, устойчивость финансового  положения страны. Он может активно  влиять на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование  структуры экономики, на развитие  приоритетных отраслей и социальной  сферы. Бюджетное устройство представляет  собой совокупность таких   элементов как организация и  принципы построения бюджетной  системы, бюджетного процесса, взаимоотношения  между многочисленными видами  бюджетов, совокупность бюджетных  прав. Все элементы бюджетного  устройства функционируют в их  единстве и взаимосвязанности  и обеспечивают проведение единой  бюджетной политики государства  через республиканский и местные бюджеты.

     Анализ  показал, что для эффективного проведения бюджетной политики в области  выработки и реализации подходов по формированию основных доходных источников необходимо совершенствование налоговой  политики, сокращение налоговой нагрузки, максимальное использование резервов для пополнения доходной части бюджета. Таким образом, необходимо добиться достаточных и стабильных поступлений  в бюджет и  по возможности –  снизить налоговое давление на экономику  и ограничить его негативное воздействие  на темпы роста производства, инвестиций и экспорта.

     Политика  же государственных расходов не должна быть расточительной и должна ориентировать  бюджетную политику на умеренно жесткие  показатели, притом, что эти расходы  должны принимать форму инвестиций. Расходы бюджета РБ должны определяться задачами социально-экономического развития. Нужно реализовать меры по усилению контроля за целевым использованием государственных средств, упорядочить механизм предоставления средств различным хозяйственным субъектам и на реализацию государственных программ.

     Необходимо  помнить, что бюджетный дефицит  играет ключевую роль в механизме  развития инфляционных процессов, разрушающих  экономику страны, а также его  ведущую роль в системе показателей  экономической безопасности страны. Политика в области финансирования бюджетного дефицита должна основываться на использовании внутренних источников, что предполагает сокращение кредитования дефицита республиканского бюджета  Национальным Банком, повышение эффективности  рынка ГЦБ и совершенствование  механизма управления внутренним долгом.

           Таким образом, с учетом проведенного  анализа, можно сделать вывод,  что эффективная бюджетная политика  государства в переходный период  зависит от многих факторов. Существенное  значение имеют активная позиция  и координация деятельности центрального  аппарата и местных органов  власти. Необходимо продолжить работу  по методическому совершенствованию  бюджетного процесса, максимально  использовать резервы для пополнения  доходной части бюджета и при  этом не оказывать дестимулирующего влияния на воспроизводственные процессы в народном хозяйстве. Бюджет республики и дальше должен играть важную социально – экономическую роль в стабилизации переходного периода.

     Главной же целью совершенствования бюджетной  политики государства должно быть усиление ее стимулирующей функции для  перехода экономики страны в постиндустриальную стадию развития в начале третьего тысячелетия.

Информация о работе Бюджетные отношения