Бюджетное планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрыть сущность бюджетного планирования, определить его задачи, рассмотреть и проанализировать проблемы бюджетного процесса в настоящее время. Для достижения этой цели мы выделила следующие задачи:

◦определить сущность бюджетного планирования;
◦рассмотреть принципы и методы его осуществления
◦выявить направления совершенствования бюджетного планирования.
Объектом исследования является область бюджетных отношений в РФ. Предметом исследования выступают процессы бюджетного планирования. В соответствии с целью и задачами работа разделена на три главы.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

     Органы  исполнительной власти и местного самоуправления обязаны представлять всю запрашиваемую  у них информацию по бюджетным  вопросам. В свою очередь, названные  органы, в том числе Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муни­ципальных образований, главные распорядители, распорядители бюджетных средств вправе сами осуществлять финансовый контроль.

     Министерство  финансов РФ осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных  средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств, а в предусмотренных законом случаях -за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Оно также организует финансовый контроль, проверки и ревизии юридических лиц - получателей гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций.

     Федеральное казначейство осуществляет предварительный  и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных  распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов, взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления указанного контроля и координирует их работу.

     Главные распорядители и распорядители  бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за использованием бюджетных средств получателями бюджетных средств в части  обеспечения целевого использования  и своевременного возврата бюджетных средств, а также представления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами. Главные распорядители бюджетных средств проводят проверки подведомственных государственных и муниципальных предприятий, бюджетных учреждений. [4]

     Финансовые  органы субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований  осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса при самостоятельном исполнении бюджетов. При передаче исполнения бюджета органам Федерального казначейства названные органы осуществляют финансовый контроль за соблюдением этими субъектами бюджетного процесса условий выделения, распределения, получения, целевого использования и возврата бюджетных кредитов, бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА
 

     Низкая  эффективность бюджетного процесса в Российской Федерации во многом обусловлена следующими факторами:

     · сохранение материальной и процессуальной зависимости  субъектов РФ от федерального правительства, муниципальных образований  от субъектов РФ при составлении  и исполнении, соответственно, региональных или местных бюджетов;

     · принятие финансовых решений за рамками  бюджетного процесса;

     · отсутствие четких процедур и механизма  планирования и исполнения федерального и территориальных бюджетов и  бюджетов внебюджетных фондов;

     · несоблюдение ресурсных ограничений на всех стадиях бюджетного процесса;

     · отсутствие прямой увязки и координации  макроэкономических и бюджетных  показателей на всех стадиях бюджетного процесса;

     · неполное осознание финансовых последствий  принимаемых  решений.

     К мерам, нацеленным на решение перечисленных выше и связанных с ними проблем, можно отнести следующие: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Мероприятия по повышению эффективности бюджетного процесса в России 

Элементы Проблемные  блоки Мероприятия
Полномочия законодательных и исполнительных органов власти Слабое правое обеспечение бюджетных правоотношений, отсутствие четкой законодательной  регламентации разграничения полномочий между законодательными и исполнительными  органами власти в рамках бюджетного процесса, необоснованно широкие  полномочия как законодательных, так и исполнительных органов власти 1) Однозначное  законодательное определение полномочий  законодательных и исполнительных  органов власти на всех стадиях  бюджетного процесса;

2) Ограничение  прав законодательных органов  по вопросам бюджетного планирования, а органов исполнительной власти - при исполнении бюджета

3) Законодательное  определение ответственности всех  ветвей власти за нарушение  бюджетного законодательства

Формирование  показателей бюджетов разного уровня и бюджетов внебюджетных фондов Принятие решений  вне рамок бюджетного процесса, отсутствие механизма и мероприятий по увязке доходов и расходов 1) Уточнение  процедур и содержания этапов  бюджетного процесса;

2) Совершенствование  методики составления бюджета;

3) Разработка методики количественной оценки обоснованности и эффективности расходов бюджетов

Финансовые  последствия принимаемых решений Отсутствие  оценки принимаемых политических решений Ужесточение процедур планирования, рассмотрения, утверждения  и исполнения бюджетов разного уровня и бюджетов внебюджетных фондов
 
 

     Бюджетный кодекс РФ  является законом прямого  действия, однако реализация многих его  положений невозможна без дополнительной подробной регламентации. В этой связи ст. 3 БК предусматривает возможность  издания нормативных актов органами исполнительной власти, однако  условия такого нормотворчества при этом не определены. В результате именно исполнительные органы определяют основы (порядок, методику) формирования, а затем и исполнения бюджетов всех уровней. 

          Поэтому в ст. 3 Бюджетного кодекса  РФ должны быть четко зафиксированы  условия, при соблюдении которых  органы исполнительной власти  могут принимать нормативные  акты. К ним, в частности, можно  отнести:

         1) нормативные акты принимаются  только в случаях, прямо предусмотренных бюджетным законодательством;

         2) данные акты не должны изменять  или дополнять существующее бюджетное  законодательство.

     Требуют уточнения и отдельные аспекты  исполнения бюджетов. В частности, в  ст. 156 Бюджетного кодекса РФ указывается, что кредитные организации могут привлекаться для осуществления операций по предоставлению средств на возвратной основе, а также функций Центрального банка России “при отсутствии учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций”. Однако в Бюджетном кодексе РФ не определены требования, которым должны соответствовать кредитные организации, обслуживающие счета бюджетов разного уровня, операции по предоставлению средств на возвратной основе, а также органы, которые должны осуществлять отбор этих кредитных организаций и контроль за их деятельностью. Это приводит к тому, что текущие счета бюджетов разного уровня, других получателей бюджетных средств могут обслуживаться коммерческими банками с низким уровнем ликвидности и финансовой устойчивости.

          В этой связи представляется  целесообразным уточнить ст. 156 БК, предусмотрев порядок и критерии  отбора кредитных организаций  для работы с бюджетными средствами.

     Ещё одна немаловажная проблема - низкая эффективность расходования бюджетных средств. Для её решения необходимо пересмотреть структуру бюджетных расходов, сокращая ненужные расходы, повышать долю капитальных вложений в бюджетных расходах, улучшать сферу образования и здравоохранения, выплачивать достойную заработную плату работникам социальной сферы, создать механизм, связывающий доступ граждан к общественным благам с уплатой налогов. Открытые конкурсы по закупкам товаров и предоставлению услуг для бюджетных организаций оздоровят экономику, сократят число злоупотреблений. 
 
 
 
 
 
 
 

     ВЫВОД 

     Главной формой бюджетного планирования является бюджетный процесс, представляющий собой деятельность по составлению  проекта бюджета, его рассмотрению, утверждению, исполнению, составлению  отчета об исполнении и его утверждению.

     Бюджетный процесс в Российской Федерации  регламентируется Бюджетным кодексом, в котором определены участники  бюджетного процесса и их полномочия, порядок составления проектов бюджета, его рассмотрения и утверждения; установлен порядок составления, утверждения и исполнения отчета об исполнении и финансового контроля.

     Участниками бюджетного процесса являются: президент  Российской Федерации, органы законодательной (представительной) власти, органы исполнительной власти всех уровней, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, органы денежно-кредитного регулирования, органы финансового контроля, государственные внебюджетные фонды, главные распорядители и распорядители бюджетных средств, Получателями бюджетных средств являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие организации, а также кредитные организации, выполняющие отдельные операции с бюджетными средствами. 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
     
  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изм. и доп. на 2009 г. – М.: Эксмо, 2009. – 304 c/
  2. Финансы и кредит : Учеб. пособие. / Авт.-сост. В. Г. Смоленская. – Ростов н/Д : РИО Ростовского филиала РТА. – 107 с.
  3. Бюджетный процесс: Учебник / под ред. Проф. Л. Г. Баранова, О. В. Врублевская и др., - М.: Издательство «Перспектива»: ИНФРА - М, 2007 г.
  4. Бюджетная политика и межбюджетные отношения в субъектах Российской Федерации / Под ред. А.С. Колесова – М.: Финансы, 2008.– 600 с.
  5. В.А. Слепов, В.Б. Шуба, В.К. Бурлачков. Приоритетные направления развития межбюджетных отношений // Финансы. – 2008. - №3. – С. 25-29.
  6. Финансы : учебник / под ред. проф. М. В. Романовского, проф. О. В. Врублевской, проф. Б. М. Сабанти. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт-Издат, 2007. – 462 с.
  7. Бюджетная система России / под ред. Г. Б. Поляка. , - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2007 г.
  8. Бюджетная система Российской Федерации / А.М. Годин, Н.С. Макси-мова, И.В. Подпорина/ Москва, 2007 г.
  9. Финансы. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное /   Под ред. проф. В. В. Ковалева. – М. : ООО «ТК Велби», 2004. – 512 с.
  10. Финансы. Учебник для вузов. /Под ред. Л.А. Дробозиной/ М., Юнити,- 2008 г.
  11. Конституция РФ

Информация о работе Бюджетное планирование