Бюджетное планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрыть сущность бюджетного планирования, определить его задачи, рассмотреть и проанализировать проблемы бюджетного процесса в настоящее время. Для достижения этой цели мы выделила следующие задачи:

◦определить сущность бюджетного планирования;
◦рассмотреть принципы и методы его осуществления
◦выявить направления совершенствования бюджетного планирования.
Объектом исследования является область бюджетных отношений в РФ. Предметом исследования выступают процессы бюджетного планирования. В соответствии с целью и задачами работа разделена на три главы.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

     Вопросы составления, рассмотрения, утверждения  и исполнения региональных бюджетов регламентируются бюджетным законодательством субъектов РФ. Бюджетный процесс на местном уровне регулируется решениями представительных органов местного самоуправления.

     Бюджетный процесс состоит из нескольких стадий, а именно:

    • Первая стадия - составление проекта бюджета;
    • Вторая стадия - рассмотрение и утверждение бюджета
    • Третья стадия – исполнение бюджета
    • Составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.

      Бюджетный процесс состоит из нескольких стадий. [2]

     Первой  стадией бюджетного процесса является составление проекта бюджета, чему предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании ко­торых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.

     Бюджетная политика государства на очередной  финансовый год содержится в Бюджетном  послании Президента РФ, которое должно быть направлено Федеральному Собранию РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.

     Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива  Правительства РФ, соответствующих  органов исполнительной власти субъектов  РФ и органов местного самоуправления. Непосредственно составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований. [6]

     Составление проекта федерального бюджета начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

     Названная стадия состоит из некоторых этапов.

     Первый  этап формирования федерального бюджета - разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана-прогноза функционирования экономики  РФ на очередной финансовый год.

     Второй  этап формирования федерального бюджета - распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов РФ и по получателям бюджетных средств, а также ряд иных полномочий. 

     Завершается данная стадия тем, что с 15 июля по 15 августа года, предшествующего очередному финансовому году, Правительство  РФ рассматривает проект бюджета  и иные сопутствующие ему документы  и материалы, представленные Министерством финансов РФ, Министерством экономики РФ, другими федеральными органами исполнительной власти, и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную Думу.

     Второй  стадией бюджетного процесса является рассмотрение и утверждение бюджета.

     Одновременно  с проектом федерального закона о  федеральном бюджете Правительство  РФ вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов: о  внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о налогах  и сборах; о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ; о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год - до 1 августа.

     Проект  федерального закона о федеральном  бюджете в течение трех дней направляется в Совет Федерации, комитеты Государственной Думы, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.

     Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год в четырех чтениях. Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в первом чтении в течение 30 дней со дня его внесения в Думу Правительством РФ. В случае отклонения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете Государственная Дума может передать указанный проект в согласительную комиссию, включающую представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства РФ; вернуть указанный законопроект в Правительство РФ на доработку на срок до 20 дней; поставить вопрос о доверии Правительству РФ.

     Государственная Дума рассматривает законопроект во втором чтении в течение 15 дней со дня  его принятия в первом чтении.

     При рассмотрении Государственной Думой  проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в третьем чтении утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и главным распорядителям средств федерального бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации, а также расходы по иным программам. В третьем чтении законопроект рассматривается в течение 25 дней со дня принятия его во втором чтении. [3]

     Государственная Дума рассматривает законопроект в четвертом чтением в течение 15 дней со дня принятия его в третьем чтении. При рассмотрении его в четвертом чтении законопроект голосуется в целом. Внесение в него поправок не допускается. Федеральный закон должен быть принят Государственной Думой до 1 декабря текущего года.

     Принятый  федеральный закон о федеральном  бюджете в течение пяти дней со дня принятия передается на обязательное рассмотрение в Совет Федерации, которое длится до 14 дней. В течение  пяти дней со дня одобрения Советом Федерации федеральный закон направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

     В случае отклонения федерального закона Советом Федерации он передается для преодоления возникших разногласий  в согласительную комиссию, которая в течение 10 дней выносит на повторное рассмотрение Государственной Думы согласованный федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Государственная Дума повторно рассматривает федеральный Закон в одном чтении. В случае несогласия Думы с решением Совета Федерации закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Государственной Думы.

     В случае отклонения Президентом страны федерального закона о федеральном  бюджете он передается в согласительную комиссию. Далее его утверждение осуществляется в описанном порядке.

     В случае непринятия Государственной  Думой федерального закона о федеральном  бюджете до 1 декабря текущего года, а также в случае невступле­ния  в силу данного закона до 1 января очередного года в силу каких-либо причин, данный закон не вступает в силу до начала очередного финансового года. В этом случае Дума может принять федеральный закон о финансировании расходов из федерального бюджета в I квартале очередного финансового года, в соответствии с которым федеральные органы исполнительной власти производят расходование средств федерального бюджета в соответствии с указанным федеральным законом.

     В федеральный закон о федеральном  бюджете могут быть внесены изменения и дополнения, разработанные и представленные Правительством Российской Федерации, а также иными субъектами, имеющими право законодательной инициативы, в форме проектов соответствующих федеральных законов. Государственная Дума рассматривает указанный законопроект во внеочередном порядке в течение 15 дней в трех чтениях. [9]

     Третьей стадием бюджетного процесса является исполнение бюджета.

     В настоящее время устанавливается  казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются  организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

     Бюджеты исполняются по доходам и расходам. В частности, Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные  с поступлением в федеральный  бюджет доходов и поступлений  из источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также с санкционированием и финансированием расходов федерального бюджета, в Главной книге Федерального казначейства. Федеральное казначейство ведет сводный реестр получателей средств федерального бюджета. Данные Главной книги казначейства являются основой для формирования отчетов об исполнении федерального бюджета.

     Исполнение  федерального бюджета и иных бюджетов завершается 31 декабря.

     Четвертой, завершающей стадией бюджетного процесса является подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета. В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого государственного внебюджетного фонда в отдельности. На основании данного распоряжения все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам. Главные распорядители бюджетных средств сводят и обобщают отчеты подведомственных им бюджетных учреждений.

     В отличие от ранее действовавшего бюджетного законодательства, Бюджетный кодекс РФ закрепил положение о том, что ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона. Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета и составляет заключение, которое направляется в Государственную Думу. Государственная Дума рассматривает представленный Правительством отчет в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты РФ. При рассмотрении отчета Дума заслушивает доклады об исполнении федерального бюджета руководителей Федерального казначейства и министра финансов, а также доклад Генерального прокурора РФ о соблюдении законности в области бюджетного законодательства и заключение Председателя Счетной палаты РФ. [7]

     Наряду  с указанными лицами на заседании  Государственной Думы могут выступить  либо представить доклады с анализом рассмотренных в течение го­да  дел, связанных с бюджетными спорами  и нарушениями бюджетного законодательства, Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ.

     По  итогам рассмотрения отчета и заключения Счетной палаты РФ Государственная  Дума принимает одно из следующих решений: об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета или об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.

     На  всех стадиях бюджетного процесса должен осуществляться государственный и  муниципальный финансовый контроль.

     Законодательные (представительные) государственные и муниципальные органы осуществляют финансовый контроль в следующих формах:

     - предварительный контроль - в ходе  обсуждения и утверждения проектов  законов (решений) о бюджете  и иных проектов законов (решений)  по бюджетно-финансовым вопросам;

     - текущий контроль — в ходе  рассмотрения отдельных вопросов  исполнения бюджетов на заседаниях  комитетов, комиссий, рабочих групп  законода­тельных (представительных) органов, в парламентских слушаниях  и в связи с депутатскими  запросами;

     - последующий контроль — в ходе  рассмотрения и утверждения отчетов  об исполнении бюджетов.

     Полномочия  названных законодательных (представительных) органов по осуществлению контроля включают в себя права на:

     - получение от органов исполнительной  власти, органов местного самоуправления необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;

     - получение от органов, исполняющих  бюджета, оперативной информации  об их исполнении;

     - утверждение (неутверждение) отчета  об исполнении бюджета;

     - создание собственных контрольных органов (Счетная палата РФ, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов субъектов РФ и органов местного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов;

     - вынесение оценки деятельности  органов, исполняющих бюджета. [5]

Информация о работе Бюджетное планирование