Бюджетная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:04, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: углубление знаний в области дисциплины «бюджетное система».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………..……………………….……………………..….…3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ И БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ..……………………….…4
1.1 Социально – экономическое значение и роль бюджета в развитии государства………………………………………………….……………..
1.2 Сущность и структура бюджетной системы РФ................................4
1.3 Принципы построения бюджетной системы РФ.………….…………
ГЛАВА 2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ - ВАЖНЕЙШЕЕ ЗВЕНО БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ ………………………………………..……….12
2.1 Сущность федерального бюджета, его место и роль в бюджетной системе РФ……………………………………………………………..…..
2.2 Анализ состав и структуры доходов федерального бюджета………
2.3 Анализ состав и структуры расходной части федерального бюджета…………………………………………………………………..
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ на среднесрочную перспективу………..………………...……22
3.1 Основные тенденции развития бюджетной системы РФ……………..
3.2 Вектор развития федерального бюджета РФ…………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………….…………………………….……….…29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…….………..…………….…31
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая работа бюджетная система (2).docx

— 61.89 Кб (Скачать)

ГЛАВА 2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  БЮДЖЕТ – ВАЖНЕЙШЕЕ ЗВЕНО БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ

 

2.1 Сущность федерального бюджета

 

Бюджетное построение определяется формой государственного устройства страны, действующими в ней законодательными актами и ролью бюджета в общественном производстве.

В унитарном государстве  бюджетное устройство состоит из двух уровней бюджетов - государственного бюджета и местных бюджетов, находящихся  в ведении органов местного самоуправления.

Бюджет конфедеративного государства формируется из взносов, входящих в конфедерацию государств. У государств, входящих в конфедерацию, действуют свои бюджетные и налоговые  системы.

Наконец, в федеративном государстве  административно-территориальные образования, входящие в состав государства, имеют  собственную государственность, обладают определенной самостоятельностью в  рамках распределенных между центром и административно-территориальными образованиями полномочий. Для федеративного государства характерно бюджетное устройство, состоящее из трех уровней - государственный федеральный бюджет, бюджеты административно-территориальных образований, местные бюджеты.

Очевидно, что в трехуровневой  бюджетной системе центральным, стратегическим звеном является федеральный  бюджет. Рассмотрим функции, задачи, направления  использования федерального бюджета  РФ.

Федеральный бюджет как экономическая  категория характеризует совокупность объективных денежных отношений, возникающих  при образовании, расходовании и  использовании основного централизованного  фонда денежных средств государства. Для их прогнозирования разрабатывается  основной финансовый план, который  выполняется в процессе аккумуляции части национального дохода, его перераспределения на общегосударственные нужды.

Федеральный бюджет - ведущее  звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы).

Федеральный бюджет является основным финансовым документом государства  на финансовый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным  Собранием Российской Федерации.

По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой  форму образования и использования  централизованного фонда денежных средств Российской Федерации.

Федеральный бюджет играет важную экономическую роль в перераспределении  совокупного общественного продукта и национального дохода, концентрации денежных средств для финансирования отраслей экономики, укрепления обороноспособности государства. На долю федерального бюджета приходится значительная часть распределительного процесса, которая заключается в распределении денежных средств между отраслями народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами, регионами страны.

Федеральный бюджет активно  используется государством для воздействия  на темпы развития тех или иных отраслей производственной и непроизводственной сфер.

Средства федерального бюджета  выступают важным финансовым источником капитальных вложений в основные фонды, дотаций жизненно важным отраслям, укрепления обороноспособности. Усиливается  экономическое воздействие федерального бюджета на эффективность производства, ускорение научно-технического прогресса. Федеральный бюджет, финансируя образование  и науку, стал крупным источником средств для воспроизводства квалифицированных и научных кадров.

Российская Федерация  имеет право на самостоятельный  федеральный бюджет. Это право  закреплено в Конституции Российской Федерации, в которой особо записано, что в ведении Российской Федерации  находится федеральный бюджет (ст.71). Бюджетный кодекс Российской Федерации детально регламентирует порядок его формирования и исполнения.

Законодательно дано право  устанавливать налоги, сборы, зачисляемые в доходы федерального бюджета. При этом установление общих принципов налогообложения, согласно ст.72 Конституции Российской Федерации, относится совместному ведению РФ и субъектов Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в стране избирается Федеральное Собрание России, Президент  РФ, Правительство, наделенные рядом  государственных функций, в том  числе бюджетными правами. Для управления народным хозяйством, выполнения законодательства, организационно-воспитательных и иных функций образуются органы исполнительной власти (министерства, государственные комитеты, ведомства и др.).

Для финансового обеспечения  общегосударственных мероприятий  в Российской Федерации формируется  централизованный финансовый (денежный) фонд - федеральный бюджет РФ, что закреплено в Конституции Российской Федерации.

Через федеральный бюджет осуществляется распределение и  перераспределение внутреннего  валового продукта и созданного национального  дохода страны между отраслями народного  хозяйства, осуществляется финансирование общегосударственных органов власти, науки, искусства, образования, обороноспособности и т.д.

Доходы бюджета, расходы  бюджета, допустимый уровень инфляции, предельный размер дефицита, предельный размер кредитов, предоставляемых Россией  иностранным государствам, размеры  заимствований устанавливаются  Федеральным законом об утверждении  федерального бюджета на финансовый год.

Федеральный бюджет играет определяющую роль в реализации социально-экономической  политики, которая проводится Правительством РФ. Через параметры федерального бюджета государство регулирует темпы экономического развития, а  также взаимоотношения с территориями.

Доходы бюджета отражают экономические отношения, возникающие  у государства с предприятиями, организациями и гражданами в  процессе формирования бюджетного фонда.

Расходы бюджета представляют экономические отношения, которые  возникают между государством с  одной стороны и предприятиями, организациями и гражданами - с  другой в процессе распределения  и использования по различным  направлениям средств бюджетного фонда.

За последние годы наибольшим темпом возрастали бюджетные доходы, связанные с добычей и экспортом  полезных ископаемых (налог на добычу полезных ископаемых, экспортные пошлины на нефть и др.). В частности, в 2008 году федеральный бюджет России был на 50% сформирован нефтегазовыми доходами (в 2006 году доля нефтегазовых доходов составила свыше половины, в 2003 году - лишь четверть в общей массе поступлений).

В расходах за последние 5 лет  наибольшим темпом возрастали межбюджетные трансферты (в связи с урезанием собственных доходов региональных и муниципальных бюджетов и перераспределением этих средств через федеральный центр и в связи с перечислением средств в Пенсионный фонд РФ для покрытия его дефицита), а также траты на государственное управление и безопасность. Частично это объясняется увеличением госаппарата (в 2005, согласно данным Росстата, количество госслужащих увеличилось на 11% или на 143 тыс. чел) Относительно снижались расходы на дорожное строительство, экономическое развитие, а также процентные расходы (обслуживание внешнего долга).

Названные экономические  категории оказывают воздействие  на формирование стоимостных пропорций  в целях удовлетворения общегосударственных потребностей, но различны по своим функциональным характеристикам. Изъятие части стоимости в бюджет ведет к уменьшению материальных возможностей субъектов хозяйствования и населения для удовлетворения своих потребностей. Бюджетные расходы, напротив, на базе общегосударственных ресурсов увеличивают эти возможности, а в отдельных случаях даже полностью удовлетворяют некоторые из них.

Обе рассматриваемые формы  механизма бюджетного воздействия  связаны как между собой, так  и с экономикой в целом, что  проявляется в их тесном взаимовлиянии  друг на друга. Объем расходов бюджета в конечном счете ограничен рамками поступающих бюджетных доходов, зависящих, в свою очередь, от количественных показателей развития экономики. С другой стороны, через бюджетные расходы оказывается обратное воздействие на экономические возможности производства на базе содействия росту его эффективности и ускорению научно-технического прогресса, что, конечно же, влияет и на объемы доходов самого основного централизованного фонда денежных средств.

 

2.2Группы и подгруппы доходов бюджетов

 

Едиными для бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации группами и подгруппами доходов бюджетов являются:

1) налоговые и неналоговые  доходы: налоги на прибыль, доходы; налоги и взносы на социальные  нужды; налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации; налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации; налоги на совокупный доход; налоги на имущество; налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами; государственная пошлина; задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам; доходы от внешнеэкономической деятельности; доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; платежи при пользовании природными ресурсами; доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства; доходы от продажи материальных и нематериальных активов; административные платежи и сборы; штрафы, санкции, возмещение ущерба; доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет; возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет; прочие неналоговые доходы;

2) безвозмездные поступления:  безвозмездные поступления от  нерезидентов; безвозмездные поступления  от других бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации;  безвозмездные поступления от  государственных (муниципальных) организаций; безвозмездные поступления от негосударственных организаций; безвозмездные поступления от наднациональных организаций; прочие безвозмездные поступления.

Едиными для бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации разделами  и подразделами классификации расходов бюджетов являются:

1) общегосударственные вопросы:  функционирование Президента Российской  Федерации; функционирование высшего  должностного лица субъекта Российской  Федерации и муниципального образования;  функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований; функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций; судебная система; обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора; обеспечение проведения выборов и референдумов; международные отношения и международное сотрудничество; государственный материальный резерв; фундаментальные исследования; обслуживание государственного и муниципального долга; резервные фонды; прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов; другие общегосударственные вопросы;

2) национальная оборона:  Вооруженные Силы Российской Федерации; модернизация Вооруженных Сил Российской Федерации и воинских формирований; мобилизационная и вневойсковая подготовка; мобилизационная подготовка экономики; подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности; ядерно-оружейный комплекс; реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества; прикладные научные исследования в области национальной обороны; другие вопросы в области национальной обороны;

3) национальная безопасность  и правоохранительная деятельность: органы прокуратуры; органы внутренних  дел; внутренние войска; органы  юстиции; система исполнения наказаний;  органы безопасности; органы пограничной  службы; органы по контролю за  оборотом наркотических средств  и психотропных веществ; защита  населения и территории от  чрезвычайных ситуаций природного  и техногенного характера, гражданская  оборона; обеспечение пожарной  безопасности; миграционная политика; модернизация внутренних войск, войск гражданской обороны, а также правоохранительных и иных органов; прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности; другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности;

4) национальная экономика:  общеэкономические вопросы; топливно-энергетический  комплекс; исследование и использование  космического пространства; воспроизводство  минерально-сырьевой базы; сельское  хозяйство и рыболовство; водное  хозяйство; лесное хозяйство;  транспорт; дорожное хозяйство;  связь и информатика; прикладные  научные исследования в области национальной экономики; другие вопросы в области национальной экономики;

5) жилищно-коммунальное хозяйство:  жилищное хозяйство; коммунальное  хозяйство; благоустройство; прикладные  научные исследования в области  жилищно-коммунального хозяйства;  другие вопросы в области жилищно-коммунального  хозяйства;

6) охрана окружающей среды:  экологический контроль; сбор, удаление  отходов и очистка сточных  вод; охрана объектов растительного  и животного мира и среды  их обитания; прикладные научные  исследования в области охраны  окружающей среды; другие вопросы  в области охраны окружающей  среды;

7) образование: дошкольное  образование; общее образование;  начальное профессиональное образование;  среднее профессиональное образование;  профессиональная подготовка, переподготовка  и повышение квалификации;

Информация о работе Бюджетная система