Бюджетная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 11:35, контрольная работа

Описание работы

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

Содержание

1.Введение
2. Понятие государственного бюджета. Бюджетная система и бюджетное устройство
3. Устройство бюджетной системы РФ. Принципы функционирования бюджетной системы РФ
4. Доходы и расходы.
5. Федеральный бюджет Российской Федерации
6. Бюджеты субъектов Российской Федерации
7.Местные бюджеты
8.Городской бюджет
9.Заключение
10. Использованная литература

Работа содержит 1 файл

финансы контр.docx

— 83.69 Кб (Скачать)

     Расходы бюджета, являясь важной составной  частью государственных расходов в  целом, выражают экономические отношения, возникающие в связи с использованием средств общегосударственного денежного  фонда. Формой проявления этих отношений  выступают конкретные виды бюджетных  расходов, причем их многообразие обусловлено  действием целого ряда факторов: природой, функциями государства, уровнем  социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с  национальной экономикой, административно-территориальным  устройством государства и т.п. Различное сочетание названных  факторов порождает ту или иную систему  расходов конкретного бюджета на определенном этапе общественного  развития. По своему материально-вещественному  воплощению бюджетные расходы представляют собой денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

     Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания подразделяются на текущие  расходы (обеспечение текущих потребностей) и капитальные (инвестиционные нужды  и прирост запасов). Формы расходов бюджетов:

  • ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
  • оплата по государственным (муниципальным) контрактам;
  • трансферты населению;
  • ассигнования на осуществление полномочий, передаваемых на другие уровни власти и на компенсацию дополнительных расходов, возникающих из-за решений вышестоящих органов власти;
  • бюджетные кредиты юридическим лицам;
  • субвенции и субсидии, юридическим и физическим лицам;
  • инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;
  • бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней, внебюджетным фондам;
  • кредиты иностранным государствам;
  • средства на обслуживание и погашение долговых обязательств.

     При этом под дотацией понимаются средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов, субвенция - средства, предоставляемые на той же основе бюджету другого уровня или юридическому лицу на осуществление целевых расходов, субсидия - средства, предоставляемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Нормативно-долевая дотация (трансферт) — сумма, выделяемая без указания конкретной цели на безвозвратной и безвозмездной основе в порядке бюджетного регулирования из фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР) или фонда финансовой поддержки муниципальных образований (ФФПМО), создаваемых соответственно в федеральном бюджете или в бюджетах субъектов Федерации.

     Целевой характер использования бюджетных  ресурсов означает, что предоставление бюджетных средств осуществляется строго по целевому назначению в соответствии с утвержденным бюджетом. Если в  ходе составления этого основного  финансового плана страны государство  устанавливает приоритетность и  объемы удовлетворения тех или иных общественных потребностей, исходя из реальной социально-экономической  ситуации, то принцип целевого использования  бюджетных ресурсов также способствует повышению эффективности бюджетных  расходов.

     Федеральный бюджет Российской Федерации

 

     Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Государственной Думой в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной политики.

     Налоговые доходы - это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета. Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов являются регулирующими, т.е. часть из них направляются в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Например, из доходов, поступающих от уплаты НДС на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории РФ, лишь 75 % поступает в федеральный бюджет.

     Бюджеты субъектов Российской Федерации

 

     Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

     В настоящее время на уровне субнациональных (региональных и местных) бюджетов сосредоточено около половины налоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации, примерно 60% непроцентных расходов.

     Федеральный закон о федеральном бюджете  на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов  и платежей субъектов РФ, а именно:

  • налога на прибыль (доход) предприятий и организаций - по установленным ставкам в соответствии с действующим законодательством ;
  • НДС на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории РФ, за исключением налога на добавленную стоимость на драгоценные металлы и драгоценные камни, отпускаемые из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, - в размере 25 процентов доходов;
  • акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, водку и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории Российской Федерации, - в размере 50 процентов доходов;
  • акцизов на остальные товары, производимые на территории РФ, за исключением акцизов на нефть (включая газовый конденсат), акцизов на услуги по ее перекачке и акцизов на природный газ, бензин автомобильный и легковые автомобили, - в размере 100 процентов доходов;
  • лицензионных и регистрационных сборов - в соответствии с действующим законодательством;
  • подоходного налога с физических лиц - в размере 100 процентов доходов;
  • налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, - в размере 40 процентов доходов;
  • платежей за пользование природными ресурсами - по нормативам, установленным действующим законодательством;
  • лесного налога - в размере 100 процентов доходов;
  • налога с розничных продаж - в размере 100 процентов доходов;
  • прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ в соответствии с законодательством.

     Процедура утверждения и построение бюджетов субъектов Российской Федерации  аналогичны процедуре и построению федерального бюджета, однако существуют определенные отличия, связанные с  различным правовым регулированием бюджетного механизма регионов - каждый субъект Федерации имеет свое бюджетное законодательство (комплекс нормативных актов). Кроме этого, ряд субъектов РФ заключил с Федерацией договоры и соглашения, регламентирующие межбюджетные отношения.

     Тем регионам, в которых среднедушевой  доход по бюджету за предыдущий год  ниже, чем в целом по России, и  у которых собственных доходов  и средств, полученных из федерального бюджета, недостаточно для финансирования текущих расходов, предоставляется  помощь из Федерального фонда поддержки субъектов Федерации (ФФПР). Регионам, в которых сбор федеральных налогов на одного жителя менее 95 % от средне российского уровня и условная сумма расходов менее 100 % плановых расходов регионального бюджета, предоставляется статус региона, особо нуждающегося в поддержке. В настоящее время большинству регионов РФ осуществляется помощь из федерального бюджета путем перечисления трансфертов, выделения бюджетных ассигнований.

     Дополнительными элементами механизма финансовой помощи субъектам Федерации станут Фонд регионального развития (софинансирование инвестиционных программ по развитию регионов) и Фонд развития (реформирования) региональных финансов (поддержка на конкурсной основе экономических и бюджетных реформ в регионах).

     Местные бюджеты

 

     Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных в предметам ведения местного самоуправления.

     За  последние годы на местные бюджеты  были переложены дополнительные расходы  по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов, однако их доходная база не была расширена. Существующая практика, при которой до 60 % от суммы налогов, собранных в муниципальном образовании, уходят в региональный и федеральный бюджеты, а собственные расходы покрываются иногда лишь на 10 % (в муниципальных образованиях Республики Марий Эл, в Удмуртии, в Камчатской, Липецкой и др. областях), превращает органы местного самоуправления в постоянных просителей. В качестве одной из мер ля решения вопроса бюджетного обеспечения местных бюджетов в РФ принят закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», установивший единую методологию формирования местных бюджетов для всех субъектов РФ. Однако без закрепления за местными бюджетами реальных размеров доходов, отвечающих потребностям бюджетов муниципальных образований, проблему решить невозможно (в настоящее время БК РФ - ст. 60 -закрепил за местными бюджетами в полном размере только государственную пошлину и местные налоги и сборы.

 

      ГОРОДСКОЙ БЮДЖЕТ

     Обеспечение финансовой устойчивости городов в  стратегическом плане во многом зависит  от тенденции изменения структуры  городских бюджетов, которая требует  постоянного анализа. В данном случае существенная роль принадлежит динамике доходной части бюджетов и источников ее формирования. Речь идет, во-первых, о налоговых доходах, в число  которых входят – налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, НДС, акцизы, лицензионные и регистрационные  сборы, налог с продаж, налог на игорный бизнес, налоги на совокупный доход, на имущество, платежи за использование  природных ресурсов и прочие налоги.Другой частью структуры доходной части бюджета города являются неналоговые доходы, то есть доходы от аренды муниципальной собственности, от продажи земли и государственного имущества, прочие неналоговые доходы.Кроме того, доходная часть бюджетов включает средства, получаемые по взаиморасчетам из бюджета региона, ссуды из регионального бюджета, отчисления, например, в фонд борьбы с преступностью, остатки бюджетных средств и, наконец, заимствованные бюджетные средства.В данном случае существенную роль играет в общей структуре доходов бюджета выделение собственных доходов, получаемых от налоговых и неналоговых платежей. Чем выше доля собственных доходов, тем в меньшей степени городской бюджет зависит от заимствований из бюджетов других уровней, что является показателем самостоятельности, стабильности, а, следовательно, сбалансированности городского бюджета. Таким образом, рост доли собственных доходов, безусловно, является не только положительной тенденцией, но и одной из важнейшей цели бюджетной политики города.

     При этом рост собственных доходов бюджета (налоговых и неналоговых платежей) не должен обеспечиваться мерами, реализующими цели исключительно фискальной политики и игнорирующими стимулирующую функцию налоговой системы. Рост объема налоговых и неналоговых платежей, как известно, может и должен достигаться не только и не столько приростом соответствующих ставок, а, прежде всего, прогрессом в сфере предпринимательства, увеличением объемов производства товаров и услуг на предприятиях города, функционирующих в условиях конкурентного рынка. Одновременно с этим реализация фискальной функции одним из важнейших элементов имеет ликвидацию недоимки по налоговым сборам, в том числе задолженности по пени и штрафам.

     Существенную  роль играет характеристика динамики структуры основных видов налоговых  доходов городского бюджета, анализ этого процесса, как в его абсолютных значениях, так и с точки зрения удельного веса отдельных видов  налоговых доходов (налога на прибыль, подоходного налога с физических лиц, НДС, налога с продаж, налога на имущество, акцизов.

     Как правило, львиную долю косвенных  налогов (НДС, налог на имущество  и пр.) предприятия перечисляют  в федеральный бюджет. В этой ситуации сокращение налогов на прибыль с  физических лиц в абсолютном выражении, сокращение их доли в общей структуре  налоговых поступлений, для местного самоуправления всегда является крайне негативным симптомом сокращения доходной части городского бюджета. В этих условиях требуются, как меры, стимулирующие  развитие предпринимательских структур, на которых произошло сокращение соответствующих доходов, а также  повышение уровня контроля за процессом определения прибыли и других доходов на предприятиях и уровнем уплаты налогов.

     Существенную  роль может сыграть анализ структуры  недоимки по налогам в бюджет города по отраслям, определение динамики данного процесса, выявления в  нем определенных тенденций с  тем, чтобы принимаемые меры были предметными, то есть относились к конкретным предприятиям конкретных отраслей, было ясно кто именно, какую сумму, за какой период и по какой причине задолжал городскому бюджету.При этом местное самоуправление постоянно должно владеть информацией о том, какие предприятия являются убыточными и по каким причинам, какой процент убыточных предприятий в общей структуре предприятий города и, какова динамика этого процесса, растет или сокращается количество убыточных предприятий, каковы соотношения кредиторской и дебиторской задолженностей на предприятиях, какова динамика этих показателей.

Информация о работе Бюджетная система РФ