Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 19:01, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрыть сущность бюджетного планирования, определить его задачи, рассмотреть и проанализировать проблемы бюджетного процесса в настоящее время. Для достижения этой цели мы выделила следующие задачи:
◦определить сущность бюджетного планирования;
◦рассмотреть принципы и методы его осуществления
◦выявить направления совершенствования бюджетного планирования.
Объектом исследования является область бюджетных отношений в РФ. Предметом исследования выступают процессы бюджетного планирования. В соответствии с целью и задачами работа разделена на три главы.
ВВЕДЕНИЕ
Содержание данной курсовой работы направлено на раскрытие сущности бюджетного планирования, его задач и определение путей реформирования.
Государственный бюджет представляет собой главный финансовый план страны, определяющий многие параметры ее развития.
Тема настоящей курсовой работы актуальна, так как бюджет имеет огромное значение в деятельности государства. Бюджет служит для аккумуляции финансовых ресурсов и их использования на выполнение основных функций государства. Таким образом, бюджет является инструментом экономической и социальной политики, служит для перераспределения части валового внутреннего продукта страны с учетом общественных интересов. Основное назначение бюджета заключается в том, что он позволяет собирать воедино финансовые средства в руках государства и использовать их для финансирования различных программ. Совокупность всех видов бюджетов страны составляет бюджетную систему, которая является важнейшей частью финансовой системы государства.
Целью курсовой работы является раскрыть сущность бюджетного планирования, определить его задачи, рассмотреть и проанализировать проблемы бюджетного процесса в настоящее время. Для достижения этой цели мы выделила следующие задачи:
Объектом
исследования является область бюджетных
отношений в РФ. Предметом исследования
выступают процессы бюджетного планирования.
В соответствии с целью и задачами
работа разделена на три главы.
Бюджетное планирование - централизованное распределение и перераспределение стоимости валового общественного продукта и национального дохода между звеньями бюджетной системы на основе общенациональной социально-экономической программы развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня.
Цель бюджетного планирования - на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные пути развития бюджета и на этой основе дать предложения по его укреплению
Единство бюджетной системы РФ обеспечивается системой бюджетного планирования. Оно является важнейшей составной частью финансового планирования, используемого для реализации финансовой политики государства. Экономическая сущность бюджетного планирования состоит в централизованном распределении и перераспределении ВВП между звеньями финансовой системы на основе общенациональной социально-экономической программы развития страны в процессе составления и исполнения бюджета и внебюджетных фондов разного уровня. В ходе бюджетного планирования финансы активно воздействуют на основные показатели государственных программ развития страны и выявление резервов эффективного использования природных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Бюджетное планирование осуществляется органами государственной власти и управления.
Принципы бюджетного планирования следующие:
-
регулирование бюджетных
- адресный и целевой характер направления бюджетных средств;
-
непрерывность планирования
- балансовый метод.
Бюджетное
планирование играет важную роль в
процессе составления и исполнения
бюджетов разного уровня, формирования
их нормативно-правовой базы и организационной
основы, а также в разработке теории
и методологии составления
Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального и региональных (местных) бюджетов. Его содержание определяется государственным и бюджетным устройством страны, бюджетными правами соответствующих органов власти и юридических лиц.
Все стороны бюджетного процесса взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они являются прямым отражением не только экономической жизни общества, но и политической культуры.
Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов разных уровней в России, а также контроль за их исполнением регулируются законами Российской Федерации, республик в ее составе и другими нормативными документами.
Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, т.е. перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разного уровня.
Продолжительность бюджетного процесса:
Для завершения исполнения бюджета, кроме бюджетного периода (финансового года), предоставляется льготный период, составляющий один месяц, в течение которого заканчиваются операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета. Финансовый год вместе с льготным периодом носит название “счетный период”.
Принципы организации бюджетного процесса:
а) единство;
б) самостоятельность;
в) балансовый метод. [1]
Характеристика первых двух из них аналогична соответствующим принципам бюджетного устройства. Что же касается балансового метода, то это установление правильного соотношения между доходами и расходами всех бюджетов, а также между натуральными и финансовыми показателями, что должно создать устойчивость бюджета и необходимые пропорции в распределении средств между сферами хозяйства, экономическими регионами. Важное его условие – соответствие расходов бюджета его доходам, создание финансовых резервов. Этот принцип – главная цель всей финансовой политики.
В настоящее время в России федеральным законодательством установлен следующий порядок рассмотрения и утверждения федерального бюджета. Правительство Российской Федерации представляет Государственной Думе проект федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год. Государственная Дума рассматривает его в четырех чтениях.
Одновременно
с проектом закона о федеральном
бюджете на предстоящий год
Рассмотрение
и одобрение федерального бюджета
на предстоящий год Советом
В
случае непринятия федерального закона
о федеральном бюджете на предстоящий
год до 1 января планируемого года принимается
федеральный закон о
Финансовый год в Российской Федерации устанавливается в 12 месяцев (с 1 января по 31 декабря). Это означает, что существует необходимость в принятии актов о бюджете с периодичностью в один год. Именно это и обусловило существование такого явления, как бюджетный процесс.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетный процесс представляет собой регламентируемую нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, других участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, по утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. [1]
Бюджетный процесс представляет собой сложный комплекс последовательных действий участников бюджетного процесса направленных на достижение основной цели – получение оптимального бюджета для конкретной территории и корректного его исполнения.
Участниками бюджетного процесса являются:
Каждый
участник бюджетного процесса обладает
совокупностью бюджетных
Президент РФ инициирует бюджетный процесс в Российской Федерации, направляя Федеральному Собранию ежегодное Бюджетное послание и определяя в нем приоритеты бюджетной политики на планируемый финансовый год; подписывает и обнародует федеральные законы, включая закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Президенту РФ принадлежит право законодательной инициативы, в том числе по бюджетным вопросам; он имеет право отклонить закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и, наконец, он подписывает закон об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета.
Содержание
бюджетного процесса определяется государственным
и бюджетным устройством
Конституция РФ определяет федеративное устройство РФ, общие основы разграничения полномочий Президента РФ, законодательных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе в области бюджетного процесса на разных уровнях. [11]
Бюджетным кодексом РФ определяются, с одной стороны, основы организации бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы РФ, включая принципы организации и функционирования бюджетной системы РФ, компетенцию участников бюджетного процесса, основы составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, вопросы формирования доходов и осуществления расходов бюджетов, бюджетную классификацию, установление форм бюджетной документации и отчетности, санкции за нарушение бюджетного законодательства, организацию бюджетного учета и отчетности и, с другой стороны, порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета, находящегося в ведении федеральных органов власти, — федерального бюджета.