Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 14:55, реферат
Бюджетный кодекс РФ является основным нормативным актом, который устанавливает правовые основы бюджетной системы Российской Федерации.
Цель данной работы – изучение, обобщение и характеристика бюджетного устройства и бюджетного процесса государства.
I Теоретическая часть…………………………………………………………3
Введение…………………………………………………………………………3
1. Бюджетное устройство и бюджетная система………………………..4
2. Бюджетный процесс……………………………………………………8
Заключение………………………………………………………………………14
II Практическая часть………………………………………………………….16
Список использованной литературы…………………………………………..24
Деятельность государства от начала составления федерального бюджета до утверждения отчета об его исполнении длится около трех с половиной лет. Этот срок называется бюджетным циклом. Бюджет действует в течение одного года — с 1 января по 31 декабря. Финансовый (бюджетный) год длится на территории России 12 месяцев. Затем в соответствии с законом для завершения бюджета предоставляется еще один льготный месяц, в течение которого завершаются операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета. Таким образом, данный период включает срок с 1 января по 31 декабря и плюс еще один льготный месяц.
Участниками бюджетного процесса в соответствии со ст. 152 Бюджетного кодекса РФ являются: Президент РФ; органы законодательной (представительной) власти; органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы); органы денежно-кредитного регулирования; органы государственного и муниципального финансового контроля; государственные внебюджетные фонды; главные распорядители и распорядители бюджетных средств; иные органы, на которые законодательством Российской Федерации, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.
Участниками
бюджетного процесса также являются
бюджетные учреждения, государственные
и муниципальные унитарные
Бюджетный процесс
включает пять стадий (рис.4): 1) составление
проекта бюджета; 2) рассмотрение и утверждение
бюджета; 3) исполнение бюджета; 4) составление
отчета об исполнении бюджета; 5) утверждение
отчета. Каждая стадия имеет свое назначение,
все они должны быть соблюдены в установленные
законодательством сроки. Помимо стадий
бюджетного процесса Бюджетный кодекс
РФ определяет порядок осуществления
государственного и муниципального финансового
контроля за исполнением бюджета, ответственность
за нарушение бюджетного законодательства
РФ.
Рисунок 4 – Стадии бюджетного процесса
В ст.151 Бюджетного кодекса РФ определена структура органов, обладающих бюджетными полномочиями, в которую входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного (муниципального) финансового контроля. Каждый из них имеет собственные задачи и действует в пределах своей компетенции. Структура федеральных финансовых органов определяется указом Президента РФ.
Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, т.е. перераспределение бюджетных ресурсов между бюджетами разных уровней. В целях достижения сбалансированности бюджетов всех уровней используются различные методы бюджетного регулирования:
Исполнение бюджета имеет своей целью обеспечить поступление доходов и финансирование расходов в пределах утвержденных бюджетов: федерального, субъектов федерации, местных. Оперативный документ, на основе которого осуществляется исполнение бюджета — поквартальная роспись доходов и расходов по подразделениям бюджетной классификации и распорядителям бюджетных ассигнований. Утверждается бюджетная роспись Правительством или финансовым органом исполнительной власти. Это право регламентируется законодательством — федеральным или соответствующего субъекта федерации.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение установленного БК РФ порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения Бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ признается нарушением бюджетного законодательства, которое влечет применение к нарушителю следующих мер принуждения: предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; наложение штрафа; блокировка расходов; изъятие бюджетных средств; начисление пени; приостановление операций по счетам в кредитных организациях; иные меры. В БК РФ названы виды нарушений бюджетного законодательства.
Бюджетный контроль — составная часть финансово-экономического контроля, совокупность мероприятий, проводимых государственными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании денежных фондов Российской Федерации, субъектов РФ и местных органов местного самоуправления.
Органом денежно-кредитного регулирования является Банк России.
Органами финансового контроля являются:
1) Счетная палата Российской Федерации;
2)
контрольные и финансовые
3) контрольные органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления.
Осуществление отдельных бюджетных полномочий может быть возложено на иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации. Субъекты РФ в целях осуществления собственной бюджетной политики создают финансовые органы и органы финансового контроля в соответствии с законодательством субъекта РФ. Муниципальные образования в целях обслуживания местного бюджета и управления средствами местного бюджета создают муниципальные казначейства и (или) иные финансовые органы (должности) в соответствии с уставом муниципального образования и законодательством РФ.
Заключение
Бюджетное устройство находится в непосредственной зависимости от государственного устройства (федеративное или унитарное государство), от социально-экономического строя общества. Основой бюджетного устройства Российской Федерации является бюджетный федерализм, реализуемый посредством единой бюджетно-налоговой политики государства. Бюджетная система РФ - совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права. Она состоит из бюджетов трех уровней:
-
I уровень - федеральный бюджет
и бюджеты государственных
- II уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- III уровень - местные бюджеты.
Помимо
вышеперечисленных видов
Бюджетная система РФ построена на основе следующих принципов: единства бюджетной системы, разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ, самостоятельность бюджетов всех уровней, сбалансированности бюджета, эффективного и экономного использования бюджетных средств, достоверности бюджета, полноты отражения доходов и расходов бюджетов, гласности, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Основным методологическим документом, на основе которого составляются и исполняются бюджеты, является бюджетная классификация - группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Такая классификация является единой для бюджетов всех уровней и утверждается федеральным законом.
Бюджетный процесс - это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят: финансовые органы (Министерство финансов, Федеральное казначейство, Налоговая инспекция и др.); органы денежно-кредитного регулирования (Банк России); органы государственного (муниципального) контроля. Каждый орган имеет свои задачи и свои бюджетные полномочия
Участники бюджетного процесса: Президент РФ, Государственная дума, Совет Федерации, Правительство РФ; органы законодательной (представительной) власти; органы исполнительной власти; органы денежно-кредитного регулирования; органы государственного и муниципального финансового контроля; органы государственных внебюджетных фондов; - главные распорядители и распорядители бюджетных средств; иные органы (бюджетные учреждения, получатели бюджетных средств).
Бюджетный
процесс строится в соответствии
с Бюджетным кодексом РФ. Одним из
методов бюджетного регулирования является
оказание прямой финансовой помощи из
вышестоящего бюджета нижестоящему. Формы
оказания прямой финансовой поддержки:
субвенции, дотации, субсидии, кредиты,
ссуды. При правильном подходе бюджет
объективно может быть не просто средством
государственного экономического регулирования,
он может реально влиять на рост экономики
и социальной сферы, ускорение темпов
научно-технического прогресса, обновление
и совершенствование материально-технической
базы общественного производства.
II Практическая часть
Механизм взаимодействия предприятия с контролирующими финансовыми органами (предоставляемые виды отчетности, виды проверок и т.д.).
(На примере организации, применяющую УСН)
ООО «ЭнергоМонтаж» применяет упрощённую систему налогообложения (УСН - особый вид налогового режима, ориентированный на снижение налогового бремени в организациях малого бизнеса и облегчение ведения бухгалтерского учёта), поэтому организации необходимо сдавать следующие виды отчетности:
1. Отчетность, сдаваемая по итогам отчетных периодов (1 квартал, 1 полугодие, 9 месяцев):
С 1 января 2009 года декларация по УСН сдается только по итогам налогового периода, т.е. года. При этом обязанность уплачивать налог по итогам отчетных периодов остается. Срок уплаты - не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Так же упрощенцы не сдают квартальные расчеты по транспортному и земельному налогу, однако авансовые платежи по этим налогам уплачивать должны, если уплата авансовых платежей предусмотрена местным законодательством.
Информация о работе Бюджетное устройство и бюджетный процесс