Бюджетная система России и пути ее совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 21:27, курсовая работа

Описание работы

Исходя из этого целью курсовой работы является изучение бюджетной системы России и разработка направлений ее совершенствования .
Для достижения поставленной цели были определены и решались следующие задачи:
-изучить теоретические основы построения бюджетной системы;
-рассмотреть принципы и состав бюджетной системы;
-изучить современное состояние бюджетной системы;
-проанализировать динамику доходов и расходов федерального бюджета;
-выявить направления реформирования бюджетной системы и меры по совершенствованию системы управления муниципальными финансами Оренбургской области;

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1Теоретические основы построения бюджетной системы………………...5
1.1Состав бюджетной системы федеративных и унитарных государств...5
1.2Принципы построения бюджетной системы и их реализация в
современных условиях ……………………………………………………...8
2Современное состояние бюджетной системы РФ ……………………….12
2.1Анализ динамики доходов и расходов федерального бюджета……….12
2.2 Сбалансированность консолидированных бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов…………………………………………………………..18
3Направления реформирования бюджетной системы РФ………………..20
3.1Направления увеличения доходной базы бюджетов и повышение эффективности расходования бюджетных средств……………………….20
3.2Перспективы развития межбюджетных отношений в современных
условиях……………………………………………………………………...25
3.3Совершенствование системы управления муниципальными финансами
на примере Оренбургской области…………………………………………30
Заключение…………………………………………………………………..34
Список использованной литературы……………………………………….36
Приложение

Работа содержит 1 файл

готовавя курс.doc

— 585.50 Кб (Скачать)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      Традиционно под бюджетной системой понимают основанную на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемую нормами права совокупность бюджетов различных территориальных уровней. Организация и принципы построения бюджетной системы представляют собой бюджетное устройство страны. Под которым понимаются внутреннее строение государства, деление его на составные части и система взаимоотношений между ними на основе распределения властных полномочий и суверенитета между центром и территориальными образованиями.

        Бюджетная система Российской Федерации основана на следующих принципах:

единства  бюджетной системы РФ;

разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;

самостоятельности бюджетов;

полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

сбалансированности  бюджета;

эффективности и экономности использования  бюджетных средств;

общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

гласности;

достоверности бюджета;

адресности и целевого характера бюджетных средств.

Исполнение  принципов бюджетной системы  на современном этапе далеко от «идеального» состояния, кризисные явления в  российской экономике только способствуют все большему нарастанию  негативных тенденций.

      Необходимость реформирования бюджетной системы РФ в современных условиях определяется объективными требованиями экономической действительности. Сложность задач, которые предстоит решать в ближайшие годы, диктует необходимость отхода от старых технологий, требует использования новых подходов, совершенствования законодательства. Сегодняшний уровень развития межбюджетных отношений в РФ также является не достаточно развитым, что обуславливает необходимость принятия стратегии развития межбюджетных отношений на период до 2020 г. Данная стратегия даст возможность сформировать на этот срок единые принципы и подходы к межбюджетным отношениям и как можно реже вносить изменения в механизмы распределения трансфертов, закрепления доходов, разграничения полномочий. Также требует совершенствования система управления  региональными финансами  которая является просто необходимым средством в условиях спада российской экономики, нарастание социально-экономической напряженности в регионе также свидетельствует об этом.    По итогам реформирования бюджетная система Оренбургской  области должна стать более эффективной и прозрачной, повыситься отдача от бюджетных расходов. Главной современной задачей должно стать выравнивание бюджетной обеспеченности по региону, снижение  неэффективных затрат, урегулирование по вопросу коррупции в регионе. В целом, у России появляется реальный шанс для обновления социальной сферы, состояние которой во многом влияет на все остальные сферы жизнедеятельности общества. Стабилизация экономики РФ во многом определяться развитием бюджетной системы и бюджетных отношений. Таким образом, совершенствование бюджетного устройства способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей экономической системы страны.                     

Некоторые важные шаги в направлении совершенствования бюджетной системы Российской Федерации уже сделаны как в законодательной, так и в институциональной и финансово - кредитной сферах. Но многое еще предстоит сделать. От сегодняшней бюджетной системы, бюджетной политики будет зависеть социально-экономическая стабильность и развитие России в будущем. Именно поэтому следует приступать к кардинальному реформированию бюджетной системы РФ и всей экономики страны в целом.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации

       [Электронный ресурс].-Режим доступа Консультант Плюс

     http://www.consultant.ru

  1. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
  2. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.- М.:  Юрайт , 1999.
  3. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ        «О бюджетной политике на 2009 год и на среднесрочную перспективу»// Российская газета.-№16.- с.3.
  4. Государственный бюджет : Учебник для вузов. Под ред. М. И. Ткачук - Минск, Высшая школа, 2005
  5. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002
  6. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007
  7. Экономика / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ2006
  8. Хурсевич С. Н.  Бюджетный  федерализм  и  бюджетный  дефицит  // Финансы-2006.- № 4.-с.13-16.
  9. Атапова О.Бюджетная реформа //Бюджет- 2007.- №7.-с.19-22.
  10. Перминова Е.Бюджетная система //Бюджет- 2007.-№2.- с.34-35.
  11. Романов С.Бюджетный процесс :тенденции и возможности //Бюджет- 2007.-№5.- с.68-69.
  12. Сабуров Е., Типенко Н., Чернявский А. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения // Вопросы экономики.- 2008. - №1.- с.56-71.
  13. Федеральный закон от 27.12.2008 №147-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год» // Российская газета.-№129.-с.2-4.
  14. Афанасьев М. Предпосылки концепции бюджетного устройства и бюджетного процесса  //  Вопросы экономики- 2008.- №11.-с.17-22.
  15. Павлов Л.П., Худорович М.И. Государственный бюджет  //  Финансы.- 2008.- №8.-С.6-9.
  16. Павлова Л.Бюджетное финансирование  // Экономист.- 2008.- № 4.-с.21-24.
  17. Соляникова С.П. Актуальные проблемы бюджетной политики России  //  Финансы и кредит.- 2009.- №2.-с9-13.
  18. Кузнецова Н. Новые подходы к исполнению местных бюджетов //Бюджет.- 2008.-№1.- с.44-46
  19. Калиниченко О.Первый опыт результативности бюджетных расходов

    //Бюджет.- 2008.- №8.- с.14-17.

21Туаева  А. Бюджетное финансирование//Бюджет.- 2009.- №1.- с.37-41

22.Пикман  Л.Устойчивость бюджетов субьектов РФ//Бюджет.- 2008.-       №12.- с.19-22

23.Саакян  Т.Внимание межбюджетные трансферты//Бюджет.- 2009.- №1.- с.32-35

24.Бликенов  А.Бюджетный дефицит как  индикатор состояния государственных финансов. //Бюджет.- 2008.- №5.- с.27-31.

25.Онтаев А. Основные направления межбюджетных отношений

//Финансы  и кредит.- 2008.- №8.- с.12-15.

26.Васин  А.,Хасбиулина Т.Развитие реформирования  бюджетного процесса. //Финансы и  кредит.- 2008.- №10.- с.24-26.

27.Грачева Н. Бюджетная практика, работа с региональными и местными финансами в условиях кризиса и преодоления его последствий//Бюджет.-2009.-№10.-с.5-8.

28.Миронов С. О предложениях по стимулированию субъектов РФ к наращиванию собственного доходного потенциала// Бюджет.-2009.-№9.-с.12-16.

29.Максимова  Н. Пути увеличения доходов местных бюджетов// Бюджет.-2009.-№5.-с.24-27.

30.Типенко Н.О перспективах развития межбюджетных отношений// Бюджет.-2009.-№8.-с.15-18.

31.www.roskazna.ru-Официальный сайт федерального казначейства России- отчет об исполнении бюджета 2006,2007,2008, 2009.

32.www.minfin.ru- Официальный сайт министерства финансов России -бюджетная политика на 2009 год.

33. www.government.ru- Официальный сайт правительства России –программа антикризисных мер на 2009 год.

34.www.premier.gov.ru-Официальный сайт председателя правительства Российской Федерации В.В. Путина-пути преодоления кризиса в экономике .

35. www.kremlin.ru- Официальный сайт президента Российской Федерации Д.А. Медведева-изменения в фз «о федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов». 
 
 
 
 
 
 
 
 

        

       
 
 
 
 
 
 

Приложение  А

(обязательное) 

 Анализ доходной части федерального бюджета на 2006-2008г. 

Таблица1- Анализ доходной части федерального бюджета на 2006-2008г.

Доходы  федерального бюджета 
 
2006г 2007г Отклонение 2008г
Сумма, млрд. руб. Удельный вес,% Сумма, млрд. руб. Удельный вес,% По сумме, млрд. руб. По удельному  весу,% Сумма, млрд. руб. Удельный вес,%
1 2 3 4 5 6 7 8 9
НЕФТЕГАЗОВЫЕ  ДОХОДЫ 2383,1 35,87 2 351,91 31,50 -31,20 -4,36 2348,32 29,03
НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ  ДОХОДЫ, в том числе: 4261,3   5 113,54   767,34   5741,35  
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ 533,38 8,03 583,76 7,82 50,38 -0,21 636,28 7,87
НАЛОГИ  И ВЗНОСЫ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ 435,79 6,56 496,36 6,65 60,57 0,09 562,8 6,96
НАЛОГИ  НА ТОВАРЫ РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РФ 1404,5 21,13 1 914,47 25,64 510,42 4,51 2206,46 27,28
НАЛОГИ  НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РФ 888,97 13,38 1 029,76 13,79 140,79 0,41 1182,54 14,62
НАЛОГИ, СБОРЫ  ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ 36,57 0,55 39,50 0,53 2,93 -0,02 37,31 0,46
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА 32,24 0,49 34,49 0,46 2,25 -0,02 36,56 0,45
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 291,61 4,39 297,00 3,98 5,39 -0,41 301,73 3,73
ПРОЧИЕ  ДОХОДЫ 638,73 9,61 718,20 9,62 79,47 0,01 777,67 9,61
ВСЕГО ДОХОДОВ 5955,4 100,00 6465,45 100,00 821,00 0,00 7089,67 100,00
                 
 
 
 

Приложение  Б

(обязательное) 

 Анализ расходной части федерального бюджета на 2006-2008г. 

Таблица2- Анализ расходной части федерального бюджета на 2006-2008г.

Расходы федерального бюджета 2006г 2007г Отклонение 2008г
Сумма, млрд. руб. Удельный вес,% Сумма, млрд. руб. Удельный вес,% По сумме, млрд. руб. По удельному  вес,% Сумма, млрд. руб. Удельный вес,%
1 2 3 4 5 6 7 8 9
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ  828,78 12,61 899,84 12,08 71,06 -0,54 963,10 11,90
НАЦИОНАЛЬНАЯ  ОБОРОНА  509,10 7,75 566,74 7,61 57,64 -0,14 596,19 7,37
НАЦИОНАЛЬНАЯ  БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 521,84 7,94 642,61 8,62 120,7 0,68 693,51 8,57
НАЦИОНАЛЬНАЯ  ЭКОНОМИКА  702,32 10,69 789,62 10,60 87,30 -0,09 528,55 6,53
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО  54,56 0,83 56,29 0,76 1,73 -0,07 51,86 0,64
ОХРАНА  ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ  9,33 0,14 10,21 0,14 0,88 0,00 10,96 0,14
ОБРАЗОВАНИЕ  307,20 4,68 313,64 4,21 6,44 -0,47 339,85 4,20

Информация о работе Бюджетная система России и пути ее совершенствования