Бюджетные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 17:52, реферат

Описание работы

Бюджетные отношения характеризуются большим многообразием, поскольку опосредуют разные направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (федеральный, республиканский, местный).
Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Он обусловлен тем, что в руках государства ежегодно должна концентрироваться определенная доля национального дохода, необходимая для удовлетворения социально-культурных потребностей граждан, решения оборонных задач, покрытия общих издержек государственного управления.

Работа содержит 1 файл

госбюджет.docx

— 41.31 Кб (Скачать)

     Бюджетный механизм определяет методы мобилизации  доходов, виды доходов бюджета, порядок  их исчисления и взимания, формы  бюджетных расходов, принципы и порядок  предоставления бюджетных средств, формы межбюджетного распределения и перераспределения средств.

     Бюджетный механизм используется для проведения крупных структурных сдвигов: в  интересах более быстрого развития наукоемких производств, прогрессивных научно-технических перемен в национальном хозяйстве, подъема отстающих в экономическом отношении регионов.

     Использование бюджетного механизма для регулирования  экономики осуществляется посредством  маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Маневрирование возможно потому, что  в бюджете отсутствует принцип  закрепления доходов за конкретными  видами и направлениями расходов, в связи, с чем средства, поступающие  в распоряжении государства, обезличиваются и могут быть использованы по любому направлению (за исключением денежных средств целевых бюджетных фондов). Маневрирование бюджетными средствами позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства. Бюджетный  механизм является активным инструментом реализации бюджетной политики государства. Судить о ней можно по статьям  бюджетных доходов и расходов, отражающих источники формирования и направления использования  бюджетного фонда страны (а также ее регионов).

     Бюджет, как совокупность денежных отношений, является исключительно важным инструментом воздействия на развитие экономики  и социальной сферы страны. Это  воздействие бюджет оказывает через  соответствующие группы бюджетных  отношений -- доходы и расходы бюджета, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства.

     Доходы  и расходы бюджета - это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы - удовлетворению общегосударственных потребностей.

     Расходы государственного бюджета - это экономические  отношения, возникающие в связи  с распределением фонда денежных средств государства и его  использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их величину.

     Для выяснения роли и значения многообразных  бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам: по роли в  воспроизводстве, общественному значению, отраслям производства и видам деятельности, целевому назначению.

     По  роли в общественном производстве расходы  государственного бюджета подразделяются на две части: одна связана с развитием  материального производства, совершенствованием его отраслевой структуры, другая используется на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы. С помощью  бюджетных расходов государство  может регулировать распределение  денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с потребностями общества в области экономического и социального развития; воздействовать на стоимостную структуру общественного производства, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики и видов производства, влиять на ускорение научно- технического прогресса.

     Экономическая группировка бюджетных расходов по их общественному назначению отражает выполняемые государством функции - экономическую, социальную, оборонную  и др. В соответствии с общественным назначением, все расходы бюджета  могут быть подразделены на четыре группы: народное хозяйство, социально-культурные мероприятия, оборона и управление.

     Наиболее  крупными до недавних пор были расходы  бюджета на финансирование народного  хозяйства. В их состав включались расходы  на отрасли материального производства, жилищно-коммунального хозяйства  и бытового обслуживания населения. Основная масса бюджетных ресурсов направлялась на финансирование капитальных  вложений в государственном секторе  экономики и выдачу предприятиям разного вида дотаций (на возмещение разницы в ценах, оказание финансовой помощи малорентабельным и убыточным  хозяйствам и т.д.). Значительные бюджетные  средства ежегодно направляются на финансирование социально - культурных мероприятий.

     Часть средств бюджета государство  направляет на оборону. Основное место  в затратах на оборону занимает закупка  вооружений и военной техники; затем  идут затраты по текущему содержанию армии и флота, финансированию научно-технических  разработок в области вооружения; остальное приходится на долю военного строительства, пенсий военнослужащим и прочие расходы.

     Все расходные статьи бюджета делятся на защищенные и незащищенные.

     Перечень  защищенных дается ежегодно в законе о бюджете. Защищенные статьи не подлежат сокращению при недостатке доходных источников.

     Защищенными расходами госбюджета нашей страны на 2010 год являются заработная плата и начисления на нее, трансферты населению (стипендии, пенсии, пособия, безналичные жилищные субсидии на удешевление стоимости коммунальных услуг и другие выплаты населению в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь), продукты питания, медикаменты и перевязочные средства, проценты по государственному долгу, погашение государственного долга. Сокращение может производиться только по незащищенным статьям. Статьи, находящиеся под защитой также не подлежат секвестру - пропорциональному сокращению расходов по всем статьям бюджета и блокированию - временной приостановке финансирования по отдельным статьям расходов бюджета.

     Расходы государственного бюджета тесно  взаимосвязаны с его доходами. С одной стороны, объем расходов бюджета лимитируется жесткими рамками  поступающих бюджетных доходов, причем последние в свою очередь  определяются экономическими возможностями  государства. С другой стороны, расходы  при надлежащем использовании бюджетных  средств могут оказывать обратное влияние на доходы, содействуя росту  производства, развитию науки, совершенствованию кадрового потенциала и т.д.

     Доходы  бюджета выражают экономические (денежные) отношения, возникающие у государства  с юридическими и физическими  лицами в процессе формирования денежных средств, которые поступают в  распоряжение центральных и местных  органов власти. Формой проявления этих отношений выступают различные  виды платежей населения и юридических лиц. Доходы бюджета – понятие более узкое по сравнению с государственными доходами, так как последние включают в себя дополнительные доходы государственных предприятий и организаций, а также доходы внебюджетных фондов.

     По  своему материально-вещественному  воплощению доходы бюджета представляют собой денежные средства, поступающие  в безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии с законодательством  страны в бюджеты органов государственной  власти и местного самоуправления.

     В унитарном (едином) государстве различают  доходы центрального (государственного) бюджета и доходы местных бюджетов, а в федеральном (союзном) государстве, как, например, Россия, эти доходы дополняются  доходами бюджетов членов федерации.

     В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь доходы бюджета  классифицируются по следующим группам:

    • налоговые доходы;
    • взносы на государственное социальное страхование;
    • неналоговые доходы;
    • безвозмездные поступления.

     К налоговым доходам относятся:

    • установленные налоговым законодательством налоги, сборы (пошлины) и местные налоги и сборы;
    • суммы задолженности по налогам, сборам (пошлинам);
    • пеня;
    • налоговый кредит, отсрочка и (или) рассрочка;
    • проценты за пользование налоговым кредитом, отсрочкой и (или) рассрочкой;
    • денежные взыскания (штрафы), предусмотренные за нарушение налогового и таможенного законодательства.

     К неналоговым доходам относятся:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;
  • доходы от предпринимательской и иной, приносящей доходы, деятельности;
  • денежные взыскания (штрафы), за исключением тех штрафов, которые относятся к налоговым доходам.
 

     ¦ прочие неналоговые доходы. 

     К безвозмездным поступлениям относятся  необязательные текущие и капитальные  платежи, которые включают поступления  от иностранных государств, международных  организаций, другого бюджета в  форме межбюджетных трансфертов. Безвозмездные  поступления в форме межбюджетных трансфертов подлежат учету в  доходах того бюджета, который является получателем этих средств.

     Доходы  бюджета классифицируются не только по методам взимания (налоговые, неналоговые  и др.), но и по другим признакам, а именно:

     в зависимости от порядка распределения  доходов между уровнями бюджетной  системы они делятся на собственные и регулирующие. Собственные доходы бюджетов -- это доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством. К ним относятся:

     - налоговые доходы, зачисляемые в бюджет в соответствии с законодательством на постоянной основе;

     -  взносы на государственное социальное страхование на постоянной основе;

     - неналоговые доходы, зачисляемые в бюджет в соответствии с законодательством на постоянной основе;

     - безвозмездные поступления за исключением межбюджетных трансфертов.

     Регулирующие  доходы – это республиканские налоги (в унитарных государствах), распределяемые между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях бюджетного регулирования по определенным нормативам, устанавливаемым при утверждении вышестоящего бюджета:

    • по источникам образования различают доходы, поступающие от юридических лиц и от населения;
    • в зависимости от гражданства субъектов налогообложения -- уплачиваемые резидентами или нерезидентами;
    • по юридическому основанию взимания доходов в бюджет различают обязательные и добровольные платежи. Основная доля доходов поступает в бюджет на обязательной основе, добровольные платежи занимают незначительный удельный вес;
    • в зависимости от государственного устройства страны различают доходы центрального и местных бюджетов (в унитарном государстве) и доходы федерального бюджета, доходы бюджетов членов федерации, доходы местных бюджетов (в федеративном государстве);
    • по праву собственности государства на мобилизуемые в бюджет доходы их делят на собственные и привлеченные (заемные), возникающие в результате применения кредитного метода формирования.
    • по конкретным видам – на прямые и косвенные налоги. К первым относятся: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль субъектов хозяйствования и др.; ко вторым – налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и др.

     Конкретный  перечень доходов республиканского бюджета и местных бюджетов предусматривается  ежегодными законами о бюджете Республики Беларусь и решениями местных  советов депутатов о бюджете  на очередной финансовый (бюджетный) год.

     Необходимо  отметить, что состав и структура  бюджетов всех уровней в значительной степени определятся финансовой политикой государства, а также  объемом валового внутреннего продукта.

     В социально-культурном развитии отдельных  регионов страны (областей, районов) большую  роль играет бюджетное регулирование, представляющее собой процесс распределения  доходов и перераспределение  финансовых ресурсов между бюджетами  разных уровней в целях выравнивания доходной базы местных бюджетов. Основой  бюджетного регулирования является закрепленное законом распределение  источников доходов между бюджетами  разного уровня. В составе бюджетов могут создаваться целевые и  резервные бюджетные фонды, средства которых могут передаваться безвозмездно в бюджеты нижестоящих уровней  с целью осуществления социальных, экономических и других программ, а также покрытия бюджетного дефицита, ликвидации последствий стихийных  бедствий. Регулирующее воздействие  на областной и районный уровень  и товаропроизводителей государство  оказывает также через систему  налогообложения, государственные  кредиты и инвестиции, процентные ставки и т.п.

Информация о работе Бюджетные отношения