Бюджетное финансирование, принципы, формы, проблемы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 17:44, курсовая работа

Описание работы

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - это используемый правительством денежный фонд для финансирования своей деятельности, с помощью которого государство влияет на экономические процессы. Государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, осуществляя перераспределение средств в пользу нуждающихся фондов, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам.

Содержание

Введение………………………………………………………………….......3
§ 1. Понятие государственного бюджета, его расходы…………………....5
§ 2. Классификация бюджетных расходов и ее значение………………..11
§ 3. Сущность бюджетного финансирования, его принципы формы.......28
§ 4. Проблемы бюджетного финансирования и пути их решения..……..34
Заключение……………………….…………………………………………40
Список используемой литературы………………………………………...43
Приложения…………………………………………………………………45

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА по финансам .doc

— 272.50 Кб (Скачать)

 

§4. Проблемы бюджетного финансирования и пути их решений

Бюджетное финансирование - предоставленное в безвозвратном порядке денежное обеспечение, выделение (ассигнование) денежных средств из государственного (местного) бюджета на расходы, связанные с осуществлением государственных заказов, выполнением государственных программ, содержанием государственных организаций  [4].

 

Принятие в 1998 г. Бюджетного кодекса Российской Федерации означало переход к качественно новому этапу в развитии бюджетной системы. Но в БК РФ практически непрерывно вносились изменения, при этом каждый год принимались фундаментальные для бюджетной системы поправки. Сегодня, можно сказать, что БК РФ отражает состояние представлений об управлении общественными финансами на начало - середину 90-х годов, и с этой точки зрения он вовсе не плох. В нем заложены совершенно правильные принципы, которым следует большинство стран мира. Более того, он содержит целый ряд элементов, которые только сейчас начинают активно применяться в бюджетной практике, в частности среднесрочное планирование, и даже бюджетирование, ориентированное на результаты.

После того, как в начале 90-х годов во всем мире сформировалась новая модель управления общественными финансами, большинство стран начало активно проводить бюджетную реформу в этом направлении. Российская Федерация в 2004 г. принятием концепции реформирования процесса тоже присоединилась к этому долгосрочному процессу [11].

 

Эволюция модели организации бюджетного процесса

                         Управление результатами                       

- Многолетний финансовый план (бюджет)                                  

- Действующие и принимаемые обязательства                               

- Целевое использование - ориентация на результат                       

- Расширение полномочий и ответственности распорядителей бюджетных      

  средств                                                               

- Отчетность о результатах использования средств                        

                                     /\

                                    /  \

                                   /    \

                                  /      \

                                 /        \

                                /Реформа\

                           └─────┘

                           ┌─────┐

                            └─────┘

                          Управление затратами                         

- Годовой бюджет                                                        

- Финансирование расходов                                               

- Целевое использование - соответствие плану                            

- Индексация прошлых расходов и "регламентированный бюджет"             

- Отчетность об "использовании" средств      

Таким образом, находит свое подтверждение вывод, что возможности, представляемые программно-целевым бюджетированием финансовым менеджерам предприятий, вдохновили государственных финансистов на внедрение этой системы управления развитием хозяйствующего субъекта в практику управления развитием государства.

Первыми шагами в этом направлении является выбор видов бюджетов, их форматов и технологий составления. Поэтому отправной точкой в постановке и организации процесса бюджетирования является совершенствование бюджетной классификации [13].

Внедряемые мероприятия базируются на идее организации бюджетного процесса на основе расходных обязательств. В центр процесса должен быть поставлен распорядитель бюджетных средств. Бюджет определяет финансовое обеспечение либо уже принятых, либо предлагаемых актов и решений. Разумеется, предварительно нужно определить имеющиеся ресурсы с тем, чтобы все решения были выполнены, а значит, достигнуты цели государственной политики.

Не должно быть ни одного расходного обязательства, на которое не предусмотрены ассигнования в бюджете и, наоборот, в бюджете не должно быть ни одной строки, не имеющей четкой правовой базы, увязки с полномочиями и функциями государства и результатами их выполнения.

Предлагается поэтапное расширение применения понятия "расходное обязательство" как базового понятия бюджетного законодательства. Расходные обязательства имеют разную правовую природу.

 

Виды расходных обязательств

 

Тип      

Основание 

Носитель  

Исполнение      

Государственные   услуги           

Нормативные  
акты         

Общество     

Роспись - смета - лимиты
бюджетных обязательств -
контракты              

Публичные        

Закон        

Население    

Роспись                

Межбюджетные     

Бюджет       

Другой бюджет

Роспись                

Межгосударственные

Договор      

Власти       

Роспись                

Долговые         

Соглашение   
(эмиссия)    

Кредиторы    

Роспись                

 

Публичные обязательства вытекают непосредственно из закона, например, пособия или субвенции на делегированные полномочия [15].

Гражданско-правовые обязательства возникают при заключении трудовых договоров или государственных (муниципальных) контрактов. Для них предварительно нужно определить возможности (лимиты) для принятия и исполнения.

Межгосударственные обязательства определены международными договорами и также не требуют ежегодного переподтверждения.

Предполагается определить особенности только одной части публичных обязательств - публичных нормативных обязательств, имея в виду, что их объем перед конкретным гражданином однозначно определен по нормативу или в конкретной сумме. К таким обязательствам относятся все виды пенсий, пособий и компенсаций. Эти расходы уже сейчас планируются и исполняются в особом порядке. Предполагается закрепить его и, опираясь на практический опыт, готовить следующие шаги по расширению применения разного подхода к формированию расходов разных типов. В рамках ежегодного бюджетного процесса можно с большей или меньшей точностью спрогнозировать объем получателей и предусмотреть объем ассигнований на выполнение этих обязательств, но изменить их объем без внесения поправок в соответствующие законы нельзя.

Если на выполнение публичного обязательства недостаточно средств, то предлагается два решения проблемы:

- закон о бюджете ни при каких условиях не может приостанавливать действие другого закона, установившего публичные обязательства государства. Если меняется режим вступления в силу такого закона, то только другим законом. Если же этого не сделано, он подлежит исполнению и необходимо изыскивать средства на его реализацию;

- действующие публичные обязательства исполняются во всех случаях, даже если в ходе исполнения бюджета возникает ситуация, когда ассигнований на его реализацию требуется больше, чем было запланировано. До того момента, пока парламент не примет закон об уточнении бюджета, исполнительной власти разрешается расходовать на эти цели средства сверх ранее установленных законом о бюджете параметров.

В целом в области бюджетного финансирования имеются существенные недостатки:

1. Низка эффективность использования бюджетных средств.

2. Широко распространена практика нецелевого расходования средств.

3.  Непропорционально финансирование отдельных направлений расходов в условиях невыполнения плана по доходам.

Бюджетные расходы не решают насущные проблемы социальной политики государства, что связано с постоянным увеличением  задолженности по выплатам населению. До минимума сократились инвестиции государства на народное хозяйство, что углубляет экономический кризис и уменьшает возможность быстрой.

Основные задачи в области бюджетного финансирования:

1)  обеспечение приоритетного финансирования социальных расходов, сокращение и полное погашение задолженности по выплатам населению;

2)  расширение государственного финансирования инвести­ций в приоритетных областях экономики;

3)  сокращение расходов на содержание государственного ап­парата и расходов по управлению государственным долгом;

4)  повышение эффективности использования бюджетных средств на национальную оборону на основе постепен­ного проведения военной реформы;

5)  уменьшение дотации на покрытие убытков отдельных от­раслей;

6)  сокращение расходов по отдельным целевым статьям рас­ходов и целевым программам;

7)  концентрация расходов бюджета на наиболее эффектив­ных затратах;

8)  усиление контроля за использованием бюджетных средств;

9)        ускоренное завершение перехода к казначейской системе финансирования расходов бюджета [15].

 

Современные проблемы бюджетного финансирования:

1.      Проблемы сбалансированности бюджета,

2.      Проблемы финансирования национальных программ,

3.      Проблемы дефицита бюджета,

4.      Проблемы  перераспределения денежных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

По экономической сущности, государственный бюджет – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития, практически использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулировать производственные и социальные процессы. Несомненно, что расходы федерального бюджета играют одну из ведущих ролей в регулировании экономики государством.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из трех звеньев и включает в себя:

- федеральный бюджет;

     -бюджеты субъектов РФ (республиканские бюджеты в составе
Российской Федерации, краевые и областные бюджеты, городские бюджеты
Москвы и Санкт-Петербурга, окружные бюджеты автономных округов, бюджет автономной Еврейской области);

- местные бюджеты (около 29 тысяч местных бюджетов: городских, районных, поселковых, сельских).

Каждый из бюджетов на каждом уровне служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных, региональных или местных органов.

Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной.

Расходы государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная – их величину.  Расходы бюджета подразделяются на текущие, обеспечивающие текущие потребности государства, и капитальные, обеспечивающие расширенное воспроизводство и прирост запасов.  На величину и структуру расходов бюджетов всех уровней влияют множество факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике, межбюджетные отношения и многие другие факторы. Для разграничения расходов используются функциональная, экономическая, ведомственная классификации, которые основываются по целевым статьям, по экономическому содержанию, по функциональному назначению. Огромную роль расходы бюджетов всех уровней играют в решении социальных проблем, которые принимали наиболее радикальные формы в нашей стране, а во времена перехода к рынку вновь обострились. Повышению роли расходов бюджетов в социальных процессах способствует кардинальное изменение бюджетного механизма финансирования учреждений социальной сферы. Известно, что за счет бюджетных средств финансируются многие необходимые отрасли социального обслуживания населения – просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение. Растущие социально-культурные потребности граждан призвано необходимым обеспечивать даже за счет дефицитного финансирования, ведь с ростом числа функций, которые берет на себя государство, растут и государственные расходы. Общепринятым является факт, что в перспективе роль федерального бюджета в социальных процессах будет усиливаться. Это объясняется тем, что именно средства бюджета (в совокупности с внебюджетными фондами) являются финансовой базой осуществления социальных преобразований, перехода на качественно новый, более высокий уровень социального обслуживания населения.

Информация о работе Бюджетное финансирование, принципы, формы, проблемы развития