2. Отчетность,
сдаваемая по итогам налогового периода
(года):
- Расчетная
ведомость по средствам Фонда социального
страхования Российской Федерации по
форме 4 ФСС (сдается в ФСС в срок не позднее
15 числа месяца, следующего за отчетным
периодом).
- КНД-1110018 «Сведения
о среднесписочной численности работников»
(сдается в налоговую не позднее 20 января).
- Декларация
по НДС, в случае, если организация является
налоговым агентом по НДС, (сдается в налоговую
инспекцию не позднее 20 января).
- РСВ-1 ПФР «Расчет
по начисленным и уплаченным страховым
взносам на обязательное пенсионное страхование
в ПФ РФ, страховым взносам на обязательное
медицинское страхование в ФФОМС и ТФОМС
плательщиками страховых взносов, производящими
выплаты физическим лицам» (сдается в
Пенсионный фонд не позднее 15 февраля).
- Индивидуальные
сведения в Пенсионный фонд (сдаются в Пенсионный
фонд, не позднее 15 февраля.)
- КНД-1152017 «Налоговая
декларация по единому налогу, уплачиваемому
в связи с применением упрощенной системы
налогообложения" (сдается в налоговую
не позднее 31 марта для организаций).
- 2-НДФЛ "Справка
о доходах физического лица за 200_ год"
по форме 2-НДФЛ (сдается в налоговую инспекцию
не позднее 1 апреля)
- Декларация
по земельному налогу (только для налогоплательщиков
земельного налога). Сдается в налоговую
до 1 февраля.
- Декларация
по транспортному налогу, предоставляется
только организациями имеющие являющимися
плательщиками налога (сдается в налоговую
до 1 февраля)
- Декларация
по налогу на прибыль организаций (сдают
организации, получившие доходы, облагаемые
по ставкам предусмотренным пунктами 3
и 4 статьи 284 Налогового кодекса. Сдается
в налоговую инспекцию не позднее 28 марта.
В
организации основными методами проведения
финансового контроля являются проверки,
обследования, анализ и ревизии.
Проверки,
проводимые органами государственного
финансового контроля (например, налоговыми
органами), подразделяются на документальные
(выездные) и камеральные.
Документальная проверка
проводится непосредственно в организации
в присутствии их должностных
лиц. Источниками информации служат
первичные документы, регистры бухгалтерского
учета, бухгалтерская, статистическая
и оперативно-техническая отчетность,
сметы расходов и расчеты к ним, расчеты
по налогам и другая документация. Изъятие
документов для проверки вне организации
запрещено законом. В то же время контрольным
органом предоставлено право изымать
у юридических лиц документы, свидетельствующие
о сокрытии (занижении) прибыли или сокрытии
иных объектов налогообложения, расхищении
и нецелевом использовании бюджетных
средств и т.п., если имеются достаточные
основания полагать, что они (документы)
могут быть уничтожены, заменены, фальсифицированы
и т.д.1
Камеральная
проверка проводится по месту нахождения
контрольного органа на основе перечисленных
выше документов, представленных ему
организацией, и имеющихся у субъекта
контроля документов и сведений проверяемых
юридических и физических лиц.
Обследование
происходит в личном ознакомлении контролирующего
лица на месте с отдельными сторонами
финансово-хозяйственной деятельности
организации. При этом не обязательно
проверяются первичные бухгалтерские
документы, но проводятся контрольные
замеры работ, расходы топлива, электроэнергии,
проверка скрытых объектов финансирования
и налогообложения путем опроса, анкетирования,
инспекции на месте, наблюдения и т.д.1
Еще
один важный метод финансового контроля
– анализ, проводимый на основе детального
изучения периодической и годовой финансово-экономической
отчетности организации. В ходе анализа
выявляется уровень выполнения плановых
параметров по доходам и расходам бюджетов
и внебюджетных фондов, финансовых планов
предприятий и организаций, смет доходов
и расходов бюджетных учреждений, соблюдение
финансовых и натуральных норм расходования
средств, финансовой дисциплины и т.д.2
Так
же в организации проводится ревизия,
которая представляет собой комплекс
взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной
деятельности предприятия. Ревизии направлены
на установление обоснованности, целесообразности
и экономической эффективности совершаемых
хозяйственных операций, бюджетных процедур;
соблюдение финансовой дисциплины; сохранение
государственной собственности; обеспечение
достоверности ведения учета и отчетности.
Цель ревизии – выявление и предупреждение
нарушений в финансово-хозяйственной
деятельности ревизуемого объекта.3
Виды
ревизий классифицируются по ряду признаков:
- по ведомственной
принадлежности ревизуемых органов –
ведомственные, внутрихозяйственные;
- по полноте
охвата ревизуемых материалов – полные
и частичные, комплексные и тематические,
сплошные, выборочные и комбинированные;
- по отношению
к плану контрольно-экономической работы
– плановые, внеплановые, внезапные;
- по привлекаемым
материалам и способам проверки – документальные
и фактические;
- по очередности
использования одних и тех же документов
– первичные, дополнительные, повторные
и др. 4
Каждый
из видов ревизий имеет свою специфику,
свои достоинства и недостатки, избирается
в зависимости от характера стоящих перед
ревизией общих и частных задач, особенностей
деятельности проверяемого объекта и
т.д.
Ревизионный
процесс условно подразделяется
на четыре этапа: подготовительный, собственно
проверка, систематизация и обработка
материалов ревизий, реализация выводов
и рекомендаций по итогам ревизий. Акт
ревизии традиционно состоит из трех частей:
вводной – с атрибутикой ревизионной
группы и ревизуемого объекта; основной
– с констатацией нарушений и обоснованием
их причин; заключительной (результативной)
– с окончательными выводами, заключениями,
рекомендациями. 4
На
предприятии производится внутрихозяйственный
контроль, который представляет собой
проверку производственной и хозяйственной
деятельности предприятия в целом, отдельных
его структурных подразделений, осуществляемую
бухгалтерией, финансовым отделом и другими
экономическими службами хозяйствующего
субъекта.
Так
же в организации осуществляется финансовый
контроль по времени проведения, условно
подразделяется на предварительный, текущий
и последующий.
- Предварительный
контроль осуществляется на стадии составления,
рассмотрения и утверждения финансовых
планов и программ, балансов финансовых
ресурсов территорий и других финансово-экономических
документов. Он носит предупреждающий
характер, способствует предотвращению
нецелевого, неэффективного расходования
финансовых ресурсов, выявлению резервов
роста доходов и прибыли. Предварительный
контроль позволяет выбрать наиболее
экономичные решения при планировании
направлений бюджетных ассигнований,
средств предприятий, организаций на текущие
и капитальные расходы.
- Текущий контроль
является основным видом деятельности
субъектов финансового контроля. Он ведется
в процессе совершения производственных,
хозяйственных и финансовых операций,
исполнения бюджета, смет доходов и расходов
бюджетных учреждений с целью предупреждения
и выявления нарушений финансовой (бюджетной,
налоговой) дисциплины, соблюдения финансовых
норм и нормативов, требований бухгалтерского
учета и отчетности. Оперативность здесь
имеет первостепенное значение. Текущий
финансовый контроль опирается на первичные
документы оперативного бухгалтерского
учета и отчетности, предполагает системный
факторный анализ деятельности организации
в целях выявления резервов роста рентабельности
и прибыли, снижения себестоимости продукции
(работ, услуг), просроченной дебиторской
и кредиторской задолженности, полноты
и своевременности расчетов с бюджетом
и внебюджетными фондами.
- Последующий
финансовый контроль проводится по окончании
финансового года или отчетного периода.
В ходе его проверяется количественное
и качественное выполнение намеченных
показателей по каждому виду доходов и
расходов, по налоговым и неналоговым
поступлениям в бюджеты разных уровней
и расходованию бюджетных средств, исполнение
внебюджетных фондов и финансовых планов
(бюджетов) организаций, смет бюджетных
учреждений. При этом путем анализа отчетных
бухгалтерских документов выявляются
причины отклонения фактических данных
от плановых, резервы повышения доходной
базы бюджетов, рентабельности предприятий
и организаций. Последующий контроль тесно
взаимосвязан с предварительным контролем,
базируется на результатах контрольно-аналитической
работы, проводимой после завершения отчетного
периода. Он позволяет оценить эффективность
организации финансовой работы на предприятиях
и организациях, в министерствах и ведомствах,
а также в самих контрольных органах, выявить
недостатки предварительного и текущего
контроля.
Наряду
с основными видами финансового
контроля, существует аудиторский контроль.
Аудиторская
деятельность (аудит) представляет собой
предпринимательскую деятельность
аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению
независимых вневедомственных проверок
бухгалтерской (финансовой) отчетности,
платежно-расчетной документации, налоговых
деклараций и других аудиторских услуг.
Основной целью аудиторской деятельности
является установление достоверности
бухгалтерской (финансовой) отчетности
экономических субъектов и соответствия
совершенных ими финансовых и хозяйственных
операций нормативным актам, действующим
в Российской Федерации. В зависимости
от того, кто проводит проверку, аудит
подразделяется на внутренний и внешний.
Внутренний
аудит осуществляется внутрифирменной
аудиторской службой и направлен
на повышение эффективности управленческих
решений по экономному и рациональному
использованию ресурсов предприятия с
целью максимизации прибыли и рентабельности.
Особенностями внутреннего аудита является,
во-первых, то, что он проводится внутри
организации ее же специалистами-аудиторами;
во-вторых, то, что он организуется по желанию
руководства для получения информации,
служащей основой для принятия управленческих
решений; в-третьих, то, что расходы на
его проведение финансируются самой организацией.
Внешний
аудит выполняют аудиторские фирмы
или частные предприниматели – аудиторы,
на основании проверки обоснованности
и законности всех хозяйственных операций
они подтверждают достоверность бухгалтерской
отчетности. Аудиторская проверка проводится
в точном соответствии с требованиями
соответствующих стандартов. 7 августа
2001г. был принят федеральный закон «Об
аудиторской деятельности» № 119-ФЗ, который
четко регламентирует обязанности и ответственность
аудиторских организаций.
При
проведении аудита государство получает
возможность обеспечить высокое качество
и достоверность бухгалтерского (финансового)
учета и отчетности, правильность исчисления
налогов и других платежей.
Аудиторский
контроль не только информирует руководство
экономического субъекта и государственные
органы, являющиеся заказчиками аудита,
о состоянии финансово-хозяйственной
деятельности проверяемого субъекта,
но и позволяет ему выйти на качественно
новый уровень производства, выдержать
рыночную конкуренцию, ориентироваться
в мире бизнеса, избежать многих проблем
во взаимоотношениях с государственными
органами, в первую очередь с налоговыми
инспекциями, и в итоге успешно развиваться.
По результатам аудиторской проверки
составляется заключение, имеющее силу
официального документа.
Список
использованной литературы:
- "Бюджетный
кодекс Российской Федерации" (БК РФ)
от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998)
(действующая редакция).
- Андрюшин
С. О роли финансового контроля //
Экономист, 2002г., №6, с.15-19.
- Аникин А.В.
История финансовых потрясений. Российский
кризис в свете мирового опыта – М.: Олимп-Бизнес,
2007г.
- Бурков С.,
О правообеспеченности повышения эффективности
государственного финансового контроля
// Российский экономический журнал, 2000г.,
№9, с. 5-12.
- Бурханова
Н. Бюджетная система РФ. Конспект
лекций / Н. Бурханова. – М.: ЭКСМО, 2008. –
160 с.
- Бурцев
В.В. Финансовый контроль // Маркетинг,
2000г., №5, с. 9-14.
- Бурцев В.В.
Государственный финансовый контроль
// Финансы и кредит, 2005г., №18, с. 6-9.
- Бурцев В.В.
Законодательный аспект финансового контроля
// Журнал Российского права, 2000г., №7, с.
12-16.
- Ватлин Д.В.
Государственный финансовый контроль
// Вестник Московского Университета, 2003г.,
№5, с. 19-23.
- Глущенко
В.В. Финансы / В.В. Глущенко, В.Н. Чехунов.
- Харьков: Изд-во Ун-та внутр. дел, 2000.
- 160 с.
- Грудцына
Л.Ю. Бюджетное право России: Конспект
лекций / Л.Ю. Грудцына, М.А. Радионова. -
М.: Эксмо-Пресс, 2007. – 320 с.
- Данилевский
Ю.А. Финансовый контроль и бухгалтерия
// Бухгалтерский учет, 2002г., №16, с.21-23.
- Ковалевой
А.М. Финансы и кредит – М.: Финансы и статистика,
2008г.
- Кокурин
Д.И. Финансовый контроль // Финансы, 2007г.,
№11, с. 17- 36.
- Литовских
А.М. Финансы, денежное обращение и
кредит. Учебное пособие / А.М. Литовских,
И.К. Шевченко. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.
– 135 с.
- Поляк Г.Б.
Бюджетное право / Г.Б. Поляк, П.И. Кононова.
- М.: ЮНИТИ-Дана, 2007. – 311 с.
- Ремиханов
Д.А. Бюджетное право / Д.А. Ремиханов,
Г.Б. Поляк. - М.: ЮНИТИ-Дана, 2008. – 288 с.
- http://www.grandars.ru/student/finansy/finansovyy-kontrol.html.
- http://wiki.klerk.ru/index.php/%D3%EF%F0%EE%F9%E5%ED%ED%E0%FF_%F1%E8%F1%F2%E5%EC%E0_%ED%E0%EB%EE%E3%EE%EE%E1%EB%EE%E6%E5%ED%E8%FF.