Бюджетное финансирование, принципы, формы, проблемы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 17:44, курсовая работа

Описание работы

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - это используемый правительством денежный фонд для финансирования своей деятельности, с помощью которого государство влияет на экономические процессы. Государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, осуществляя перераспределение средств в пользу нуждающихся фондов, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам.

Содержание

Введение………………………………………………………………….......3
§ 1. Понятие государственного бюджета, его расходы…………………....5
§ 2. Классификация бюджетных расходов и ее значение………………..11
§ 3. Сущность бюджетного финансирования, его принципы формы.......28
§ 4. Проблемы бюджетного финансирования и пути их решения..……..34
Заключение……………………….…………………………………………40
Список используемой литературы………………………………………...43
Приложения…………………………………………………………………45

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА по финансам .doc

— 272.50 Кб (Скачать)

Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных капиталов и имущества указанных юридических лиц и оформляется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Оформление доли Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном (складочном) капитале, принадлежащей Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Бюджетные инвестиции юридическим лицам включаются в проект бюджета только при наличии технико-экономического обоснования инвестиционного проекта, проектно-сметной документации, плана передачи земли и сооружений, а также при наличии проекта договора между Правительством Российской Федерации, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления и указанным юридическим лицом об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.

Проекты договоров оформляются в течение двух месяцев после вступления в силу закона о бюджете.

Отсутствие оформленных в установленном порядке договоров служит основанием для блокировки предусмотренных на соответствующие бюджетные инвестиции расходов в порядке, предусмотренном БК РФ [1].

Созданные с привлечением бюджетных средств объекты производственного и непроизводственного назначения в эквивалентной части уставных капиталов и имущества передаются в управление соответствующим органам управления государственным или муниципальным имуществом.

В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти и резервных фондов органов местного самоуправления.

В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации запрещается создание резервных фондов законодательных органов и депутатов законодательных (представительных) органов.

Размер резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета.

Размер резервных фондов в бюджетах субъектов Российской Федерации устанавливается органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации при утверждении бюджетов субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год [13].

Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.

Порядок расходования средств резервных фондов устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.

Орган исполнительной власти, орган местного самоуправления ежеквартально информируют орган законодательной (представительной) власти, представительный орган местного самоуправления о расходовании средств резервного фонда.

Средства резервного фонда Президента Российской Федерации расходуются на финансирование непредвиденных и дополнительных расходов, предусмотренных указами Президента РФ на основании письменного распоряжения Президента РФ.

 

 

§2. Классификация бюджетных расходов и ее значение

 

Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации [2].

Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

— утвержден новый состав бюджетной классификации РФ (ст. 20 ФЗ №63-ФЗ).

Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

классификацию доходов бюджетов;

классификацию расходов бюджетов;

классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;

классификацию операций публично-правовых образований (далее - классификация операций сектора государственного управления).

— утверждены основные принципы и позиции бюджетной классификации РФ (ст. 18 ФЗ №63-ФЗ).

Определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые в соответствии с настоящим Кодексом являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляются Министерством финансов Российской Федерации.

— утверждены новые классификации доходов и расходов бюджета (ст. ст. 20, 21 ФЗ №63-ФЗ)

Федеральным законом «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствии с бюджетным законодательством РФ отдельных законодательных актов РФ» № 63-ФЗ от 26.04.2007года в  Бюджетный кодекс РФ были внесены следующие изменения, касающиеся бюджетной классификации:

— утверждено нового определения термина «бюджетная классификация» (ст. 19 ФЗ №63-ФЗ).

Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во множестве видов расходов. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная – их величину. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане зависит от экономической ситуации и общественных приоритетов.

Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства; уровнем социально-экономического развития страны; разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством; административно-территориальным устройством государства; формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития [8].

Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. Для уяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам: по роли в воспроизводстве, общественному назначению, отраслям производства и видам деятельности, целевому назначению.

По роли в общественном производстве расходы бюджета делят на:

1. расходы на содержание и развитие материального производства (расходы на расширенное воспроизводство и реконструкцию, новые технологии и т.п.).

2. расходы на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы
(текущие затраты государства – расходы на управление, военные расходы, расходы на пенсии и пособия и т.п.);

3. расходы на создание государственных резервов (затраты на формирование и обслуживание страховых и резервных фондов).

С помощью этих расходов государство получает инструменты регулирования распределением денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с экономическими и социальными потребностями общества, и, кроме того, государство как субъект экономики при помощи данного инструмента может воздействовать на стоимостную структуру общественного производства, достигать прогрессивных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики, влиять на ускорение научно-технического прогресса. Таким образом, бюджетные расходы, в силу своего перераспределительного характера, способны играть важную роль в государственном регулировании экономики и социальных процессов.

В соответствии с общественным назначением  все расходы федерального бюджета подразделяются на четыре большие группы:

1. расходы на народное хозяйство и поддержку экономики;

2. расходы на социально-культурные нужды;

3. военные расходы;

4. расходы на управление.

Структура бюджетных расходов по данным группам в течение многих лет была в нашей стране относительно стабильной, демонстрируя давно установившиеся приоритеты в распределении средств бюджета. Основная масса ресурсов (около половины всех бюджетных средств) направлялась на народное хозяйство и поддержку экономики, что обеспечивало выполнение экономической функции государства; и только около трети бюджетных средств расходовалось на социально-культурные мероприятия.

Основой отраслевой группировки расходов федерального бюджета является общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности:
- в производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и др.;
- в непроизводственной – по отраслям и видам общественной деятельности: на образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.п. Такое деление государственных расходов помогает выявлять пропорции в распределении бюджетных средств, но уже по отраслям. Изменяя эти пропорции, государство может добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре общественного производства.

26 апреля 2007 г. Федеральным законом от № 63-ФЗ (далее — Закон № 63-ФЗ) были внесены изменения  в главу 4 Бюджетного кодекса РФ, которая посвящена бюджетной классификации. Изменения затронули классификацию: доходов; расходов; источников финансирования дефицита бюджетов; операций сектора государственного управления. Немаловажно и то, что значительно расширена самостоятельность каждого уровня власти при определении классификации расходов и источников финансирования дефицита бюджетов. Они получили возможность адаптировать бюджетную классификацию (в рамках общей бюджетной системы и единой методологии) к специфике и потребностям каждого конкретного бюджета. Однако для обеспечения единства, прозрачности и обоснованности бюджетной классификации к составным частям ее кодов предъявляют четкие требования. Закон № 63-ФЗ зафиксировал порядок и нормативы распределения отдельных видов доходов между бюджетами бюджетной системы РФ. Среди важных моментов, затрагивающих применение классификации, назовем положение об обязанности органов Федерального казначейства уточнять назначение платежа. Такое уточнение выполняется на основании решения, представленного соответствующим администратором дохода.

В новой редакции раздела 3 Бюджетного кодекса РФ в качестве основных форм бюджетных ассигнований определены: бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг и ассигнования на исполнение публичных обязательств. Первый вид предназначен для исполнения расходных обязательств, которые возникают в результате заключения, например, соответствующим органом государственной власти (местного самоуправления) и бюджетным учреждением трудовых договоров, договоров гражданско-правового характера, государственных или муниципальных контрактов. На подобные цели устанавливают предельные объемы (лимиты) средств. Такие ассигнования планируют исходя из выполнения государственных (муниципальных) заданий и отражают в смете доходов и расходов бюджетных учреждений. Второй вид принимается непосредственно законом и подлежит исполнению без предварительно установленных лимитов средств. Эти ассигнования не носят возмездного характера и ориентированы на достижение общих социальных целей. Они также не требуют планирования непосредственных результатов их использования.

Внесены редакционные поправки и уточнены действующие понятия в отношении источников финансирования дефицита бюджета. Касательно заимствований субъектов РФ в иностранной валюте также устранены пробелы, неточности и неопределенности. В источниках внутреннего финансирования дефицита бюджета и в программе государственных внутренних заимствований будет отражаться разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг, и средствами, направленными на их погашение. Это сделано для решения необходимых задач по управлению государственным внутренним долгом России и управления ликвидностью.

Уточнены формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации другим бюджетам. Вводятся дополнительные условия предоставления межбюджетных трансфертов для дотационных и высокодотационных субъектов РФ и муниципальных образований в зависимости от доли межбюджетных трансфертов в объеме собственных доходов. Правда, здесь не учитываются средства, передаваемые на исполнение делегируемых полномочий. Также уточнены сроки подготовки, внесения и рассмотрения распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Понятие «субвенция» определяется теперь исключительно как бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету бюджетной системы РФ из федерального или регионального фонда компенсаций. Это понятие применяют и к средствам, которые выделены на исполнение расходных обязательств, возникающих в связи с реализацией соглашений о передаче полномочий.

Приведен в соответствие с действующим законодательством порядок составления, представления и утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также отчетов об их исполнении. По каждому из фондов более подробно установлены источники их доходов с учетом положений законодательства.

Информация о работе Бюджетное финансирование, принципы, формы, проблемы развития