Бюджетное планирование (прогнозирование) его содержание и совершенствование в условиях внедрения бюджетирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 22:37, курсовая работа

Описание работы

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное планирование и регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Содержание

1. Содержание и значение бюджетного планирования в условиях рыночных отношений................................................................................................................2
2. Принципы и методы бюджетного планирования............................................7
3. Основные направления совершенствования бюджетного планирования в условиях внедрения бюджетирования, ориентированного на результат.........14
Список использованной литературы...................................................................22

Работа содержит 1 файл

курсовая!!!.docx

— 62.43 Кб (Скачать)

     Отрицательные стороны метода:

  • информация о суммарных затратах на реализацию программ, в разрезе которых представлялись расходы министерств, в большинстве случаев была недостаточной и неполной, что давало искаженную картину истинной стоимости достижения намеченных результатов;
  • данные, содержащиеся в отчетах об исполнении программ, оказались не вполне сопоставимыми вследствие того, что не были выработаны единые принципы организации управления программами и отражения управленческих и иных косвенных расходов в бюджетной классификации;
  • реализация программ и предоставление отчетности об их исполнении не были синхронизированы. Вывод комиссии и состоял в том, что необходимо согласовать бюджетную классификацию, организационную структуру программ и процедуры представления отчетности.
 

     3) Бюджетное планирование, основанное на методе начисления является инструментом для поддержки управления, основанного на показателях результативности, так как в некоторых случаях оно более четко связывает общую стоимость ресурсов, используемых для достижения некоторого результата. Этот метод выявляет все стоимости событий и операций в тот момент, когда их влияние становится вероятным и измеримым. 

     4) Метод коэффициентов. Базируется на применении соответствующих коэффициентов. За основу берутся показатели, которые были достигнуты в предыдущий период, и корректируются с учетом соответствующих коэффициентов, которые отражают изменения, которые предусматриваются в планируемый период. 

5) Балансовый метод. С помощь этого метода удается достичь соответствия между источниками поступлений и источниками расходов по видам и регионам, установить взаимосвязь с общим количеством финансовых ресурсов в государстве по министерствам, регионам, ведомствам и соответствующими потребностями, которые могут быть обеспечены. 

     6) Программно-целевой метод бюджетного планирования заключается в системном планировании выделения бюджетных средств на реализацию утвержденных законом или нормативным актом целевых программ.

       Целевая программа – комплексный  документ, целью которого является  решение приоритетной на данный  период задачи. В зависимости  от сложности задач, финансовых и организационно-технических возможностей программы принимаются на срок от 2 до 5-8 лет. Как правило, на 3-5 лет.

       Программно-целевой метод планирования  расходов способствует соблюдению  единого подхода к рациональному  использованию средств как для  решения наиболее острых проблем  государства, региона, муниципального  образования, так и является  инструментом выравнивания экономического  развития отдельных территорий.

       Целевые программы подразделяются  на: программы развития отраслей, программы развития регионов, программы решения социальных задач. Программы могут включать самостоятельные подпрограммы, направленные на решение более локальных задач.

     Целевые программы как документ содержат набор разделов, включая цели и  задачи, ожидаемые от реализации результаты, заказчика программы, исполнителей, мероприятия и меры по годам реализации и объемы финансирования в целом  и по годам.

       Конкретные объемы финансирования  на каждый год по каждой  программе устанавливаются соответствующим  законом о бюджете.

       Следует отметить, что суммы, определенные  в программе далеко не всегда  совпадают с теми, что закладываются  в законе о бюджете на определенный  год.

       В основе финансирования программ  лежит сметный подход, который  определяет в рамках  функциональной  классификации расходы на конкретную  программу. 

     7) Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР)  - это метод планирования, исполнения и контроля за исполнением бюджета, обеспечивающий распределение бюджетных ресурсов по целям, задачам и функциям государства с учетом приоритетов государственной политики и общественной значимости ожидаемых непосредственных и конечных результатов использования бюджетных средств.

     Внедрение БОР предполагает создание единой системы  целеполагания и использование  ее в бюджетном планировании, а  также системы мониторинга целевых  показателей исполнения планов, контроля и оценки результатов в соответствии с установленным порядком отчетности. Данная система даст возможность  справедливо и экономически обоснованно  распределять бюджетные ассигнования, а также концентрировать ограниченные ресурсы бюджета на решении приоритетных задач в социально значимых отраслях социальной сферы.

     Применяемые сегодня инструменты бюджетирования, ориентированного на результат, можно  разделить на две основные категории:

      - инструменты целеполагания и планирования, обеспечивающие единство муниципальной политики в различных отраслях и по муниципалитету в целом, – долгосрочные и ведомственные целевые программы, доклады о результатах и основных направлениях деятельности главных распорядителей бюджетных средств;

      - инструменты реализации установленных целей и задач – реестр муниципальных услуг (работ), стандарты качества муниципальных услуг, оценка потребности в муниципальных услугах, оценка стоимости муниципальных услуг, муниципальное задание на оказание услуг (выполнение работ).

     Определенную  сложность может представлять распределение  расходов по целям, задачам и программам. Существующая система распределения  бюджетных ассигнований в ходе бюджетного планирования часто не позволяет  однозначно структурировать общий  объем средств по целям и задачам. В частности, вызывает вопросы отражение  в докладах долгосрочных целевых  программ, направленных на достижение нескольких целей и задач либо на достижение целей деятельности нескольких главных распорядителей бюджетных  средств. Частично решить данную проблему позволяет использование экспертных оценок (с прилагаемым обоснованием) и повторный учет программ. 

     Перспективный уровень внедрения БОР подразумевает  такую перестройку бюджетного процесса, чтобы у распорядителей бюджетных  средств возникала заинтересованность в повышении эффективности их использования, достижении результатов. Стимулы могут носить как финансовый, так и нефинансовый характер. Учет результатов оценки деятельности главных  распорядителей бюджетных средств, представленных в докладах, при определении  объемов бюджетного финансирования представляет собой частный случай такого стимулирования. 

     Применение  того или иного из рассмотренных  методов планирования бюджетных  расходов определяется спецификой задач, стоящих перед соответствующим  уровнем управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Основные  направления совершенствования  бюджетного планирования в условиях внедрения бюджетирования, ориентированного на результат
 

  Целью совершенствования бюджетного планирования является: повышение эффективности деятельности публично-правовых образований по обеспечению потребностей граждан и общества в государственных и муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, выполнению государственных (муниципальных) функций, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития.

  В 2010 году и в среднесрочной перспективе  необходимо осуществить действия по следующим направлениям.

 1. Минимизация бюджетных рисков

Бюджетное планирование должно быть основано на консервативном варианте прогноза.

В федеральном  бюджете на 2010 год должен быть предусмотрен достаточный объем резервов, которые  могли бы использоваться по решениям Правительства Российской Федерации, а на 2011 и 2012 годы необходимо увеличить  объемы условно утверждаемых расходов.

Необходимо  на практике реализовать принцип  безусловного исполнения действующих  расходных обязательств, ряд из которых  остается недооцененным. Принятие новых  расходных обязательств должно сопровождаться расчетами средств, необходимых  для их исполнения не только в очередном  году и плановом периоде, но и за его пределами.

В связи  с этим остается актуальной задача по расширению горизонта экономического прогнозирования и финансового  планирования. Трехлетние экономические  прогнозы и бюджеты должны разрабатываться  в рамках средне- и долгосрочных прогнозов на срок до 20 лет.

Кроме того, необходимо провести тщательный анализ текущих условных обязательств, оценить их объемы и продумать  подходы к снижению бюджетных  рисков, вызванных этими обязательствами. Правительству Российской Федерации нужно определить возможные варианты действий в случае, если условные обязательства придется исполнять.

2. Эффективное  управление средствами Фонда  национального благосостояния и  Резервного фонда

Необходимо  сохранить бюджетные резервы  в форме средств Фонда национального  благосостояния и Резервного фонда, поскольку в ближайшие годы сохранятся риски негативного воздействия  внешних условий на бюджетную  систему.

Следует рассмотреть возможности по сдерживанию  темпов расходования средств Резервного фонда за счет некоторого повышения  в финансировании дефицита бюджета  доли государственных заимствований  и, на последующем этапе, средств  от приватизации федерального имущества.

Управление  средствами Резервного фонда должно оставаться консервативным.

Цель  Фонда национального благосостояния изначально формулировалась как  обеспечение стабильности бюджетной  системы, в том числе поддержка  пенсионной системы, на долгосрочный период. Для достижения этой цели необходимо воздержаться от чрезмерного распыления средств Фонда национального  благосостояния на решение текущих  экономических задач.

Следует также сформировать на долговременной основе эффективный механизм управления средствами Фонда, их надежного инвестирования. Предлагаю рассмотреть вопрос о  создании в этих целях специализированного  государственного агентства.

3. Обеспечение  ритмичности исполнения федерального  бюджета

Все необходимые  меры для организации исполнения федерального бюджета должны приниматься  до начала финансового года.

Все решения  в процессе исполнения бюджета, в  особенности связанные с реализацией  антикризисных мер, должны приниматься  и реализовываться максимально  оперативно.

4. Расширение  полномочий главных распорядителей  бюджетных средств

Организации ритмичного исполнения бюджета могло  бы способствовать укрупнение утверждаемой законом ведомственной структуры  расходов с возможностью ее детализации  при формировании и ведении сводной  бюджетной росписи, а также предоставление права главным распорядителям бюджетных  средств на ведение своих бюджетных  росписей.

В то же время расширение полномочий главных  распорядителей при исполнении бюджета  должно опираться не только на четкие целевые ориентиры их деятельности, но и на отлаженные бюджетные процедуры, механизмы внутреннего контроля, высокий уровень бюджетной дисциплины.

В связи  с этим необходимо развивать систему  мониторинга качества финансового  менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств, использовать ее результаты при оценке деятельности федеральных органов  исполнительной власти и их руководителей  в целях повышения их ответственности  за достижение установленных показателей.

5. Повышение  эффективности использования ресурсов  при закупках товаров и услуг  для государственных нужд

Необходимо  совершенствование механизма государственных  закупок за счет консолидации заказов, применения современных процедур их размещения, исключения неоправданных  ограничений, усложненных и неэффективных  процедур.

Следует также обеспечить практическую реализацию принятых решений о преференциях для малого и среднего бизнеса  при осуществлении закупок для  государственных и муниципальных  нужд. Следует рассмотреть целесообразность введения в организациях раздельного  учета средств, получаемых при исполнении государственного заказа (прежде всего  государственного оборонного заказа).

Информация о работе Бюджетное планирование (прогнозирование) его содержание и совершенствование в условиях внедрения бюджетирования