Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 17:44, курсовая работа
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - это используемый правительством денежный фонд для финансирования своей деятельности, с помощью которого государство влияет на экономические процессы. Государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, осуществляя перераспределение средств в пользу нуждающихся фондов, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам.
Введение………………………………………………………………….......3
§ 1. Понятие государственного бюджета, его расходы…………………....5
§ 2. Классификация бюджетных расходов и ее значение………………..11
§ 3. Сущность бюджетного финансирования, его принципы формы.......28
§ 4. Проблемы бюджетного финансирования и пути их решения..……..34
Заключение……………………….…………………………………………40
Список используемой литературы………………………………………...43
Приложения…………………………………………………………………45
Содержание
Введение…………………………………………………………
§ 1. Понятие государственного бюджета, его расходы…………………....5
§ 2. Классификация бюджетных расходов и ее значение………………..11
§ 3. Сущность бюджетного финансирования, его принципы формы.......28
§ 4. Проблемы бюджетного финансирования и пути их решения..……..34
Заключение……………………….…………………………
Список используемой литературы………………………………………...43
Приложения……………………………………………………
Введение
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - это используемый правительством денежный фонд для финансирования своей деятельности, с помощью которого государство влияет на экономические процессы. Государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, осуществляя перераспределение средств в пользу нуждающихся фондов, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам. Как экономическая категория государственный бюджет РФ представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в процессе образования, планового распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Бюджетные отношения возникают между государством и юридическими и физическими лицами по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны, государственного управления, материального стимулирования. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства. Бюджет является формой образования и расходования денежных средств. Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства.
Бюджетная система Российской Федерации состоит из трех звеньев и включает в себя:
- федеральный бюджет;
- бюджеты субъектов РФ (республиканские бюджеты в составе
Российской Федерации, краевые и областные бюджеты, городские бюджеты
Москвы и Санкт-Петербурга, окружные бюджеты автономных округов, бюджет автономной Еврейской области);
- местные бюджеты (около 29 тысяч местных бюджетов: городских, районных, поселковых, сельских).
Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.
Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной.
Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюктуры и осуществляемой экономической политики. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах [8].
Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.
Расходы государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению [4]. Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная – их величину. Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Расходная часть охватывает всю экономику, так как государство учитывает экономические интересы общества в целом. На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы. Основные статьи расходов бюджета РФ: управление, оборона, поддерживание правопорядка, социальное обеспечение, здравоохранение, культура, образование, а также обслуживание внешнего государственного долга [10].
В данной курсовой работе рассматривается структура статей расходов бюджетов, их классификации, состав и распределение. Также уделяется внимание динамике изменений расходных частей бюджетов в течение нескольких лет. Особо важным представляется сравнительный анализ статей расходов бюджетов РФ. Курсовая работа разработана в соответствии с планом, состоит из четырех параграфов, введения, заключения, списка использованной литературы и приложения.
§1. Понятие государственного бюджета, его расходы
Бюджет представляет собой сложное многогранное явление. Этот термин имеет несколько аспектов. В связи с этим в литературе и в законодательстве традиционно используются несколько подходов к определению понятия бюджета.
Как известно, финансовое право - отрасль права, регулирующая экономические отношения. Соответственно, бюджет, прежде всего может рассматриваться в экономическом смысле. При этом подходе бюджет представляет собой совокупность экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием бюджетных фондов. Экономическое понятие бюджета дается в ст. 6 БК РФ. Здесь бюджет рассматривается как форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
В соответствии с другим подходом бюджет рассматривается как материальная категория. В данном случае бюджет понимается как денежные средства или как соответствующий фонд денежных средств. Данное понятие используется в тех главах Бюджетного кодекса РФ, которые регулируют отношения, связанные с формированием доходов и осуществлением расходов бюджетов. Очевидно, что, когда закон говорит о поступлении доходов в бюджет или о финансировании расходов из бюджета, бюджет здесь рассматривается как фонд.
Традиционно бюджет рассматривается также в качестве правовой категории. Здесь под бюджетом понимается финансовый план соответствующего общественно-территориального образования. Такой подход обычен для тех глав Бюджетного кодекса РФ, которые регулируют процессуальные отношения. Именно в этом смысле рассматривается бюджет в тех нормах, которые регулируют составление проектов бюджетов. Следует отметить, что понимание бюджета как правовой категории вызывает дискуссии по поводу того, в какой форме этот финансовый план выступает в реальных бюджетных отношениях [9].
Правовой формой бюджетов в соответствии со ст. 11 БК РФ являются федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований [1]. В то же время необходимо учитывать, что закон (решение) о бюджете включает в себя лишь ограниченный перечень бюджетных показателей. Более детализированный состав показателей содержит сводная бюджетная роспись.
Государственный бюджет - это экономические отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций. Через государственный и местные бюджеты распределяется около 70% национального дохода страны. Свыше 80% доходов государственного бюджета составляют обязательные платежи и налоги от предприятий государственной формы собственности. Сущность государственного бюджета любой страны определяется ее социально-экономическим строем, природой, задачами и функциями государства. Использование средств государственного бюджета осуществляется путем бюджетного финансирования - безвозмездного, безвозвратного отпуска средств на конкретные сферы и мероприятия и бюджетных вложений на коммерческой основе [5].
Государственный бюджет - смета доходов и расходов государства за определенный период времени, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования средств. Государственный бюджет составляется правительством, утверждается и принимается высшими законодательными органами [4].
Государственные расходы - это затраты государства на обеспечение жизнедеятельности общества: на государственное управление, оборону страны, развитие производства, социально-экономические и культурные потребности. Централизованные государственные расходы осуществляются за счет государственных внебюджетных фондов. Помимо этого расходы производят и органы местного самоуправления за счет находящихся в их распоряжении средств.
Все субъекты Российской Федерации наделены правом покрытия затрат, связанных с их функционированием, за счет своих бюджетов. Первым участником правоотношений, связанных с покрытием расходов бюджетными средствами, является представляющий интересы государства, отпускающего бюджетные средства, финансовый орган, который составляет роспись расходов бюджета в соответствии с их поквартальным распределением, открывает кредиты, имеет права отзыва их и осуществляет постоянный контроль за использованием бюджетных ассигнований.
Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых, согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям, должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов [13].
26 апреля 2007 г. Федеральным законом от № 63-ФЗ (далее — Закон № 63-ФЗ) были внесены изменения в Бюджетный кодекс РФ. Новые нормы следует применять, начиная с составления бюджета на 2008 год. Изменения, вступающие в силу в 2008 году, главным образом направлены на комплексное регулирование организации бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации. Закон № 63-ФЗ внес целый ряд поправок, которые обеспечивают устранение внутренних противоречий, восполняют пробелы правового регулирования, уточняют формулировки действующей редакции Бюджетного кодекса РФ, создают новые термины и понятия.
Основные нововведения:
— формирование бюджетов на трехлетний период;
— четкая структура состава и полномочий участников бюджетного процесса;
— установление единых принципов организации бюджетного процесса;
— уточнение базовых понятий и бюджетной терминологии;
— четкая увязка бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг с выполнением государственных (муниципальных) заданий;
— планирование расходов на реализацию долгосрочных целевых программ и осуществление бюджетных инвестиций на основе разделения обязательств;
— усиление стимулирования органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по эффективному распоряжению и управлению региональными и муниципальными финансами;
— проведение реструктуризации бюджетной сети;
— отражение каждой программы и видов средств в составе ведомственной структуры расходов соответствующего бюджета, детальная классификация средств отдельных бюджетов;
— утверждение нового определения термина «бюджетная классификация»
— утверждение нового состава бюджетной классификации РФ
— утверждение основных принципов и позиций бюджетной классификации РФ.
До принятия ФЗ № 63-ФЗ расходы бюджетов делились на текущие расходы и капитальные расходы.
Группировка расходов бюджетов на текущие и капитальные устанавливалась экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации до 2007 года. Капитальные расходы бюджетов обеспечивали инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации [6]. Часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации называется текущими расходами.
Порядок исполнения расходов федерального бюджета, предусмотренных на финансирование объектов государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, включенных в федеральную адресную инвестиционную программу, федеральные целевые программы, определяется п. 4 ст. 85 БК РФ [1].
Информация о работе Бюджетное финансирование, принципы, формы, проблемы развития