Бюджетная система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

цель: на основе широкого спектра литературы исследовать особенности бюджетной системы РФ.
Задачи исследования:
o рассмотреть особенности функционирования бюджетной системы РФ;
o изучить исследование бюджетной системы РФ на современном этапе;
o изучить основные направления развития бюджетной системы РФ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Экономическое содержание бюджетной системы государства и ее структура в РФ 6
1.1. Особенности бюджетной системы, ее типы в различных государствах 6
1.2. Структура бюджетной системы РФ 9
1.3. Уровни бюджетной системы РФ и распределение расходов и доходов между ними 12
Глава 2. Принципы бюджетной системы РФ 18
2.1. Принципы бюджетной системы в РФ 18
2.2. Межбюджетные отношения и проблемы их развития в РФ 23
Глава 3. Перспективы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации 30
3.1. Анализ проблем развития межбюджетных отношений в РФ 30
3.2. Основные направления бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов 33
Заключение 40
Список используемой литературы 44

Работа содержит 1 файл

Гот курсовая.doc

— 245.00 Кб (Скачать)

       В период экономического кризиса особо важное значение приобретает мониторинг финансового состояния субъектов Российской Федерации, выполнения ими расходных обязательств, в первую очередь мониторинг своевременности и полноты выплат заработной платы работникам бюджетной сферы и социальных выплат гражданам, состояния кредиторской задолженности по этим обязательствам.

       Для повышения устойчивости бюджетов субъектов  Российской Федерации к кризисным  явлениям в экономике необходимо предусмотреть в бюджетном законодательстве норму об обязательном формировании стабилизационных фондов в субъектах Российской Федерации, имеющих моноотраслевую структуру экономики. 
 
 
 
 
 

Глава 2. Принципы бюджетной системы РФ

2.1. Принципы бюджетной системы в РФ

       Бюджетным кодексом РФ (гл. 5) законодательно закреплено, что бюджетная система Российской Федерации основана на следующих принципах:

    • единство бюджетной системы РФ;
    • принцип разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
    • принцип самостоятельности бюджетов;
    • принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований;
    • принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
    • принцип сбалансированности бюджета;
    • принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств;
    • принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
    • принцип прозрачности или открытости;
    • принцип достоверности бюджета;
    • принцип адресности и целевого характера бюджетных средств;
    • принцип подведомственности расходов бюджета.

       Принцип единства бюджетной системы заключается как в единообразном порядке составления бюджета, так и в едином бюджетном документе. Бюджет должен быть только один, и в нем отражаются все доходы и расходы государства.

       Единство  предполагает сопоставимость частей бюджета между собой. Для этого применяется единая бюджетная классификация, т. е. группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам.

       Взаимодействие  бюджетов всех уровней обеспечивается единством правовой базы, форм бюджетной документации, денежной системы, принципов организации бюджетного процесса, гарантирующими единый порядок применения санкций за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Единство бюджетной системы обеспечивается управлением государственным бюджетом и реализуется через единую социально-экономическую, включая бюджетную, налоговую и фискальную политику государства.

       В современных условиях единство бюджета  нарушается путем выделения из бюджета специальных фондов, целевых программ и т. п.

       Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органами местного самоуправления.

       Принцип самостоятельности бюджетов означает [6, c.67]:  

    • право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
    • наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня;
    • законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;
    • право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством определять направления расходования средств и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
    • недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных при исполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
    • недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.

       Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, формирование налоговых и неналоговых доходов порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с принципами бюджетного кодекса.

       Принцип полноты учета бюджетных доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации. Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам и расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

       Различают бюджеты брутто и нетто. В бюджет брутто включаются все валовые доходы и расходы государства, а в  бюджет нетто — только чистые расходы  и доходы. Расходы на государственные  предприятия включаются в бюджет брутто, а в бюджете нетто отражается только разница между доходами и расходами.

       Принцип сбалансированности бюджета предполагает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета. Доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

       Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

       Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

       Принцип прозрачности или открытости означает:

    • обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений;
    • обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри законодательного (представительного) органа или между исполнительным и законодательным (представительными) органами государственной власти.

       Секретные статьи могут утверждаться только в  составе федерального бюджета. На практике этот принцип реализуется формально: бюджет публикуется и утверждается в укрупненных цифрах, что искажает его действительную сущность.

       Принцип достоверности бюджета, т. е. его реальности, предполагает, что все суммы доходов и расходов должны быть обоснованны и правильны.

       Для современных бюджетов характерны затушевывание направлений расходов и сокрытие реального участия различных слоев общества в формировании доходной части бюджета, т. е. принцип реальности бюджета не соблюдается в настоящее время ни в одной стране (и Россия не исключение), хотя бюджеты большинства стран пропагандируются как реальные.

       Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей [6, c.69].   

       Принцип подведомственности расходов бюджета означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распределителя бюджетных средств через распорядителя в ведении которого они находятся.

2.2. Межбюджетные отношения  и проблемы их развития в РФ

       Межбюджетные  отношения – один из основных факторов, влияющих на социально-экономическое  развитие государства. От того, насколько  эффективно и целесообразно распределены обязанности и финансовые ресурсы  для их выполнения бюджетами, зависит возможность государства выполнять свои функции, а для населения – обеспеченность бюджетными услугами.

       Межбюджетные  отношения основываются на принципах  [9, с. 122]: распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ; разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ; равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований; выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований; равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

       В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и из бюджетов субъектов РФ — в местные бюджеты.

       В основе процесса распределения расходов и доходов между звеньями бюджетной системы заложен принцип равенства бюджетов субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами. Он предполагает использование единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.

       Для обеспечения расходов территориальных  бюджетов (республик в составе  Российской Федерации, краевых, областных, окружных, местных) они должны иметь соответствующие доходы.

       Доходы  бюджетов состоят из собственных и регулирующих.

       Собственные доходы бюджетов — виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством Российской Федерации.

       Это налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами  государственных внебюджетных фондов законодательством Российской Федерации, и неналоговые доходы, определенные нормативными актами, а также безвозмездные перечисления.

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации