Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 11:35, контрольная работа
Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
1.Введение
2. Понятие государственного бюджета. Бюджетная система и бюджетное устройство
3. Устройство бюджетной системы РФ. Принципы функционирования бюджетной системы РФ
4. Доходы и расходы.
5. Федеральный бюджет Российской Федерации
6. Бюджеты субъектов Российской Федерации
7.Местные бюджеты
8.Городской бюджет
9.Заключение
10. Использованная литература
Другой не менее значимой задачей в формировании доходной части городского бюджета является оптимизация и рационализация структуры имеющихся финансовых ресурсов. В связи с этим, наиболее полное использование экономического потенциала города требует анализа динамики и, в конечном итоге, оптимизации расходной части городского бюджета с целью выявления резервов непроизводительных затрат и повышения эффективности использования финансовых средств.
Основными видами расходов городского бюджета являются:
- государственное управление, правоохранительная деятельность;
- топливо, реализуемое населению;
- компенсация ЖСК, архитектурно-планировочные работы;
- сельское хозяйство;
- транспорт, в том числе и покрытие убытков от автотранспорта;
- жилищно-коммунальное хозяйство, включающее расходы на благоустройство, теплофикацию, планово-расчетный тариф, социально-инженерное обустройство, капитальное строительство, субсидии на строительство жилья;
- расходы на предупреждение чрезвычайных ситуаций, охрана окружающей среды;
- расходы на образование, включая оплату труда, оплату коммунальных услуг, питания, капитального ремонта и капитальных вложений;
- расходы на культуру и искусство, включая оплату труда, оплату коммунальных услуг, капитальные вложения и капитальный ремонт;
- расходы на средства массовой информации;
- расходы на здравоохранение, включающие оплату труда, коммунальных услуг, питание, медикаментов, капремонта и капвложений;
- расходы на физкультуру, социальную политику учреждений соцобеспечения и пособия на детей, отчисления в фонд социальной поддержки и, соответственно, прочие расходы.
Кроме того, в расходную часть городского бюджета входят:
- средства, передаваемые региональному бюджету;
- бюджетные ссуды;
- и, наконец, свободные остатки бюджетных средств
Анализ
структуры расходной части
Как правило, это жилищно-коммунальное хозяйство, которое составляет более 30%, здравоохранение, порядка 19-20% расходов, образование, превышающее 30%. Как правило, бывают значительными доли транспорта, социальной политики. На данные направления приходится до 90% расходов бюджета.
При этом одним из реальных направлений укрепления бюджетной системы всех уровней, в том числе и городских бюджетов, в современных условиях является последовательное проведение жилищно-коммунальной реформы с целью постепенного отказа от бюджетного финансирования данной сферы и перевода ее на полную самоокупаемость.
Общая характеристика и анализ развития экономической сферы городского хозяйства позволяет выявить факторы, влияющие на развитие города. В их числе, например:
- доля взаимозачетов в формировании бюджета;
- рост объема недоимок в формировании доходной части бюджета;
- рост задолженности бюджета предприятиям и организациям;
- состояние по выплате средств по детским пособиям;
- динамика поступлений средств от приватизации муниципальной собственности;
- финансирование мероприятий по благоустройству города, его освещенности, остановок общественного транспорта, магистралей;
- дотации по банно-прачечному комплексу;
- рост числа объектов коммунального назначения, инженерных сетей, принимаемых на баланс муниципалитета;
- финансирование текущего и капитального ремонтов объектов муниципальной собственности, например, электрооборудования с целью преодоления аварийных ситуаций;
- динамика цен на топливо и необходимость использования дополнительных бюджетных средств в связи с этим;
- потребности жилого фонда в текущем капитальном ремонте;
- доходы от обслуживания жилых помещений и их соотнесение с фактическими затратами;
- соотнесение платежей населения за жилищно-коммунальные услуги с реальными начисленными суммами;
- учет количества семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- задолженность по заработной плате;
- доля кредиторской и дебиторской задолженности по крупным и средним предприятиям города и пр.
В
связи с выявленными
- переход на казначейскую систему исполнения городского бюджета;
- совершенствование организации межбюджетных отношений и формирование доходной части городского бюджета на основе установления долгосрочных нормативов от регулирующих налогов и доходов;
- выявление приоритетных направлений социально-экономического развития города на ближайшие 10-15 лет с определением возможных объемов и источника финансовых ресурсов для обеспечения реализации данных программ;
- определение возможности использования экспортного потенциала предприятий города и разработки программы благоприятного инвестиционного климата;
- создание условий для экспертной оценки инвестиционных проектов (например, Центра), для участия в программах международных организаций;
- выработка мероприятий, направленных на повышение доходной базы городского бюджета, а также объема финансирования социально-экономического развития города.
Таковыми мероприятиями могут быть:
- сокращение налоговых льгот отдельным предприятиям;
- инвентаризация недвижимости, находящейся в собственности физических лиц, а также земельных участков у юридических и физических лиц;
- оценка финансово-хозяйственной деятельности унитарных предприятий и акционерных обществ, в уставных капиталах которых имеется доля, принадлежащая государству, с целью возможного увеличения доходов бюджета от государственной собственности;
- сокращение бартеров и взаимозачетов по налогам в городской бюджет (возможно, за исключением исполнителей муниципального заказа);
- обращение взысканий недоимок на имущество и более последовательное использование процедуры банкротства по отношению к таким предприятиям;
- ревизия нормативно-правовой базы, предусматривающей расходные полномочия, не обеспеченные реальными источниками финансирования;
- открытие спецсчетов для накопления средств, необходимых в целях своевременной выплаты заработной платы с начислениями работникам бюджетной сферы;
-
создание фонда целевых субвенций с целью
своевременной заготовки топлива для
нужд предприятий городского хозяйства.
4.1 Анализ бюджетных доходов
Доход на душу населения — показатель экономического благосостояния, измеряющий среднестатистический доход, получаемый отдельно взятым лицом за год. Вычисляется из национального дохода, поделенного на численность населения.
Таблица 1. Динамика бюджетных доходов на душу населения города Вологды на 2008 – 2010 гг. в сравнении с городом Череповец.
Год | Численность населения в г.Вологде, чел. | Доходы бюджета города Вологды, тыс.руб. | Доходы на душу населения г. Вологды, тыс. руб. | Численность населения в г.Череповец, чел. | Доходы бюджета города Череповца тыс.руб. | Доходы на душу населения г. Череповец тыс.руб. |
2008 | 294145 | 5 435 777,7 | 18,5 | 309010 | 6 502 806,5 | 21 |
2009 | 293570 | 4 410 778,4 | 16,6 | 309000 | 6 246 327,6 | 20,2 |
2010 | 293400 | 4 280 757,0 | 14,5 | 310000 | 4 876 141,0 | 15,7 |
Доходы жителей города являются для многих российских городов основной базой финансовых поступлений, поскольку именно подоходный налог составляет наибольший вес в доходной части их бюджетов. Таким образом, демографическое положение города, структура его населения (средний возраст, соотношение занятых и безработных и др.) оказывают огромное влияние на финансовое состояние муниципалитета. Объем личного дохода на душу населения является одним из показателей способности общества платить налоги: более высокий доход населения приводит к более высоким налоговым поступлениям в бюджет.
Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод о том, что доходы на душу населения города Череповец выше, чем аналогичный показатель по городу Вологда за тот же период. Это связано с тем, что уровень экономического развития г.Череповец значительно выше областной столицы, а следовательно численность населения, уровень жизни, размер заработных плат и сумма налоговых поступлений в городской бюджет г. Череповца превышают те же показатели по городу Вологда. Также следует отметить отрицательную динамику доходов на душу населения, что связанно экономическим кризисом и спадом промышленного производства. В связи с этим можно сделать вывод о том, что администрация города Вологды должна проводить политику, направленную на обновление своей экономической базы, и всячески способствовать размещению на своей территории новых перспективных предприятий.
Диаграмма 1. Структура доходов бюджета г. Вологда за 2008-2010 год (тыс.руб.)
Сумма
доходов городского бюджета за рассматриваемый
период сократилась на 21%. Этот факт
объясняется снижением уровня заработных
плат и ростом безработицы, что влияет
на поступление налога на доходы физических
лиц, одного из самых крупных доходных
источников. Так же отрицательная
динамика доходов городского бюджета
связана с сокращением
Следует
отметить, что в структуре городского
бюджета преобладают налоговые
доходные источники, их доля увеличивается
и в 2010 году составила около 54%. Это
объясняется увеличением
4.2 Анализ бюджетных расходов
Бюджетные расходы российских городов можно подразделить на расходы по осуществлению городом госполномочий и расходы по выполнению местных функций МСУ. Первый вид расходов включает в себя затраты, которые законодательно закреплены за муниципалитетом или переданы МСУ другими уровнями власти по соответствующей договоренности с целью совершенствования организации общественного сектора. К таким затратам в бюджете города Вологды следует отнести расходы на образование, культуру, здравоохранение и социальную политику. Перечисленные расходы занимают более 60% в структуре расходов городского бюджета.
Диаграмма 2 Структура расходов бюджета города Вологда за 2008 2010 годы (%)
Из этого можно сделать вывод о том, что обеспечение населения услугами социальной сферы является приоритетной задачей для администрации г. Вологда. Однако политика управления социальной сферой должна быть направлена на повышение эффективности ее функционирования, что в свою очередь должно приводить к уменьшению затрат на ее финансирование.