Бюджетная система России и пути ее совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 21:27, курсовая работа

Описание работы

Исходя из этого целью курсовой работы является изучение бюджетной системы России и разработка направлений ее совершенствования .
Для достижения поставленной цели были определены и решались следующие задачи:
-изучить теоретические основы построения бюджетной системы;
-рассмотреть принципы и состав бюджетной системы;
-изучить современное состояние бюджетной системы;
-проанализировать динамику доходов и расходов федерального бюджета;
-выявить направления реформирования бюджетной системы и меры по совершенствованию системы управления муниципальными финансами Оренбургской области;

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1Теоретические основы построения бюджетной системы………………...5
1.1Состав бюджетной системы федеративных и унитарных государств...5
1.2Принципы построения бюджетной системы и их реализация в
современных условиях ……………………………………………………...8
2Современное состояние бюджетной системы РФ ……………………….12
2.1Анализ динамики доходов и расходов федерального бюджета……….12
2.2 Сбалансированность консолидированных бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов…………………………………………………………..18
3Направления реформирования бюджетной системы РФ………………..20
3.1Направления увеличения доходной базы бюджетов и повышение эффективности расходования бюджетных средств……………………….20
3.2Перспективы развития межбюджетных отношений в современных
условиях……………………………………………………………………...25
3.3Совершенствование системы управления муниципальными финансами
на примере Оренбургской области…………………………………………30
Заключение…………………………………………………………………..34
Список использованной литературы……………………………………….36
Приложение

Работа содержит 1 файл

готовавя курс.doc

— 585.50 Кб (Скачать)

     В результате, для современной России характерна весьма высокая нарастающая дифференциация регионов и муниципальных образований по бюджетной обеспеченности и иным параметрам социально экономического развития. Исполнение принципов бюджетной системы на современном этапе далеко от «идеального» состояния, кризисные явления в российской экономике только способствуют все большему нарастанию данных негативных тенденций.  Причем, если нарастающая дифференциация регионов не всегда зависит непосредственно от бюджетного устройства, то кардинальные различия в бюджетной обеспеченности прямо вытекают из него. [7,с171] 
 
 

  

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2Современное состояние бюджетной системы РФ 

       2.1Анализ динамики доходов и расходов федерального бюджета 

      Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет или ещё его называют федеральный бюджет –  это имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год.

     Аккумулируя с помощью государственного  бюджета денежные средства, государство  через финансовые механизмы осуществляет  выполнение  возложенных на него  обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д.

     Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Динамика доходов зависит от конкретных экономических условий развития страны,  рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой. Любое изменение динамики бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства. Необходимо отметить, что бюджет является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.

     Проведем  сравнительный анализ доходной части  федерального бюджета на 2006,2007,2008 годы рассмотрим таблицу1, (данные представлены в приложении А).

      Нефтегазовые доходы, в расчет нефтегазовых доходов бюджета включаются доход от налога на добычу полезных ископаемых, экспортная пошлина на нефть и газ.  Эта статья в общем объеме доходов занимает 3 часть от всех поступлений в  федеральный бюджет, что свидетельствует о её значимости и надежности поступлений. В динамике мы видим, что удельный вес показателя падает, на 2006 год составил 35,87% , на 2007 год 31,5%, на 2007 год этот показатель сократится ещё на 2,47%. В абсолютном выражении сумма составила на 2006 год 2 383,11 млрд. руб., к 2008 году  сумма уменьшилась  на 34,79 млрд.руб. Причинами снижения бюджетных поступлений из нефтегазового сектора на тот момент времени стало снижение доли нефтегазового сектора в экономике РФ.(бюджет рассчитывался исходя из цены 48-53 долларов за баррель ,при фактической в 100-140 долларов, разница использовалась для накопления резервного фонда). В расчет базы нефтегазовых доходов не включались прибыль нефтяных и газовых компаний, а также дивиденды. Необходимость регулирования этого показателя заключается в специальном режиме управления ими, направленного на обеспечение долгосрочной макроэкономической стабильности.

     Ненефтегазовые  доходы или ещё их называют доходы без учета нефтегазовых доходов.  В общем объеме этот показатель растет,  к 2008году составил 5 741,35 млрд. руб., увеличившись на 1 480,01 млрд. руб. по отношению к 2006году. Рассмотрим подробнее статьи этого раздела.

     Налог на прибыль организаций, эта статья в динамике растет. В абсолютном выражении мы видим, что в 2007 году происходит увеличение поступлений на 50,38 млрд. руб., в 2008 ещё  на 52,52 млрд. руб., что составит 636,28 млрд. руб., в общем этот показатель в 2008 году увеличился  по темпам роста. Удельный вес этого показателя снизился от 8,03% - 7,87%.

      Налоги и взносы на социальные  нужды. Из данных таблицы1, видно, что удельный вес этого показателя увеличивается, но не значительно. Суммы поступлений увеличиваются. В 2007 году идет рост в размере 435,79 млрд.руб., в 2007 году увеличился в 2 раза по отношению к 2006 году, составив 562,8 млрд.руб..

     Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территорию РФ. Доля этого раздела составляет  21,13% в 2006 году,  в 2007 году составила 25,64%. в 2008 году увеличилась на 1,64%. В 2008 году сумма показателя возрасла на 802,41 млрд. руб.  по отношению к 2006 году. Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ. В динамике  этого показателя, мы видим, что темп роста к 2007 году составил 1,15%, а в 2008 году 1,33%. Сумма этого показателя выросла от 888,97 – 1 182,54 млрд. руб. на 293,57 млрд.руб.. Удельный вес этого показателя растет  2008 году составил 14,62% увеличившись на  1,24% к 2006 году. Что характерно этого раздела, то  здесь изменения связанны, с  ввозимыми товарами, не подлежащих налогообложению в соответствии с действующим законодательством, а так же с товаром, освобожденным от налогообложения в соответствии с межправительственными соглашениями и др.

     Налоги, сборы и регулярные платежи  за пользование природными ресурсами. Поступления налога на добычу полезных ископаемых в расчетах доходной базы федерального бюджета на 2006 год установлена в сумме 36,57млрд. руб., на 2007 и 2008 год 37,31 млрд. руб. и 39,52 млрд. руб. В относительном выражении происходило увеличение данного показателя.         Государственная пошлина При расчете государственной пошлины, подлежащей уплате в федеральный бюджет, применялись установленные бюджетным законодательством нормативы распределения платежей между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. В 2006 году поступления в сумме 32,24 млрд. руб., на 2008 год 36,56 млрд. руб..

     Неналоговые доходы,сумма доходов этого раздела на 2006 году составили 291,61 млрд. руб., на 2007 год на 5,39 млрд. руб. больше, а в 2008 году ещё на 4,73 млрд. руб.

     В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ классификация расходов бюджета состоит из 11 разделов. Они являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов, рассмотрим их подробнее в таблице2,(данные представлены в приложении Б)

       Наибольший удельный вес в классификации расходов занимают межбюджетные трансферты. В 2006 году доля расходования этих средств составила 34,73%. Если говорить о динамике этого показателя, то в 2007 году он снижается на 2,21 %. Но в денежном эквиваленте увеличивается на 141,56 млрд. руб. В среднесрочной перспективе было предусмотрено абсолютное увеличение межбюджетных трансфертов к 2008 году до 2 720,97 млрд. рублей, что составляет на 439,41 млрд. руб. больше по отношению к 2006 году. [31]

     Это свидетельствует о финансировании бюджетов субъектов РФ. Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу «Межбюджетные трансферты» характеризуются следующими данными (см.таблицу 3). 

Таблица3-Состав и структура межбюджетных трансфертов

Межбюджетные  трансферты 2006г 2007 г 2008г
Сумма, млрд. руб. Удельный вес, % Сумма, млрд. руб. Удельный вес, % Сумма, млрд. руб. Удельный вес, %
Всего: 2 281,56 100,00 2 423,12 100,00 2720,97 100,00
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований 375,54 16,46 392,67 16,21 411,07 15,11
Субсидии  бюджетам субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований (межбюджетные субсидии) 317,19 13,90 300,74 12,41 234,25 8,61
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований 163,74 7,18 175,97 7,26 191,01 7,02
Иные  межбюджетные трансферты 69,75 3,06 37,83 1,56 43,86 1,61
 

     Что касается этих 4-х подразделов,  то они уменьшаются. Это говорит  о том, что государство пытается сократить участие в финансировании субъектов РФ. Чтобы они находили источники средств для сбалансированности их бюджетов, для осуществления федеральных целевых программ, тем самым сокращая долю участия в финансировании.

     Вторым  разделом, доля которого составляет 12,61% от общей суммы расходов, являются общегосударственные вопросы. В динамике мы видим, что этот показатель в процентном соотношении снижается. В  2008 году сумма расходов составила 963,10 млрд. руб., что значительно больше по отношению к 2006 году на  134,32 млрд. руб.. К основным подразделам можно отнести бюджетные ассигнования на судебную систему, обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора, обслуживание государственного и муниципального долга и другие общегосударственные вопросы.

     Национальная  экономика, в 2006 году сумма составила 702,32 млрд. руб., в 2008 она снизилась до 528,55 млрд. руб. что существенно заметно в процентном соотношении на 4,16%.

     К этому разделу относятся полномочия по регулированию и поддержке экономической деятельности, включая вопросы природопользования, развития инфраструктуры и природно-ресурсного потенциала, государственной поддержки отдельных отраслей экономики в основном отнесены к ведению Российской Федерации.

     Основное  место в их структуре занимают бюджетные ассигнования на транспорт, воспроизводство минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство и рыболовство, связь и информатику, другие вопросы в области национальной экономики.

     Данный  показатель находится на 3 месте, то в 2008 он занимает пятое место

     Следующим разделом, удельный вес  которого снижается в общем  объеме расходов, является образование, в 2006 году составило 4,68 %.  В динамике этот показатель падает,  в 2007 году  он снизился на 0,47 %. В денежном выражении это показатель увеличивается. Направляются ассигнования на повышение квалификации и переподготовку работников федеральных бюджетных учреждений, реализация мер социальной защиты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в этих учреждениях, ассигнования позволили обеспечить предоставление среднего профессионального образования студентам, высшего образования, а именно увеличение бюджетных мест.

     Раздел социальная  политика имеет  особо важное значение,  его финансирование занимает  значительную долю в общем объеме расходов федерального бюджета 2006 года. В 2006 году поступлений из федерального бюджета было на сумму 1270,86 млрд. руб., в 2008 году эта сумма увеличилась на 125,68 млрд. руб. 

     По данному разделу осуществляется исполнение расходных обязательств Российской Федерации по обеспечению пенсионеров. Этот рост связан непосредственно с увеличением пенсий,  ростом численности пенсионеров, увеличение расходов на данные выплаты связано с тем ,что данная категория граждан является наиболее необеспеченным классом населения[34].

       Ассигнования данного подраздела  направляются на выплату пособий  по уходу за ребенком, выплату  компенсации безработным гражданам,  обеспечение инвалидов транспортными  средствами и другие

     Здравоохранение и спорт это тоже один из наиболее важных показателей, т.к. от финансирования этого раздела зависит способность населения страны участвовать во всех сферах производства. Т.е.  с помощью трудовых ресурсов, осуществляются все поставленные задачи государства, малых организаций, фабрик, заводов и т.д.

     В 2006 году объем расходов по данному  разделу составил 211,69 млрд. руб., в 2007 году произошло  увеличение на 15,8%, а  в 2008 году на 19,5% .

     Основные  направления финансирования «Здравоохранения»: оснащение поликлиник, больниц -  мед. учреждений новым оборудованием, закупки медикаментов и т.д.

     Самыми  мало финансируемыми оказались разделы  федерального бюджета, удельный вес  которых от 0,14-1,3% в общем объеме расходов занимают: культура, кинематография и СМИ; жилищно-коммунальное хозяйство;  охрана окружающей среды.

     В 2006 году объем расходов по этому  подразделу составил 83,81 млрд. руб., в 2007 году это показатель снизится на 22%, и в относительном выражении  уменьшился от 1,28 до 0,84%. Сокращение объема и доли расходов, предусматриваемых на культуру, кинематографию и средства массовой информации, обусловлены уменьшением ассигнований, направляемых на проведении  мероприятий в сфере культуры и средств массовой информации, а также сокращением в 2006-2008 годах бюджетных ассигнований на данные мероприятия.

     Последним разделом расходов федерального бюджета  является секретные статьи. Если говорить о содержание этого показателя, то это статьи, которые не оглашаются, и нет доступа к этой информации, а также средства,которыенеразнесеныпостатьям,                                                          

       Можно видеть наращивание средств,  как в относительном, так и  в абсолютном выражении практически  по всем статьям.

Информация о работе Бюджетная система России и пути ее совершенствования