Бюджетная система и бюджетное устройство РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав — государственный бюджет. Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..2
1.Бюджетное устройство и бюджетная система…………………………………………2
1.1. Государственный пенсионный фонд………………………………………………….4
1.2. Фонд социального страхования………………………………………………………..5
1.3.Фонд обязательного медицинского страхования……………………………………5
2. Состав доходов бюджетной системы……………………………………………………6
3. Государственный (федеральный) бюджет……………………………………………..8
4. Принципы построения бюджетной системы РФ…………………………………….. 10
5. Формирование государственного бюджета РФ……………………………………….11
6. Составление проектов бюджетов……………………………………………………….12
7. Реформа бюджетной системы РФ………………………………………………………16
Заключение……………………………………………………………………………………18
Список литературы……………………………………………………………….................19

Работа содержит 1 файл

Контрольная по финанасам.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

 
Оглавление 

Введение………………………………………………………………………………………..2 

1.Бюджетное устройство  и бюджетная система…………………………………………2

1.1. Государственный пенсионный фонд………………………………………………….4

1.2. Фонд социального  страхования………………………………………………………..5

1.3.Фонд обязательного медицинского страхования……………………………………5 

2. Состав доходов  бюджетной системы……………………………………………………6 

3. Государственный  (федеральный) бюджет……………………………………………..8 

4. Принципы построения  бюджетной системы РФ…………………………………….. 10 

5. Формирование государственного бюджета РФ……………………………………….11 

6. Составление проектов  бюджетов……………………………………………………….12 

7. Реформа бюджетной  системы РФ………………………………………………………16 

Заключение……………………………………………………………………………………18 

Список литературы……………………………………………………………….................19 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Одним из механизмов, позволяющих государству проводить  экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав — государственный  бюджет.  Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. 
       С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для выполнения государством возложенных на него функций:  содержание государственного аппарата, армии, осуществление социальных мероприятий, реализация экономических задач. Государственный бюджет является главным средством формирования и расходования ресурсов государства, он дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. Успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каком направлении пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени. В связи с этим изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.

1.Бюджетное устройство и Бюджетная система РФ

Бюджетным устройством называют принципы организации и построения бюджетной системы, а также взаимосвязь между отдельными ее звеньями. Бюджетное устройство определяется государственным устройством.  

Бюджетная система - один из наиболее важных механизмов финансовой системы общества, позволяющих государству  осуществлять экономическое и социальное регулирование. Формирование, распределение и использование основной массы государственных денежных средств происходит в форме бюджетов различных уровней. Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

  • первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты  
    государственных внебюджетных фондов;
  • второй уровень - бюджеты субъектов РФ (республиканские бюджеты,  краевые и областные бюджеты,  окружные бюджеты автономных округов,  городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • третий уровень - местные бюджеты (городские, районные, поселковые и сельские).

Каждое звено бюджетной системы РФ решает свои определенные задачи по социально-экономическому развитию соответствующей территории. Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.

В юридическом  смысле бюджет – это финансовый план образования и расходования денежных средств бюджетных фондов различного уровня. Средства бюджета  расходуются по мере их поступления, именно поэтому бюджет представляет собой схему поступления и расходования средств, т.е. финансовый план государства. Бюджет – универсальный финансовый план государства, т.к.   кроме него действуют и другие финансовые планы: сметы, балансы предприятий, учреждений, организаций. Государственный бюджет охватывает практически все группы отношений, где государство осуществляет свои функции. Исключение составляет лишь  финансирование некоторых внебюджетных целевых фондов. Федеральные внебюджетные фонды РФ - это:

  • Пенсионный фонд РФ;
  • Фонд социального страхования РФ;
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов рассматриваются в органах законодательной власти вместе с проектом федерального бюджета на соответствующий год. В соответствии с Бюджетным кодексом, федеральные законы, утверждающие бюджеты внебюджетных фондов должны утверждаться Федеральным Собранием одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете.

Первые целевые внебюджетные фонды (в основном социальные) начали создаваться в РФ в начале девяностых. Формирование системы целевых внебюджетных социальных фондов было обусловлено необходимостью “разгрузить” государственный бюджет от значительной доли плохо финансируемых на тот момент социальных расходов.

Средства  государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов всех уровней и не подлежат изъятию на цели, не предусмотренные законодательством.

Исполнение  бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ. Контроль за рациональным и целевым расходованием средств внебюджетных фондов осуществляет Министерство финансов РФ

1.1.Государственный пенсионный фонд РФ

Основная  задача данного фонда – концентрация страховых взносов и расходование средств фонда на цели обязательного  пенсионного законодательства. Пенсионный фонд вместе со своими территориальными органами составляет единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования.

В соответствии с Федеральным законом “Об  обязательном пенсионном страховании  в Российской Федерации” №167-ФЗ от 15.12.2001 бюджет Пенсионного фонда формируется за счет:

    • страховых взносов;
    • средств федерального бюджета;
    • сумм пеней и иных финансовых санкций;
    • доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
    • добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;
    • иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
   

Большая часть расходов бюджета Пенсионного фонда РФ приходится на выплаты по обязательному пенсионному страхованию. Часть средств Пенсионный фонд расходует на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, в которое входит выплата пенсий военнослужащим, выплата второй пенсии участникам ВОВ и др. платежи.

1.2.Фонд социального страхования

Фонд социального  страхования действует как самостоятельное  государственное некоммерческое финансово-кредитное  учреждение. Управление Фондом возложено  на Правление фонда и его председателя. Председатель и его заместители назначаются Правительством РФ.

Среди основных задач фонда:

    • обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, на погребение, на санаторно-курортное оздоровление работников и членов их семей и др. цели государственного социального страхования;
    • участие в разработке и реализации государственных программ по охране здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования.

1.3.Фонд обязательного медицинского страхования

Медицинское страхование является одной из форм социальной защиты населения в случае утраты здоровья. Цель медицинского страхования - гарантия получения медицинской помощи за счет накопленных государством средств при возникновении страхового случая и финансирование профилактических медицинских мероприятий.

Фонд обязательного  медицинского страхования объединяет средства для осуществления медицинского обслуживания населения, предусмотренного медицинским страхованием.

Принципы  формирования, расходования, управления внебюджетными фондами регламентируются Бюджетным Кодексом РФ. Порядок составления, утверждения бюджетов федеральных внебюджетных фондов, составления и утверждения отчетов об их исполнении регулируется нормами бюджетного процесса РФ. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным Казначейством Российской Федерации.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов - в форме законов субъектов РФ, а местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов власти местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Финансовый  год в Российской Федерации продолжается с 1 января по 31 декабря. Бюджеты всех уровней, как правило, утверждаются ежегодно на этот срок. В условиях инфляции возникают трудности в принятии бюджета, поэтому практикуется принятие бюджетов на более короткий срок – квартал и т.п.

Законом предусмотрено понятие консолидированного бюджета. Это сводный бюджет, включающий как бюджет соответствующего уровня, так и нижестоящие бюджеты. Например: в федеральный  консолидированный бюджет входит бюджет Российской Федерации, а так же  бюджеты субъектов РФ. Консолидированный бюджет района состоит из бюджета района, поселков и сельских поселений, входящих в состав района. Консолидированный бюджет используется для расчета норм минимальной бюджетной обеспеченности, является основанием для предоставления дотаций и субвенций из вышестоящего бюджета в нижестоящий.

2. Состав доходов Бюджетной системы        

Доходы бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Доходы бюджета  могут носить налоговый и неналоговый характер. Основным источником налоговых доходов являются прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, ссудный процент, рента, дивиденды и т. д. Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы. Структура бюджетных доходов подвижна и во многом определяется конкретными экономическими условиями. Например, в странах с высоким уровнем жизни основой налоговых доходов являются доходы с физических лиц, а в странах с низким уровнем жизни — налоги с юридических лиц.

К налоговым  доходам относятся:

  • федеральные;
  • региональные;
  • местные налоги и сборы;
  • пени и штрафы.

Налоговые доходы предусмотрены налоговым законодательством  Российской Федерации.

Федеральные налоги представляют собой систему обязательных платежей физических и юридических лиц, которые устанавливаются высшим органом законодательной власти.

Перечень  федеральных налогов и сборов устанавливается ст.13 Налогового кодекса Российской Федерации, эти налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. Федеральными налогами являются:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы на отдельные виды товаров и услуг;
  • налог на прибыль организаций;
  • подоходный налог с физических лиц;
  • единый социальный налог;
  • налог на операции с ценными бумагами;
  • государственная пошлина и т.д.

Информация о работе Бюджетная система и бюджетное устройство РФ