Бюджетная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:04, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: углубление знаний в области дисциплины «бюджетное система».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………..……………………….……………………..….…3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ И БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ..……………………….…4
1.1 Социально – экономическое значение и роль бюджета в развитии государства………………………………………………….……………..
1.2 Сущность и структура бюджетной системы РФ................................4
1.3 Принципы построения бюджетной системы РФ.………….…………
ГЛАВА 2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ - ВАЖНЕЙШЕЕ ЗВЕНО БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ ………………………………………..……….12
2.1 Сущность федерального бюджета, его место и роль в бюджетной системе РФ……………………………………………………………..…..
2.2 Анализ состав и структуры доходов федерального бюджета………
2.3 Анализ состав и структуры расходной части федерального бюджета…………………………………………………………………..
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ на среднесрочную перспективу………..………………...……22
3.1 Основные тенденции развития бюджетной системы РФ……………..
3.2 Вектор развития федерального бюджета РФ…………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………….…………………………….……….…29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…….………..…………….…31
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая работа бюджетная система (2).docx

— 61.89 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………..……………………….……………………..….…3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ И БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ..……………………….…4

1.1 Социально – экономическое значение и роль бюджета в развитии государства………………………………………………….……………..

1.2 Сущность и структура бюджетной системы РФ................................4

1.3 Принципы построения бюджетной системы РФ.………….…………

ГЛАВА 2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ - ВАЖНЕЙШЕЕ ЗВЕНО БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ ………………………………………..……….12

2.1 Сущность федерального бюджета, его место и роль в бюджетной системе РФ……………………………………………………………..…..

2.2 Анализ состав и структуры доходов федерального бюджета………

2.3 Анализ состав и структуры расходной части федерального бюджета…………………………………………………………………..

ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ на среднесрочную перспективу………..………………...……22

3.1 Основные тенденции развития бюджетной системы РФ……………..

3.2 Вектор развития федерального бюджета РФ…………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………….…………………………….……….…29

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…….………..…………….…31

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Государственный бюджет - это  используемый правительством денежный фонд для финансирования своей деятельности, с помощью которого государство  влияет на экономические процессы. Путем централизации в бюджете  части финансовых ресурсов государство  получает возможность обеспечивать денежными средствами общегосударственные  потребности – ускоренное развитие прогрессивных отраслей народного  хозяйства, воспроизводство квалифицированной  рабочей силы, развитие науки и  техники, обеспечение оборонной  способности государства.

Актуальность данной работы заключается в том, что важнейшей  проблемой правового регулирования  бюджетной деятельности государства, остаются проблемы осуществления расходов бюджетов бюджетной системы России, в связи с переходом страны к рыночным отношениям, обеспечения  фактической самостоятельности  бюджетов, реальных гарантий равенства  бюджетных прав различных субъектов  бюджетного права, сбалансированности бюджетов. Отмена в БК РФ нормы, содержащей понятие "минимальная бюджетная обеспеченность", в соответствии с которой определялась минимально допустимая стоимость государственных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной власти в расчете на душу населения за счет средств бюджета, не будет способствовать, сокращению существующего разрыва между бюджетами субъектов РФ, являющихся донорами, и бюджетами дотационных субъектов. А это - одна из сложнейших проблем правового регулирования бюджетной деятельности.

Цель работы: углубление знаний в области дисциплины «бюджетное система».

В связи с поставленной целью, необходимо решить следующие  задачи:

- рассмотреть экономическое  содержание расходов бюджета;

- изучить особенности  механизма бюджетного финансирования  и кредитования;

- рассмотреть политику  государства и задачи в области  расходов бюджетов РФ.

Объект исследования –  расходы бюджетной системы РФ.

В ходе работы были использованы методы исследования: метод сравнения, метод анализа экономической  литературы, методы экономического анализа, синтеза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ И БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

1.1 Бюджетная система РФ

 

Бюджетная система Российской Федерации - это, согласно российскому  законодательству, основанная на экономических  отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством  Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов  Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетное устройство - организация и принципы построения бюджетной системы, функционирующей в соответствии с бюджетным законодательством.

Законодательный акт, согласно которому функционирует бюджет и  который упоминается в предыдущих двух абзацах - Бюджетный кодекс Российской Федерации, принятый в июле 1998 года. Перед тем, как начать говорить о  бюджетной системе и бюджетном  устройстве, я считаю необходимым  выяснить, что представляет собой  государственный бюджет.

Прежде всего, бюджет государства  - это самый важный финансовый документ страны. В нем определяются потребности, которые удовлетворяются за счет государственной казны, и в то же время в нем указываются источники и объемы поступлений в нее. Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.

Таким образом, бюджет - не просто план доходов и расходов, он является экономической категорией. Государственный бюджет как экономическая категория выражает систему экономических отношений между государством, с одной стороны, предприятиями, организациями и населением - с другой, по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств. При правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства.

Организационные принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь  объединяемых в ней бюджетов определяет бюджетное устройство государства. Что же представляет собой бюджетное  устройство Российской Федерации, как  происходит взаимодействие бюджетов всех уровней? Ответ на этот вопрос во многом определит причины некоторых  проблем современного бюджета, наметит  пути к его совершенствованию.

Статья 10 Бюджетного кодекса  Российской Федерации (Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ) закрепляет в России трехуровневую бюджетную систему:

♦ первый уровень - федеральный  бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов;

♦ второй уровень - бюджеты  субъектов Российской Федерации  и бюджеты территориальных государственных  внебюджетных фондов;

♦ третий уровень - местные  бюджеты.Каждый из бюджетов на каждом уровне служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных или местных органов.

Бюджетная система Российской Федерации

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ

Федеральный бюджет Российской Федерации 

Бюджеты федеральных  государственных внебюджетных фондов

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ

Бюджеты субъектов  РФ и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов

Республиканские бюджеты республик в составе  РФ

Краевые бюджеты  краев 

Областные бюджеты  областей

Городские бюджеты  городов федерального подчинения (Москвы и С.-Петербурга)

Областной бюджет автономной области 

Окружные бюджеты  автономных округов

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ

Местные бюджеты

Районные бюджеты  сельских районов

Городские бюджеты  городов (кроме Москвы и С.-Петербурга)

Районные бюджеты  районов в городах

Поселковые бюджеты  поселков

Сельские бюджеты

Рис.1. Схема бюджетной  системы Российской Федерации

 

Таким образом, бюджетная  система Российской Федерации включает:

♦ федеральный бюджет РФ;

♦ 21 республиканский бюджет республик в составе РФ;

♦ 55 краевых и областных  бюджетов; бюджеты 2 городов: Москвы и  Санкт-Петербурга;

♦ 1 бюджет автономной области;

♦ 4 бюджета 4 автономных округов;

♦ 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).

Бюджетное законодательство РФ содержит понятие "консолидированный бюджет" - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (ст.6 БК РФ). Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

 

1.2 Принципы бюджетной системы  РФ

 

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:

Принцип единства бюджетной  системы Российской Федерации.Этот принцип означает единство правовой базы, единство денежной системы, применение единых форм бюджетной документации.

Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами  бюджетной системы Российской Федерации.Принцип этот состоит в закреплении (полностью или частично) соответствующих видов налоговых доходов за определенным уровнем бюджета.

Принцип самостоятельности  бюджетов.Принцип самостоятельности бюджетов означает:

а) право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

б) наличие собственных  источников доходов оборотов каждого  уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством  России;

в) законодательное закрепление  регулирующих доходов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с бюджетным и  налоговым законодательством;

г) право органов государственной  власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления  расходования средств бюджетов, определять источники покрытия дефицитов бюджетов.

Принцип равенства бюджетных  прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.Означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями.

Принцип полноты отражения  доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов.Означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

Принцип сбалансированности бюджета. Сбалансированность бюджетов означает, что объем предусмотренных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и источников финансирования его дефицита. При составлении бюджета органы власти должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Принцип результативности и  эффективности использования бюджетных  средств. Означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов.Означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:

субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации;

средств целевых иностранных  кредитов (заимствований);

добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения  граждан;

расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с  международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации;

расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации;

отдельных видов неналоговых  доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года.

Принцип прозрачности (открытости). Означает опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению органов государственной власти и органов местного самоуправления, открытость для общества процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

Принцип достоверности бюджета.Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогнозов социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. Означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Принцип подведомственности расходов бюджетов.Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Принцип единства кассы.Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации

Информация о работе Бюджетная система