Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 17:52, реферат
Бюджетные отношения характеризуются большим многообразием, поскольку опосредуют разные направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (федеральный, республиканский, местный).
Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Он обусловлен тем, что в руках государства ежегодно должна концентрироваться определенная доля национального дохода, необходимая для удовлетворения социально-культурных потребностей граждан, решения оборонных задач, покрытия общих издержек государственного управления.
Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти), и, во-вторых, связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.
Бюджетные
отношения характеризуются
Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Он обусловлен тем, что в руках государства ежегодно должна концентрироваться определенная доля национального дохода, необходимая для удовлетворения социально-культурных потребностей граждан, решения оборонных задач, покрытия общих издержек государственного управления.
Совокупность
бюджетных отношений по формированию
и использованию бюджетного фонда
страны составляет понятие государственного
бюджета - определяющего финансового
плана в жизни государства. Благодаря
бюджету государство имеет
Государственный бюджет - неотъемлемая часть экономического регулирования государства. В нем заложены основные элементы экономической жизни общества. Именно поэтому он имеет такое важное значение. Обсуждение отдельных статей этого закона может продолжаться бесконечно. И если во многих развитых демократических странах обсуждение бюджета обычно привлекает внимание многих людей, то в Республике Беларусь обычно принятие этого закона обычно интересует разве что экономистов.
Бюджет
является важным звеном финансовой системы
страны. Отражая содержание процессов
производства и распределения общественного
продукта и национального дохода,
бюджет представляет собой экономическую
форму образования и
В
бюджете ежегодно централизуется часть
денежных доходов предприятий и
населения. Аккумулированные средства
распределяются и используются на финансирование
затрат по осуществлению функций
государства. За счет бюджетных средств
удовлетворяются
История финансов свидетельствует, что бюджет не является институтом, присущим государству на всех стадиях его развития. Долгое время государство не имело бюджета. «Бюджет появляется не тогда, когда государство производит расходы и добывает необходимые для этого средства, а когда оно в свою финансовую деятельность вводит плановое начало – составляет смету доходов и расходов на определенный период».
В
переводе с английского языка
«бюджет» означает мешок. Когда палата
общин Англии в XVI--XVII вв. утверждала
субсидию королю, то перед окончанием
заседания канцлер казначейства
(министр финансов) открывал портфель,
в котором хранилась бумага с
соответствующим
В современных условиях бюджет представляет собой план формирования и использования финансовых ресурсов для финансового обеспечения задач и функций государства и местных органов самоуправления.
Применительно к Республике Беларусь различают вышестоящий бюджет и нижестоящий бюджет. Вышестоящий бюджет - это республиканский бюджет или бюджет вышестоящей административно - территориальной единицы по отношению к бюджету нижестоящей административно - территориальной единицы.
Нижестоящий
бюджет - это бюджет нижестоящей
административно-
Бюджеты разных стран имеют схожую структуру доходов (их формирование по большей части за счет налогов) и расходов, несмотря на любые национальные и другие особенности. В Законе РБ "О бюджетной системе РБ и государственных внебюджетных фондах" № 2347-XII от 4.03.1993 "государственный бюджет" определен как "основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно- территориальных единиц (областей, районов, городов, поселков городского типа, сельсоветов)".
Бюджетная
система - это совокупность всех бюджетов,
действующих на территории страны.
В настоящее время в
· бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения);
· бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения);
· бюджеты областного уровня и бюджет города Минска.
Различают
еще такое понятие, как «консолидированный
бюджет», который представляет собой
совокупность бюджетов Республики Беларусь
или соответствующей
Консолидированный бюджет района состоит из бюджетов сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения и районного бюджета. Консолидированный бюджет области состоит из консолидированных бюджетов районов, городов областного подчинения и областного бюджета. Консолидированный бюджет Республики Беларусь состоит из республиканского бюджета, консолидированных бюджетов областей и бюджета города Минска.
Министерство
финансов Республики Беларусь и местные
финансовые органы ежегодно составляют
консолидированные бюджеты
Бюджетная
политика государства в сжатом выражении
- это выработка и реализация подходов
по формированию основных доходных источников,
определению приоритетов в
Более
70 лет бюджетная политика осуществлялась
на основе общих в Советском Союзе
принципов финансового
С
обретением Беларуси суверенитета бюджетная
политика получила качественно иное
содержание. Стратегический курс на построение
социально ориентированной
В качестве критериев эффективности бюджетной политики можно выделить следующие:
· уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;
· уровень выполнения бюджетных обязательств;
· величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;
· объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;
· величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;
· динамику валового внутреннего продукта;
· уровень безработицы;
· степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.
Государственный бюджет является важнейшим звеном финансовой системы страны, имеющей тесную взаимосвязь со всеми другими ее звеньями.
Бюджет, как экономическая категория, выполняет следующие функции:
1. распределительную (перераспределение денежных доходов между различными отраслями и сферами деятельности, социальными слоями общества и т.д.);
2. стимулирующую;
3. регулирующую;
4. контрольную (сигнализация обо всех отклонениях в движении бюджетных средств).
Распределительная
функция бюджета проявляется
через распределение и
Границы
действия распределительной функции
очень широки, так как в бюджетные
отношения вступают почти все
участники общественного
Вовлечение
в бюджетное перераспределение
элементов национального
Контрольная
функция бюджета проявляется
в том, что с ее помощью выявляется
финансовое положение конкретных субъектов
хозяйствования, отраслей народного
хозяйства, административно-
Бюджет
выступает также важным инструментом
регулирования и стимулирования
экономики, повышения эффективности
производства, средством привлечения
дополнительных инвестиций для развития
национальной экономики. Используя
такой инструмент, как налоги, государство
может стимулировать или, наоборот,
сдерживать развитие отдельных отраслей
экономики. Это осуществляется посредством
определения перечня налогов, налоговых
ставок или налоговых льгот для
отдельных хозяйствующих
Функции государственного бюджета объективны, как объективна и сама эта категория. Но проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое отражение в создаваемом государством бюджетном механизме.