Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 17:52, реферат
Бюджетные отношения характеризуются большим многообразием, поскольку опосредуют разные направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (федеральный, республиканский, местный).
Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Он обусловлен тем, что в руках государства ежегодно должна концентрироваться определенная доля национального дохода, необходимая для удовлетворения социально-культурных потребностей граждан, решения оборонных задач, покрытия общих издержек государственного управления.
Бюджетный
механизм определяет методы мобилизации
доходов, виды доходов бюджета, порядок
их исчисления и взимания, формы
бюджетных расходов, принципы и порядок
предоставления бюджетных средств,
формы межбюджетного
Бюджетный механизм используется для проведения крупных структурных сдвигов: в интересах более быстрого развития наукоемких производств, прогрессивных научно-технических перемен в национальном хозяйстве, подъема отстающих в экономическом отношении регионов.
Использование
бюджетного механизма для регулирования
экономики осуществляется посредством
маневрирования поступающими в распоряжение
государства денежными
Бюджет, как совокупность денежных отношений, является исключительно важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы страны. Это воздействие бюджет оказывает через соответствующие группы бюджетных отношений -- доходы и расходы бюджета, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства.
Доходы
и расходы бюджета - это объективно
обусловленные категории, каждая из
которых имеет общественное значение;
доходы служат финансовой базой деятельности
государства, расходы - удовлетворению
общегосударственных
Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их величину.
Для выяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам: по роли в воспроизводстве, общественному значению, отраслям производства и видам деятельности, целевому назначению.
По роли в общественном производстве расходы государственного бюджета подразделяются на две части: одна связана с развитием материального производства, совершенствованием его отраслевой структуры, другая используется на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы. С помощью бюджетных расходов государство может регулировать распределение денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с потребностями общества в области экономического и социального развития; воздействовать на стоимостную структуру общественного производства, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики и видов производства, влиять на ускорение научно- технического прогресса.
Экономическая группировка бюджетных расходов по их общественному назначению отражает выполняемые государством функции - экономическую, социальную, оборонную и др. В соответствии с общественным назначением, все расходы бюджета могут быть подразделены на четыре группы: народное хозяйство, социально-культурные мероприятия, оборона и управление.
Наиболее
крупными до недавних пор были расходы
бюджета на финансирование народного
хозяйства. В их состав включались расходы
на отрасли материального
Часть средств бюджета государство направляет на оборону. Основное место в затратах на оборону занимает закупка вооружений и военной техники; затем идут затраты по текущему содержанию армии и флота, финансированию научно-технических разработок в области вооружения; остальное приходится на долю военного строительства, пенсий военнослужащим и прочие расходы.
Все расходные статьи бюджета делятся на защищенные и незащищенные.
Перечень защищенных дается ежегодно в законе о бюджете. Защищенные статьи не подлежат сокращению при недостатке доходных источников.
Защищенными расходами госбюджета нашей страны на 2010 год являются заработная плата и начисления на нее, трансферты населению (стипендии, пенсии, пособия, безналичные жилищные субсидии на удешевление стоимости коммунальных услуг и другие выплаты населению в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь), продукты питания, медикаменты и перевязочные средства, проценты по государственному долгу, погашение государственного долга. Сокращение может производиться только по незащищенным статьям. Статьи, находящиеся под защитой также не подлежат секвестру - пропорциональному сокращению расходов по всем статьям бюджета и блокированию - временной приостановке финансирования по отдельным статьям расходов бюджета.
Расходы
государственного бюджета тесно
взаимосвязаны с его доходами.
С одной стороны, объем расходов
бюджета лимитируется жесткими рамками
поступающих бюджетных доходов,
причем последние в свою очередь
определяются экономическими возможностями
государства. С другой стороны, расходы
при надлежащем использовании бюджетных
средств могут оказывать
Доходы бюджета выражают экономические (денежные) отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования денежных средств, которые поступают в распоряжение центральных и местных органов власти. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей населения и юридических лиц. Доходы бюджета – понятие более узкое по сравнению с государственными доходами, так как последние включают в себя дополнительные доходы государственных предприятий и организаций, а также доходы внебюджетных фондов.
По
своему материально-вещественному
воплощению доходы бюджета представляют
собой денежные средства, поступающие
в безвозмездном и
В унитарном (едином) государстве различают доходы центрального (государственного) бюджета и доходы местных бюджетов, а в федеральном (союзном) государстве, как, например, Россия, эти доходы дополняются доходами бюджетов членов федерации.
В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь доходы бюджета классифицируются по следующим группам:
К налоговым доходам относятся:
К неналоговым доходам относятся:
¦
прочие неналоговые доходы.
К
безвозмездным поступлениям относятся
необязательные текущие и капитальные
платежи, которые включают поступления
от иностранных государств, международных
организаций, другого бюджета в
форме межбюджетных трансфертов. Безвозмездные
поступления в форме
Доходы бюджета классифицируются не только по методам взимания (налоговые, неналоговые и др.), но и по другим признакам, а именно:
в зависимости от порядка распределения доходов между уровнями бюджетной системы они делятся на собственные и регулирующие. Собственные доходы бюджетов -- это доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством. К ним относятся:
- налоговые доходы, зачисляемые в бюджет в соответствии с законодательством на постоянной основе;
- взносы на государственное социальное страхование на постоянной основе;
- неналоговые доходы, зачисляемые в бюджет в соответствии с законодательством на постоянной основе;
- безвозмездные поступления за исключением межбюджетных трансфертов.
Регулирующие доходы – это республиканские налоги (в унитарных государствах), распределяемые между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях бюджетного регулирования по определенным нормативам, устанавливаемым при утверждении вышестоящего бюджета:
Конкретный перечень доходов республиканского бюджета и местных бюджетов предусматривается ежегодными законами о бюджете Республики Беларусь и решениями местных советов депутатов о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год.
Необходимо отметить, что состав и структура бюджетов всех уровней в значительной степени определятся финансовой политикой государства, а также объемом валового внутреннего продукта.
В
социально-культурном развитии отдельных
регионов страны (областей, районов) большую
роль играет бюджетное регулирование,
представляющее собой процесс распределения
доходов и перераспределение
финансовых ресурсов между бюджетами
разных уровней в целях выравнивания
доходной базы местных бюджетов. Основой
бюджетного регулирования является
закрепленное законом распределение
источников доходов между бюджетами
разного уровня. В составе бюджетов
могут создаваться целевые и
резервные бюджетные фонды, средства
которых могут передаваться безвозмездно
в бюджеты нижестоящих уровней
с целью осуществления