Бюджетное планирование (прогнозирование) его содержание и совершенствование в условиях внедрения бюджетирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 22:37, курсовая работа

Описание работы

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное планирование и регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Содержание

1. Содержание и значение бюджетного планирования в условиях рыночных отношений................................................................................................................2
2. Принципы и методы бюджетного планирования............................................7
3. Основные направления совершенствования бюджетного планирования в условиях внедрения бюджетирования, ориентированного на результат.........14
Список использованной литературы...................................................................22

Работа содержит 1 файл

курсовая!!!.docx

— 62.43 Кб (Скачать)

    Содержание

1. Содержание  и значение бюджетного планирования  в условиях рыночных отношений................................................................................................................2

2. Принципы и  методы бюджетного планирования............................................7

3. Основные направления  совершенствования  бюджетного  планирования в условиях внедрения бюджетирования, ориентированного на результат.........14

Список использованной литературы...................................................................22 
 

 

  1. Содержание  и значение бюджетного планирования в условиях рыночных отношений

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное планирование и регулирование, представляющее собой частичное  перераспределение  финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

     Перед бюджетным планированием выдвигаются  следующие основные задачи:

  • установление общего объема финансовых ресурсов и их распределение по отдельным направлениям, национально-государственным и административным образованиям РФ, выявление размеров направления собственных ресурсов хозяйства;
  • организация работы по мобилизации денежных накоплений и других финансовых ресурсов государства, финансовому обеспечению развития экономики, науки и социальной сферы;
  • осуществление финансового контроля за ходом выполнения бюджета.

Бюджетное планирование имеет две стадии. На первой стадии осуществляется сводное  бюджетное планирование, в ходе которого определяются основные направления, пути и способы мобилизации финансовых ресурсов, изыскиваются возможности для увязки намечаемых, доходов и расходов на предстоящий год. На второй стадии производится адресное бюджетное планирование, т.е. устанавливаются конкретные связи с бюджетом отраслей народного хозяйства, непроизводственной сферы и других расходов. Здесь же определяются поступления в бюджет по каждому виду налогов и сборов.

   Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных  образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов. Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг, а также в соответствии с другими нормами(нормативами), установленными законодательством РФ, субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления.

   Главная задача разработки проекта бюджета  – определение объёма денежных средств, централизуемых в бюджете с целью  финансового обеспечения функций, возложенных на органы государственной власти и органы местного самоуправления, и мероприятий, предусмотренных прогнозом экономического и социального развития государства и территории.

   Составление проекта бюджета является прерогативой Правительства Российской Федерации, исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. По их поручению проект бюджета разрабатывается Министерством финансов РФ и территориальными финансовыми органами.

  Для составления проекта бюджета  Министерство финансов РФ и территориальные  финансовые органы должны быть обеспечены необходимой информационной базой, которая поступает им от соответствующего правительства, статистических, налоговых органов и других учреждений. Главным источником информации для составления проекта бюджета служит прогноз социально-экономического развития государства или территории, который в свою очередь разрабатывается на основе данных экономического и социального развития за отчетный период, тенденций развития на планируемый год и других показателей. При разработке проекта бюджета учитываются также основные положения финансово-бюджетной политики, принятой на соответствующий плановый период.

  Проект  федерального бюджета разрабатывается  Министерством финансов РФ по поручению Правительства РФ. Работа над проектом бюджета начинается за двенадцать месяцев до начала планируемого года.

  В задачу Министерства финансов входит разработка:

  • проекта федерального бюджета;
  • проектировок основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу, которые разрабатываются на базе среднесрочной программы Правительства Российской Федерации, среднесрочного прогноза социально-экономического развития России и сводного финансового баланса;
  • проекта федерального закона о федеральном бюджете на планируемый год.

  В основу разработки проекта федерального бюджета закладываются направления планируемой финансово-бюджетной политики, определенной в Бюджетном послании Президента РФ Правительству Российской Федерации, и показатели разработанного Министерством экономики РФ прогноза социально-экономического развития России на планируемый год, уточненных параметров среднесрочного прогноза социально-экономического развития России, показателей сводного финансового баланса. Кроме того, используются показатели денежной программы, составляемой Центральным банком Российской Федерации, и показатели долгосрочных федеральных целевых программ, перечень которых определяется Правительством РФ на основе долгосрочных и среднесрочных прогнозов социально-экономического развития страны.

  Рассмотрим бюджетное планирование с позиций системного подхода, анализируя состав системы бюджетного планирования.  
 
 
 
 
 
 

  Система бюджетного планирования

  Рис. 1

    

  Система бюджетного планирования – это система, обеспечивающая целенаправленное воздействие  аппарата бюджетного планирования на бюджетную систему (совокупность бюджетных  отношений) посредством функционирования механизма бюджетного планирования для формирования и утверждения  бюджетного плана, реализующего достижение целей бюджетной политики.

    Под аппаратом бюджетного планирования  понимается  совокупность всех  организационных структур, осуществляющих  бюджетное планирование.

  Аппарат бюджетного планирования имеет следующую  структуру:

   - Парламент и территориальные  органы законодательной власти;

   - Правительство, территориальные  органы исполнительной власти;

   - Министерство финансов и его  территориальные финансовые органы.

  Характеристика  механизма бюджетного планирования:

   - предназначен для выполнения  одного из этапов бюджетного  цикла – бюджетного планирования. Непосредственным результатом бюджетного  планирования является составленный  исполнительными органами и утвержденный законодательными органами бюджетный план, благодаря выполнению которого реализуются цели бюджетной политики.

   - состоит из звеньев в соответствии  с группами решаемых задач  (формирование доходов, осуществление  расходов, межбюджетное распределение  ресурсов).

   - распределен между различными уровнями бюджетной системы.

   - характеризуется связями управления  между подразделениями аппарата  бюджетного планирования, т. е.  Сложившимися способами взаимодействия  между подразделениями аппарата  бюджетного планирования и внутри  этих подразделений, существующими  регламентами работы, утвержденными  процессами.

    Функционирование механизма бюджетного  планирования определяет набор  методов бюджетного планирования, которые разрешается и требуется  использовать для достижения  целей бюджетной политики.

  Эффективность функционирования механизма бюджетного планирования определяется состоянием внутренних и внешних факторов, среди  которых можно выделить квалификацию кадров аппарата бюджетного планирования, применяемые инструменты, финансовую дисциплину и стабильность финансовой политики государства.

  Таким образом, механизм бюджетного планирования – это инструмент аппарата бюджетного планирования по бюджетному планированию в соответствии с целями бюджетной  политики, состоящий из подсистем, обеспечивающих составление и утверждение бюджетного плана, распределенный по всем уровням  бюджетной системы, обеспечивающий выполнение задач формирования доходов, осуществления расходов и межбюджетного  распределения ресурсов, характеризующийся  связями управления между подразделениями  аппарата бюджетного планирования. Функционирование механизма бюджетного планирования определяется применяемыми методами бюджетного планирования и зависит от внутренних и внешних факторов.

  1. Принципы и методы бюджетного планирования
 

     Принципы  бюджетного планирования:

  • научная обоснованность;
  • оптимальная сбалансированность между уровнем налогообложения субъектов – плательщиков налогов и уровнем социальных выплат;
  • центральное место бюджетного планирования в системе финансового планирования;
  • органичная взаимосвязь между прогнозируемыми и текущими бюджетными планами;
  • директивный характер бюджетных выплат;
  • единство общегосударственного и местных бюджетов;
  • наличие соответствующих бюджетных резервов;
  • демократичность.
 

    Методы  бюджетного планирования:

  1. Нормативный метод.

      За основу берутся нормативы, которые регламентируют виды поступлений и расходов. При этом учитываются экономическое состояние предприятий, учреждений, отраслей народного хозяйства, физических лиц. Этот метод дает возможность полностью выявить бюджетные резервы и способствует их экономии.

     Нормы и нормативы, используемые в нормативном  подходе к планированию расходов бюджета, классифицируются:

  • по форме выражения: натуральные, абсолютные, относительные, стоимостные;
  • по степени детализации: индивидуальные, комбинированные, укрупненные;
  • по уровню применимости: народнохозяйственные, отраслевые;
  • по методам установления: государственные, муниципальные;
  • по мере удовлетворения потребностей: минимальные, оптимальные

     В тех же исследованиях приводятся следующие «конкретные методы»  нормативного подхода:

  • метод прямого счета;
  • метод структуризации (составные компоненты затрат социального показателя);

     В РФ нормативный подход к расчету  расходов в большой степени определяется наличием системы государственных  минимальных социальных стандартов, которые определяют минимальный  уровень финансирования социальных расходов регионов

     Тем не менее, в последнее время озвучивается серьезная критика нормативного подхода и использования системы  государственных минимальных социальных стандартов при расчете расходов бюджета. Предложенная законопроектом система формирования и исполнения минимальных государственных социальных стандартов, предусматривающая исключительные полномочия федеральных органов  государственной власти по определению  уровня финансирования бюджетных услуг  из бюджетов нижестоящих уровней, практически  исключает участие региональных и местных органов государственной  власти в процессе формирования собственных  бюджетов, что противоречит самой  сути федеративных отношений.

     Недостаток  этого метода – его определенная негибкость.  

     2) Метод составления бюджета с нуля предполагает ежегодную верификацию и необходимость защиты всех программ, осуществляемых органами самоуправления. Этот метод заставляет ясно формулировать иерархию приоритетов на каждом уровне организационной структуры местной администрации; если он последовательно реализуется, то бюджет будет составляться по принципу «снизу вверх», а не «сверху вниз» организационной иерархии.

     Положительный опыт внедрения методики:

  • представление проекта федерального бюджета конгрессу в разрезе программ/видов деятельности значительно повысило «читаемость» и обозримость бюджетной информации, способствовало превращению бюджета федерального правительства в политический документ, связывающий цели государственной политики с затратами и показывающий, каким образом планируемые государственные расходы связаны с достижением целей государственной политики;
  • включение в проект бюджета информации об ожидаемых социальных и экономических результатах деятельности министерств позволяет усилить ответственность министерств за достижение поставленных целей, повысить эффективность государственных расходов;
  • включение в бюджет межведомственных программ позволяет усилить координацию деятельности различных министерств;
  • подключение к работе над проектом федерального бюджета представителей законодательной власти на стадии формирования целей государственной политики позволяет ввести обоюдную ответственность за составление бюджета исполнительной и законодательной ветвей, облегчает прохождение проекта бюджета в конгрессе.

Информация о работе Бюджетное планирование (прогнозирование) его содержание и совершенствование в условиях внедрения бюджетирования