Бюджетная система и бюджетное устройство РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав — государственный бюджет. Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..2
1.Бюджетное устройство и бюджетная система…………………………………………2
1.1. Государственный пенсионный фонд………………………………………………….4
1.2. Фонд социального страхования………………………………………………………..5
1.3.Фонд обязательного медицинского страхования……………………………………5
2. Состав доходов бюджетной системы……………………………………………………6
3. Государственный (федеральный) бюджет……………………………………………..8
4. Принципы построения бюджетной системы РФ…………………………………….. 10
5. Формирование государственного бюджета РФ……………………………………….11
6. Составление проектов бюджетов……………………………………………………….12
7. Реформа бюджетной системы РФ………………………………………………………16
Заключение……………………………………………………………………………………18
Список литературы……………………………………………………………….................19

Работа содержит 1 файл

Контрольная по финанасам.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

В срок с 15 июля по 15 августа года, предшествующего  очередному финансовому году, Правительство  РФ рассматривает план социально - экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год, проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год, проект перспективного финансового плана, другие документы и материалы, характеризующие бюджетно - финансовую политику в очередном финансовом году, представленные Министерством финансов РФ, Министерством экономики РФ, другими федеральными органами исполнительной власти, и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную Думу. 

В процессе рассмотрения в проект закона могут быть внесены изменения. В первом чтении Государственная Дума заслушивает доклад правительства РФ, доклад председателя Счетной палаты и принимает решение о принятии или отклонении проекта федерального закона о федеральном бюджете. В случае отклонения проекта  Государственная Дума может передать проект в согласительную комиссию, вернуть проект правительству на доработку или поставить вопрос о доверии правительству РФ. При передаче проекта в согласительную комиссию она разрабатывает согласованный вариант основных характеристик бюджета, после чего проект вновь выносится на рассмотрение в первом чтении в  Государственную Думу.  По итогам рассмотрения проекта в первом чтении принимается постановление  Государственной Думы о принятии проекта закона о федеральном бюджете в первом чтении.

Во втором чтении  Государственная Дума утверждает расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Если  Государственная Дума отклоняет проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год во втором чтении, она передает указанный законопроект в согласительную комиссию.

В третьем  чтении  Государственная Дума рассматривает расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации.  

Четвертое чтение законопроекта о федеральном  бюджете является заключительным этапом его рассмотрения в Государственной Думе. Оно проводится в течение 15 дней со дня принятия этого законопроекта в третьем чтении.

При рассмотрении в четвертом чтении законопроект о бюджете голосуется только целиком. Внесение в него поправок не допускается.

Законопроект о федеральном бюджете на очередной финансовый год подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации. Совет Федерации рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой. Одобренный Советом Федерации федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. В случае отклонения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год Советом Федерации указанный федеральный закон передается для доработки в согласительную комиссию. Согласительная комиссия в течение 10 дней выносит на повторное рассмотрение Государственной Думы согласованный федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год.  Государственная Дума повторно рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в одном чтении. Принятый Государственной Думой в результате повторного рассмотрения федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год передается в Совет Федерации. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Государственной Думы.  

В Российской Федерации  установлено казначейское исполнения бюджетов. Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 г. N 1556 "О федеральном казначействе" в Российской Федерации было учреждено федеральное казначейство, основной задачей которого является организация, осуществление и контроль исполнения федерального бюджета.  В буквальном толковании исполнить бюджет - значит обеспечить полное и своевременное поступление всех предусмотренных по бюджету доходов и профинансировать все запланированные бюджетом расходы.  

 Рассмотрение и утверждение отчета  об исполнении бюджетов является одной из форм финансового контроля.    Для контроля за исполнением бюджета существует специальный орган – Счетная палата. Отчет об исполнении бюджета составляет орган, исполняющий бюджет. Ответственным за состояние отчета об исполнении федерального бюджета является Министерство финансов РФ. Отчет об исполнении федерального бюджета представляется в Государственную Думу и Счетную палату правительством РФ в форме федерального закона не позднее 1 июня вместе с отчетами об исполнении внебюджетных фондов. Счетная палата проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный год в течение 1,5 месяцев после представления отчета в Государственную Думу, используя материалы и результаты проведенных проверок и ревизий. Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты, после чего принимает решение об утверждении или отклонении отчета.

Нормативное регулирование  бюджетного процесса в России отражено в  бюджетном Кодексе РФ, принятом в 1998 году и вступившим в силу с 2000 года.

7.Реформа бюджетной системы РФ

Правительство РФ в 2004г. приняло решение о проведении реформы бюджетной системы страны. Концепция реформирования была одобрена в Постановлении Правительства  РФ №249 от 22 мая 2004г. « О мерах по повышению результативности бюджетных расходов».

Основные  цели реформы – оптимизация управления бюджетными средствами, повышение результативности бюджетных расходов на всех уровнях  бюджетной системы.

Суть проводимой реформы бюджетной системы заключается в переходе от управления бюджетными ресурсами (затратами) к управлению результатами на основе повышения ответственности участников бюджетного процесса и расширения  самостоятельности в рамках среднесрочных ориентиров.

Основой новой организации бюджетного процесса должен стать метод бюджетирования, ориентированного на результаты. Суть этого метода заключается в распределении бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств в зависимости от достижения конкретных результатов. Ключевым элементом реформы является переход от сметного финансирования бюджетных учреждений к финансированию конкретных бюджетных услуг, предоставляемых ими. Какие услуги, по какой стоимости и в каком объёме должно предоставлять государство обществу?

Можно выделить две модели:

  1. Власти формируют перечень приоритетов и стратегических целей социально-экономического развития страны, которые утверждаются президентом или правительством России. Затем каждый распорядитель бюджетных средств выбирает цели и задачи из перечня и уже на этой основе формирует план мероприятий и бюджетных программ. Для реализации программ он должен предоставить обоснованные расчеты по их финансированию. Исходя из  этого формируется бюджет на ближайший и последующие финансовые годы. Такая модель фактически уже применяется в России. Главные распределители бюджетных средств имеют два бюджета: сметный(ведомственный), утвержденный  законом о федеральном бюджете, и программный, отраженный в докладе об основных результатах деятельности.
  2. На начальном этапе выявляются потребности общества в получении услуг от государства ( по обеспечению порядка, здравоохранению и т.д.). В качестве методов сбора информации используются опросы общественного мнения, специализированные исследования, учитывается мнение экспертов в конкретных областях. Собранная информация классифицируется по какому-либо признаку (отраслевому, ведомственному и т.д.). затем формируется перечень целей, задач и необходимых мероприятий для решения выявленных проблем. Далее происходит структурирование задач, целей и мероприятий по программам, проводится бюджетная оценка, т.е. определяется стоимость мероприятий. В программах представлены как переходящие из года в год обязательства государства, так и новые. В результате формируется перечень программ, которые будут предложены для реализации с указанием объемов и источников финансирования.

    Для 2-ой модели должна быть обеспечена двухсторонняя  связь в системе «власть-общество». Россия не располагает достаточно эффективным  механизмом взаимодействия между обществом и государством, поэтому использование данной модели в российских условиях пока проблематично.

Заключение.

Необходимость реформирования бюджетной системы  в современных условиях определяется объективными требованиями экономической  действительности. Развитие общества, многие годы жившего в условиях жесткой централизации, еще довольно длительное время будет определяться развитием бюджетных отношений. Совершенствование бюджетного устройства способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следует осуществлять как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их исключительно на принципах бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляяя достаточный контроль за уровнем бюджетного дефицита и государственного долга. Важные шаги в направлении совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации уже сделаны. Создана качественно новая система - Федеральное казначейство РФ - которая позволит наиболее рационально использовать бюджетные потоков, обеспечит учет и контроль каждого этапа исполнения федерального бюджета. Основными задачами бюджетной политики в России остаются: обеспечение полноценного финансирования социальной сферы, стимулирования инвестиционной активности, безусловного выполнения государством своих финансовых обязательств. 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы: 
 

1.С Фишер, Р. Дорнбуш. «Экономика». М.,1999 

2. Журнал «Вопросы  экономики»,№9, 2006г. 

3. Журнал «Вопросы  экономики»,№11, 2005г. 

4. « Вестник» Российского  экономического общества №165,2005г. 

5.  « Вестник»  Российского экономического общества  №168,2005г. 

6.  « Вестник»  Российского экономического общества №174.2005г. 

7. www.ress.ru 

8. www.nalog.ru

 
9. www. freedocs.ru
 
 
 
 

Информация о работе Бюджетная система и бюджетное устройство РФ