Бюджетное устройство и бюджетный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 14:55, реферат

Описание работы

Бюджетный кодекс РФ является основным нормативным актом, который устанавливает правовые основы бюджетной системы Российской Федерации.
Цель данной работы – изучение, обобщение и характеристика бюджетного устройства и бюджетного процесса государства.

Содержание

I Теоретическая часть…………………………………………………………3
Введение…………………………………………………………………………3
1. Бюджетное устройство и бюджетная система………………………..4
2. Бюджетный процесс……………………………………………………8
Заключение………………………………………………………………………14
II Практическая часть………………………………………………………….16
Список использованной литературы…………………………………………..24

Работа содержит 1 файл

к.р. финансы.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сибирский государственный аэрокосмический  университет имени академика  М. Ф. Решетнева 
 
 
 

Финансово - экономический факультет 
 
 

Кафедра Финансы и кредит 
 
 
 

Контрольная работа

По дисциплине: «Финансы»

Вариант 8 
 
 
 
 
 
 

                Выполнил: студентка гр. ФКЗУ-01.1

                А.О. Пиучевская  
                 
                 

                Проверил: преподаватель

                Н.И. Смородникова  
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Красноярск  2011

 

Содержание:

  1. Теоретическая часть…………………………………………………………3

Введение…………………………………………………………………………3

    1. Бюджетное устройство и бюджетная система………………………..4
    2. Бюджетный процесс……………………………………………………8

Заключение………………………………………………………………………14

  1. Практическая часть………………………………………………………….16

Список использованной литературы…………………………………………..24

 

I Теоретическая часть

Введение

    В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Рассмотрение вопросов, связанных с бюджетной системой и бюджетным устройством невозможно проводить в отрыве от государства, поскольку они являются неотъемлемой частью государственного устройства.

    Бюджетная система – главное звено финансовой системы государства.

    Бюджетная система Российской Федерации – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

    Бюджетное устройство – организация и принципы построения бюджетной системы, функционирующей в соответствии с бюджетным законодательством.

    Бюджетное устройство представляет собой совокупность бюджетной системы, принципов бюджетной системы и бюджетной классификации.

    Бюджетный кодекс РФ является основным нормативным  актом, который устанавливает правовые основы бюджетной системы Российской Федерации.

    Цель  данной работы – изучение, обобщение и характеристика бюджетного устройства и бюджетного процесса государства. 

 

    1. Бюджетное устройство и бюджетная система

    Понятие «бюджетное устройство» представляет собой организационно-правовое построение бюджетной системы, позволяющее выделить в ее составе структурные подразделения (виды бюджетов, звенья) и определить формы взаимосвязей между ними; базируется на государственном устройстве, отражая взаимосвязи, характерные для последнего. Бюджетное устройство включает в себя три составляющие:

    1) бюджетную систему;

    2) бюджетные права, которыми наделяются  органы публичной власти соответствующего  уровня;

    3) принципы разграничения, распределения  и перераспределения доходов  и расходов между звеньями  бюджетной системы и видами  бюджетов

    Бюджетное устройство основано на экономических отношениях и юридических нормах, определяющих компетенцию центральных и местных органов власти по осуществлению бюджетного процесса, по взаимоотношениям между различными видами бюджетов и т.п. Бюджетное устройство находится в непосредственной зависимости от государственного устройства (федеративное или унитарное государство).

    В унитарных государствах (Япония, Италия, Франция, Англия, Украина, Польша), как  правило, имеются два уровня бюджетов: государственный и местные. В  федеративных государствах (Россия, США, Германия, Канада и др.) – три звена: федеративный бюджет, членов федерации (штатов, кантонов, республик) и местные бюджеты. Составными элементами бюджетной системы являются ее структура, принципы построения и организация функционирования.

    Единство  бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, согласованными принципами бюджетного процесса, единой социально-экономической и налоговой политикой.

    В статье 28 Бюджетного кодекса РФ закреплены следующие принципы построения бюджетной системы: единство; самостоятельность бюджетов; полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; сбалансированность бюджета; эффективность и экономность использования бюджетных средств; общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов; гласность; достоверность; адресность и целевой характер бюджетных средств.

    Бюджетная система Российской Федерации представляет собой совокупность бюджетов трех уровней, основанную на экономических отношениях и юридических нормах. Ст.10 Бюджетного кодекса РФ определяет следующую структуру бюджетной системы (рис.1):

    Первый  уровень — федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ;

    Второй  уровень — бюджеты субъектов  РФ и территориальных государственных  внебюджетных фондов;

    Третий  уровень — местные бюджеты, в  том числе: бюджеты муниципальных  районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных  образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также бюджеты городских и сельских поселений (ст. 10 БК РФ).

      
 
 
 
 
 
 
 

    Рисунок 1 – Бюджетная система Российской Федерации 

    Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней  бюджетной системы РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами и за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов) образуют консолидированный бюджет РФ. Консолидированный бюджет используется в процессе бюджетного планирования и прогнозирования и разрабатывается одновременно с проектом бюджета соответствующего уровня. Его количественные характеристики служат для подтверждения реальности и обоснованности показателей федерального, регионального и местных бюджетов (рис.2).

      
 
 
 
 
 

    Рисунок 2 – Консолидированный бюджет Российской Федерации

    Главное звено бюджетной системы —  федеральный бюджет России (республиканский бюджет), в котором концентрируется основная часть ресурсов бюджетной системы страны. Республиканский бюджет утверждается Федеральным Собранием РФ как закон.

    Наиболее  сложная проблема в бюджетном  устройстве — бюджетный федерализм, т.е. бюджетные взаимоотношения центра и регионов. В соответствии с действующим законодательством РФ доходная часть территориальных бюджетов состоит из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций кредитных ресурсов.

    Закрепленные  доходы — это доходы, полностью поступающие в соответствующие бюджеты. Например, по действующему законодательству за бюджетами субъектов Федерации закреплен налог на имущество предприятий, за местным бюджетом — налог на имущество физических лиц.

    Регулирующие  доходы — это средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджетному звену сверх закрепленных доходов для покрытия его расходов. Основная часть налоговых доходов субъектов Федерации и местных бюджетов в настоящее время формируется за счет регулирующих доходов. Для регулирования бюджета применяется и метод оказания прямой финансовой поддержки из вышестоящего бюджета нижестоящему в форме фиксированной денежной суммы на безвозмездной основе (межбюджетный трансфер). Такая поддержка предоставляется в виде дотаций, субвенций, иных межбюджетных трансфертов бюджетам.

    Вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ образуются государственные внебюджетных фонды, создаваемые в целях эффективной реализации социальных задач, в том числе: финансирования выплаты пенсий, пособий, материальной помощи, медицинского обслуживания и т.д. Основам правового регулирования социальных внебюджетных фондов уделено специальное внимание в Бюджетном кодексе РФ (ст.143-150). Государственными внебюджетными фондами РФ являются (рис.3):

      
 
 
 
 
 
 
 

    Рисунок 3 – Государственные внебюджетные фонды

    Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления указанных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных (представительных) органов в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год.

    Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме  федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной  финансовый год.

    Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов РФ на рассмотрение законодательных (представительных) органов субъектов РФ одновременно с представлением проектов законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год и утверждаются одновременно с принятием законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год.

    Доходы  государственных внебюджетных фондов формируются за счет:

  • обязательных платежей, установленных законодательством РФ;
  • добровольных взносов физических и юридических лиц;
  • других доходов, предусмотренных законодательством РФ.

    Расходование  средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно  на цели, определенные законодательством  РФ, субъектов РФ, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ.

    Таким образом, бюджетная система представляет собой основанную на экономических  отношения и юридических нормах совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

 

2. Бюджетный  процесс

    Бюджетный процесс — это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

    Организация бюджетного процесса построена на следующих  принципах.

  • Принцип единства выражается в единой правовой базе, единой бюджетной классификации, единстве форм бюджетной документации, необходимой для составления консолидированного бюджета РФ и территорий, единстве денежной системы.
  • Принцип самостоятельности бюджетного процесса каждого органа законодательной и исполнительной власти обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определения направления их использования.
  • Балансовый метод, который заключается в установлении правильного соотношения между доходами и расходами всех бюджетов. Важное условие данного метода — соответствие расходов бюджета его доходам, создание финансовых резервов.

Информация о работе Бюджетное устройство и бюджетный процесс