Бюджетное устройство Российской Федерации и проблемы его совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 11:40, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, важность и актуальность рассматриваемой проблемы подтверждается авторитетными экономистами, посвящающими ей немалую часть своих исследований. Подтверждается она и самой жизнью: ведь большинство из стоящих на сегодняшний день перед государством проблем в той или иной мере обусловлено продолжающимся кризисом бюджета. Именно поэтому проблеме совершенствования бюджетного устройства следует уделить достойное место и в процессе изучения финансовой науки: ведь в конечном итоге кому как не выпускникам Финансовой Академии предстоит решать стоящие перед бюджетом нашего государства столь серьезные проблемы?

Содержание

Введение………………………………………………………………………............3

Глава 1. Теоретические основы Бюджетного устройства РФ……………………..6

1. 1.Бюджетное устройство РФ……………………………………………………...6

1. 2. Бюджетная система РФ………………………………………............................9

1. 3. Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы………………………………................................................................17

1. 4. Направления реформирования современного бюджетного устройства РФ…………………………………………………………….....................................25

Глава 2. Анализ регулирования бюджетного устройства РФ……………………30

2. 1. Бюджетный дефицит: понятие, виды, причины возникновения…………...30

2. 2. Государственный долг, как следствие бюджетного дефицита……………..34

2. 3. Проблемы управления бюджетным дефицитом и государственным долгом…......................................................................................................................38

Заключение…………………………………………………………………………..44

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

КР по ГМФ.doc

— 248.00 Кб (Скачать)

    К проблемам современного бюджетного устройства следует отнести и  чрезвычайную бюджетную децентрализованность, что противоречит тенденциям формирования единого общероссийского рынка, осложняет проведение общенациональной денежно-кредитной (в том числе и эмиссионной) политики, подрывает политику ограничения бюджетного дефицита, устойчивость денежной системы. В США, к примеру, в бюджетном законодательстве действуют правила, предписывающие штатам и местным правительствам утверждать только сбалансированный, бездефицитный бюджет. Это правило желательно ввести ив Российской Федерации, чтобы предотвратить появление еще  89  эмиссионных центров.

    Таким образом, сама жизнь настоятельно требует  преобразования бюджетного устройства Российской Федерации. Большие надежды  возлагаются на принятие Налогового кодекса, который должен упорядочить  вопросы формирования доходной базы бюджета. В целом же обновление бюджетного устройства России должно вестись по следующим направлениям:

  • обеспечение формирования сильного федерального бюджета как гаранта устойчивости всей бюджетной системы, мощного инструмента государственного регулирования рыночной экономики;
  • переход к целевым финансовым трансфертам (грантам) территориям с аккумуляцией федеральных и региональных бюджетных ресурсов для совместного финансирования инвестиционных и социальных программ;
  • отказ от предоставления бюджетно-налоговых преимуществ по признакам государственно-национального статуса субъектов Федерации;
  • законодательное утверждение бюджетной асимметрии в соответствии с программами региональной экономической и социальной политики с использованием критериев “бедных” и “богатых” регионов и других утвержденных Федеральным Собранием группировок и критериев.

    Все это в совокупности способно значительно  усовершенствовать бюджетное устройство Российской Федерации, особенно с точки  зрения формирования нормальных рыночных межбюджетных отношений, основанных на принципах бюджетного федерализма. Тем не менее это, являясь чрезвычайно важным аспектом реформирования всей бюджетной системы, затрагивает в основном лишь внутрибюджетные проблемы. Не менее важно и формирование рациональных “внешних” бюджетных отношений, то есть отношений бюджета с конечными объектами государственного бюджетного регулирования - с населением и предприятиями. А, следовательно, возникает необходимость рационализации бюджетных расходов, повышения их целевой направленности и, конечно, оптимизации доходных поступлений. Эта проблема выражается в Российской Федерации, как, впрочем, и во многих развитых государствах, в необходимости сбалансированности бюджета: проблеме управления бюджетным дефицитом и государственным долгом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Анализ регулирования  бюджетного устройства РФ

2. 1. Бюджетный дефицит: понятие, виды, причины возникновения

   Существует  множество определений «бюджетного дефицита». Рассмотрим несколько из них. Но, для начала расшифруем понятие «бюджет».

   Бюджет – роспись доходов и расходов государства, предприятия или отдельного лица на определённый срок. [11, стр.260] Опираясь на это определение, можно понять смысл словосочетания бюджетный дефицит.

Бюджетный дефицит – это

1) превышение расходов государства над его доходами в данном финансовом году. Используется как инструмент фискальной политики государства для повышение совокупного спроса и деятельности. [2, стр. 447].

2) состояние бюджета, при котором в реальной действительности расходная часть превышает доходную. [1, стр. 20]

   По  видам возникновения бюджетный  дефицит можно разделить на следующие  категории:

  • циклический  
  • структурный
  • операционный
  • первичный
  • квазифискальный

      Дефицит бюджета, возникающий в результате спада производства, называется циклическим дефицитом.

Дефицит, возникающий в результате сознательно  принимаемых правительством мер  по увеличению государственных расходов и снижению налогов с целью  предотвращения спада, называется структурным дефицитом.

   Операционный  дефицит – общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.

      Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета – разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.

     Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит – существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.

   Квазифискальные операции включают, например, следующие:

    • финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;
    • накопления в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд - т.н. "плохих долгов" (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты, в конце концов, выплачиваются в основном за счет льготных кредитов Центрального Банка;
    • отдельные операции, связанные с государственным долгом, а также финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.); кредиты рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание "плохих долгов", а также рефинансирование Центральным Банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.) деятельностью Центрального Банка, государственных предприятий и коммерческих банков, как в индустриальных, так и в переходных экономиках. [11, стр. 27-29]

К причинам возникновения бюджетного дефицита можно отнести следующие:

  • спад общественного производства;
  • завышенные расходы на реализацию принятых социальных программ;
  • возросшие затраты на оборону;
  • рост теневого сектора экономики.

Особое значение из них имеют спад производства и рост теневого сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль и, следовательно, уменьшаются поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Теневая экономика отличается от обычной («легальной») лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов не платят. [1, стр. 205]

      Что касается данного периода, то рост теневого сектора экономики обусловлен несовершенством  законодательных и налоговых  органов. Вследствие этого денежные средства свободно проходят через слабые системы налогообложения.

      Обращаясь к цифрам, можно наглядно увидеть возникновение бюджетного дефицита. В качестве примера используется консолидированный бюджет 2002 года. Так, Федеральным законом «Об образовании» государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды; образования в размере не менее 10% национального дохода, а согласно проекту консолидированного бюджета – 2002, это – около 4%; Федеральным законом «Основы законодательства о культуре» предусматривается ежегодное ее финансирование в размере не менее 2% расходов федерального бюджета, а по проекту федерального бюджета на 2002 г. – 0,53%. [1, стр. 6-7]

      Эти реальные цифры свидетельствуют  о несовершенстве законодательного органа нашей страны, что приводит к бюджетному дефициту.

      Но  иногда само государство создаёт  бюджетный дефицит для стимулирования экономического роста, особенно в период кризисов. Действительно, если государство выплачивает денег больше, чем получает, то это повышает покупательную способность в обществе – люди больше покупают, предприятия больше продают, увеличивая занятость ресурсов. Поэтому дефицит полезен в период безработицы, но в фазе подъема он опасен, так как приводит к инфляции, поскольку рост покупательной способности не сопровождается адекватным увеличением производства из-за исчерпания ресурсов. [2, стр. 336] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. 2. Государственный долг, как следствие бюджетного дефицита.

Одной из проблем, порождаемых бюджетным дефицитом – это проблема

государственного  долга.

Государственный долг – совокупность долговых обязательств

исполнительных  органов власти перед физическими  и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями  и иными субъектами международного права. [1, стр.208]

Долговые  обязательства государства могут  быть как явными, так и неявными.

К явным (или безусловным) обязательствам относятся привлеченные займы, кредиты и ссуды. Они подлежат четкому планированию, имеют известный график обслуживания и погашения. Неявные (условные) обязательства образуются в процессе исполнения бюджета в виде задолженности по выплате зарплаты работникам бюджетной сферы или по оплате государственных заказов. К ним также относятся обязательства, выплаты по которым носят вероятностный характер (например, государственные гарантии). Наличие неявного долга усложняет процесс бюджетного планирования, вносит в него элемент неопределенности. Однако, на практике важно учитывать все компоненты задолженности государства, поскольку с каждым из них связаны определенные расходы и риски.

Если бюджет очередного года был исполнен с дефицитом, это означает рост

номинальной величины государственного долга. Если размер долга слишком велик, из года в год растут расходы на его обслуживание. В результате дефицит бюджета начинает воспроизводиться, и урезаются другие статьи расходов. С негативными последствиями чрезмерной задолженности Россия в полной мере столкнулась в 90-х годах. Однако само по себе наличие большого государственного долга не является показателем критического состояния экономики. Долг многих развитых стран (в том числе США), существенно превышает российский не только в абсолютном выражении, но и в соотношении с ВВП. Главный вопрос заключается в эффективности управления этими обязательствами.

Структуру государственного долга можно изучать исходя из различных критериев:

  • по видам валют, в которых выражены долговые обязательства;
  • по срочности исполнения обязательств;
  • соотношению явных (безусловных) и неявных (условных) обязательств;
  • по видам держателей.

В России государственный долг может существовать в следующих формах:

  • кредитные соглашения и договоры, заключенные с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  • государственные ценные бумаги;
  • договоры о предоставлении государственных гарантий, договоры поручительства по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
  • переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный долг на основе принятых законов;
  • соглашения и договоры (в том числе международные) о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет. Государственный долг подразделяется на внешний и внутренний. Критерием такого деления в России является вид валюты, в котором представлены те или иные обязательства государства.

В соответствии с определением, закрепленным в Бюджетном  кодексе РФ, внешний долг – это обязательства, возникающие в иностранной валюте. Внутренний долг – обязательства, выраженные в валюте Российской Федерации (в рублях). В зависимости от сроков погашения выделяются следующие виды долговых обязательств:

  • краткосрочные (до одного года),
  • среднесрочные (от одного года до 5 лет)
  • долгосрочные (от 5 до 30 лет).

  Сроки погашения определяются конкретными  условиями займа, однако они не могут  превышать 30 лет. Для обязательств муниципального образования определен максимальный срок погашения 10 лет.

  Государственный долг Российской Федерации обеспечивается всем имуществом, находящимся в федеральной собственности и составляющим государственную казну. Долг субъекта РФ обеспечивается всем находящимся в его собственности имуществом, составляющим казну субъекта федерации. При этом федеральное Правительство не несет ответственности по обязательствам субъектов федерации и муниципальных образований, за исключением тех случаев, когда им были предоставлены государственные гарантии.

Информация о работе Бюджетное устройство Российской Федерации и проблемы его совершенствования