Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 09:55, курсовая работа
Целью данной работы является анализ бюджетного планирования, бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение наиболее важных элементов бюджетного планирования.
К числу главных задач, раскрытых в курсовой работе, стоит отнести основы бюджетного планирования в РФ, описание характеристик основных стадий бюджетного процесса, а также краткая справка об организациях казначейского исполнения бюджетов, их роли и принципах осуществления своей деятельности.
Введение 3
1. Основы бюджетного планирования в РФ …………………………………...5
1.1. Бюджетное планирование, основные понятия………………………....5
1.2.Система органов, обладающих бюджетными полномочиям ……..…...8
2. Характеристика основных стадий бюджетного процесса ………………. 10
2.1. Составление проектов бюджетов……………..………………………..10
2.2. Составление проектов бюджетов ……………………………………...10
2.3. Этапы формирования бюджета ………………………………………..12
2.4. Рассмотрение и утверждение бюджетов ……………………………...13
2.5. Исполнение бюджетов …………………………………………………16
2.6. Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение ...20
3. Организация казначейского исполнения бюджетов ………………….…...22
3.1 Казначейское исполнение бюджетов, основные понятия, сущность...22
3.2. Принципы исполнения федерального бюджета ...…………………....23
3.3. Основные функции Федерального казначейства …………………….27
Заключение …………………………………………………………………… .31
Список использованных источников …………………………………………32
2
КР. №060420414
Министерство образования Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Тихоокеанский государственный университет»
Институт (факультет) _________ДВИОТ_______________
Кафедра финансов, кредита и бухгалтерского учета
Специальность 060400 «Финансы и кредит»
Курсовая работа
По дисциплине «Финансы»
Тема №39: «Бюджетное планирование и бюджетный процесс в России»
Хабаровск – 2007
Содержание
Введение 3
1. Основы бюджетного планирования в РФ …………………………………...5
1.1. Бюджетное планирование, основные понятия………………………....5
1.2.Система органов, обладающих бюджетными полномочиям ……..…...8
2. Характеристика основных стадий бюджетного процесса ………………. 10
2.1. Составление проектов бюджетов……………..………………………..10
2.2. Составление проектов бюджетов ……………………………………...10
2.3. Этапы формирования бюджета ………………………………………..12
2.4. Рассмотрение и утверждение бюджетов ……………………………...13
2.5. Исполнение бюджетов …………………………………………………16
2.6. Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение ...20
3. Организация казначейского исполнения бюджетов ………………….…...22
3.1 Казначейское исполнение бюджетов, основные понятия, сущность...22
3.2. Принципы исполнения федерального бюджета ...…………………....23
3.3. Основные функции Федерального казначейства …………………….27
Заключение …………………………………………………………………… .31
Список использованных источников …………………………………………32
Введение
Бюджет и государственная бюджетная система в целом являются совокупностью экономических отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения ВНП и национального дохода. Бюджет активно воздействует на все стадии воспроизводства, поэтому развитие и совершенствование бюджета следует рассматривать, прежде всего, на основе развития и совершенствования экономических отношений, которые выступают в количественной и качественной формах доходов и расходов.
Определение сущности, роли и места бюджета в системе воспроизводства служит основным методологическим пунктом развития теории бюджетного планирования и использования ее результатов в создании и совершенствовании бюджетной системы. Сущность бюджета нельзя рассматривать вне конкретных экономических условий, поскольку она зависит от системы производственных отношений, того или иного способа производства и определяется ею.
В условиях перехода к рынку бюджет является не только единственным плановым документом, утверждаемым в качестве закона, но и основой, вокруг которой организуется система финансового хозяйства в целом, финансовое планирование и прогнозирование на основе единой финансовой политики государства.
Составной частью бюджетного процесса является бюджетное планирование и регулирование, представляющие собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.
Содержание бюджетного планирования включает также вопросы теории и методологии составления бюджетов и других финансовых планов. К бюджетному планированию относится не только составление бюджета по всем звеньям бюджетной системы, но и его исполнение.
Непосредственное составление бюджета на предстоящий год происходит на базе его исполнения за текущий год и тех финансовых норм и нормативов, которые доводятся до территорий, отраслей хозяйства, бюджетных учреждений. Составление бюджета по доходам должно учитывать действующую налоговую систему в стране, реальную возможность мобилизации доходов по каждому виду налогов и сборов.
Целью данной работы является анализ бюджетного планирования, бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение наиболее важных элементов бюджетного планирования.
К числу главных задач, раскрытых в курсовой работе, стоит отнести основы бюджетного планирования в РФ, описание характеристик основных стадий бюджетного процесса, а также краткая справка об организациях казначейского исполнения бюджетов, их роли и принципах осуществления своей деятельности.
1. Основы бюджетного планирования в РФ.
1.1. Бюджетное планирование, основные понятия.
Бюджетное планирование - составляющая финансового планирования, позволяющая определить объем, источники и целенаправленное использование бюджетных ресурсов на каждом из уровней управления: федеральном, региональном, муниципальном; необходимый компонент обоснованного функционирования бюджетной системы, неотъемлемая часть бюджетного процесса. С помощью бюджетного планирования определяется движение бюджетных средств в соответствии с целями и задачами, установленными в Бюджетном послании Президента РФ, основных направлениях социально-экономического развития страны и прогнозных расчетах для соответствующих территорий. Бюджетное планирование призвано показать реальные допустимые затраты и обосновать стратегию решения приоритетных отраслевых, региональных и муниципальных задач.
Бюджетное планирование включает: определение общего объема и источников поступления бюджетных средств на федеральный, регион, и (муниципальных уровнях; формирование расходов бюджетов) на основе единой методики расчета минимальной бюджетной обеспеченности, норм и нормативов финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг; установление направлений использования бюджетных средств, способствующих выполнению планов-прогнозов социально-экономического развития страны и приводящих к росту эффективности обществ, производства, экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Бюджетное планирование увязывает макроэкономические прогнозы о бюджетных доходах с предложениями по государственным расходам. С учетом принципов бюджетного федерализма в ходе бюджетного планирования: распределяются доходы и расходы между бюджетами разных уровней на основе использования существующих форм межбюджетных отношений; в целях достижения баланса в каждом бюджете определяются объем федеральных, региональных и муниципальных заимствований, размеры бюджетных резервов; устанавливаются величина и источники покрытия дефицита бюджета; осуществляется разносторонний бюджетный контроль за процессами, протекающими в реальном секторе экономики и на финансовых рынках.
В условиях перевода экономики России на рыночные основы хозяйствования существенно изменились содержание, методология и методика бюджетного планирования. Количественные ориентиры, используемые в бюджетном планировании, из директивных стали индикативными (рекомендательными); появилась возможность вместо валовых затратных показателей применять иные измерители, нацеленные на конечные качественные и количественные результаты; возникла необходимость использования разных вариантов прогнозных расчетов; большое значение стало придаваться выбору оптимальных решений. Вместе с тем бюджетное планирование сохранило свое значение как базы для составления основного финансового плана деятельности органов власти разных уровней. Ежегодно бюджетные показатели утверждаются, как и ранее, на федеральный и регион, уровнях в форме законов, на местном - в форме решений представительных органов местного самоуправления. К числу наиболее распространенных методов бюджетного планирования относят методы: экономического анализа; экстраполяции; математического моделирования; индексный, балансовый и др. Бюджетное планирование осуществляется в несколько этапов: составление проектов бюджетов финансовыми органами разных уровней; рассмотрение проектов бюджетов в исполнительных органах власти; рассмотрение проектов бюджетов и утверждение бюджетов в законодательных (представительных) органах государственной власти разных уровней и в органах местного самоуправления; поквартальное распределение финансовыми органами федеральных, региональных и муниципальных уровней доходов и расходов, а также составление сводных бюджетных росписей. Составление проектов бюджетов финансовыми органами -важнейший этап, от которого зависят характер, качество и своевременность бюджетного планирования. Он состоит из двух стадий: подготовительной (проводятся организационно-методические мероприятия, определяется ожидаемое исполнение бюджета за текущий год, разрабатываются нормы и нормативы и т.д.) и конкретно-адресной (планируются виды и суммы доходных поступлений, устанавливаются конкретные направления расходования бюджета средств по отраслям, ведомствам и целевому назначению). Вся дальнейшая организация и методическая работа по составлению проектов бюджетов разных уровней также проводится соответственный финансовыми органами. Внутри финансовых органов всех уровней организационно-методическую работу по бюджетного планирования, ведут соответствующие бюджетные подразделения: Департаменты бюджетной политики Министерства финансов РФ и министерств финансов республик в составе РФ, бюджетные комитеты, управления и отделы исполнительных органов субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Они направляют, координируют и организуют многогранную деятельность финансового аппарата по составлению проектов бюджетов. Правовые основы Б.п. определяются Конституцией страны, законами, нормативными актами, принимаемыми на федеральном, региональном, и муниципальном уровнях. Так, в России ими выступают: Конституция РФ, конституции республик в составе РФ, уставы субъектов Российской Федерации, Бюджетный кодекс РФ и др. Конституцией РФ установлены права органов государственной власти и управления в области разработки и утверждения бюджета, разграничены функции между федеральными органами гос. власти и органами власти субъектов РФ, четко зафиксирована правовая самостоятельность органов местного самоуправления, к-рые не входят в систему органов гос. власти. Более детальное разграничение бюджетных прав как в части норм доходов и расходов, так и в части процессуальных норм устанавливается бюджетным законодательством: введенным в действие с 1 янв. 2000 Бюджетным кодексом РФ, Федер. законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (1997), принимаемыми федеральными и региональными законами, касающимися отдельных сторон бюджетного процесса, а также годовых бюджетов, др. законодательными и нормативными актами. Эти законы определяют организационные основы бюджетного планирования, порядок расчета объема расходов бюджетов, порядок и условия формирования их доходной базы, формы и объемы межбюджетного перераспределения средств, взаимоотношения представительных органов власти с исполнительными на каждом уровне управления и т.п. Конкретизация бюджетных прав соответствия структур (Федерального центра, субъектов РФ и муниципальных образований) осуществляется путем ежегодного принятия Закона РФ о федеральном бюджете на предстоящий год, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений Правительства РФ, решений представительных органов субъектов Федерации и органов местного самоуправления об утверждении соответственного бюджета, о внесении изменений в него, о порядке финансирования расходов бюджета, если последний не был утвержден в срок, и т.д.
1.2. Система органов, обладающих бюджетными полномочиям.
В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, БК РФ включает: финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования (Банк России), органы государственного (муниципального) финансового контроля (Счетная палата РФ, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, контрольные органы региональных и местных представительных органов).
Участниками бюджетного процесса являются:
Президент Российской Федерации;
органы законодательной (представительной) власти;
органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);
органы денежно-кредитного регулирования;
органы государственного и муниципального финансового контроля;
государственные внебюджетные фонды;
главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;
бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов.
Основные задачи, решаемые данными органами:
выявление материальных и финансовых резервов государства;
максимально приближенный к реальности расчет доходов бюджетов;
максимально точный расчет расходов бюджетов;
обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов;
согласование бюджетов с реализуемой экономической программой;
осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и др.
2. Характеристика основных стадий бюджетного процесса.
2.1. Составление проектов бюджетов.
Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджеты, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением (ст. 6 БК РФ). Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии бюджетной деятельности:
Информация о работе Бюджетное планирование и бюджетный процесс в России