Бюджетная система и бюджетное устройство

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 20:41, курсовая работа

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание

* 1. ВВЕДЕНИЕ 3
* 2. Государственный бюджет 4
o 2.1 Понятие государственного бюджета. Бюджетная система и бюджетное устройство. 4
o 2.2 Устройство бюджетной системы РФ. Принципы функционирования бюджетной системы РФ 6
o 2.3 Доходы и расходы. Сбалансированность бюджета. Распределение доходов и расходов между звеньями бюджетной системы 10
* 3. Характеристика отдельных звеньев бюджетной системы Российской Федерации. 16
o 3.1 Федеральный бюджет Российской Федерации 16
o 3.2 Бюджеты субъектов Российской Федерации 18
o 3.3 Местные бюджеты 22
* 4. Бюджетная система Соединенных Штатов Америки 23
* 5. Заключение 28
* Использованная литература. 30

Работа содержит 1 файл

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ.docx

— 51.53 Кб (Скачать)

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств предполагает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны показываться общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита.

Принцип гласности предполагает:

1. обязательное  опубликование в открытой печати  утвержденных бюджетов и отчетов  об их исполнении, полноту представления  информации о ходе исполнения  бюджетов, а также доступность  иных сведений по решению законодательных  органов государственной власти, органов местного самоуправления;

2. обязательную  открытость для общества и  средств массовой информации  процедур рассмотрения и принятия  решения по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим  разногласия либо внутри законодательного  органа государственной власти, либо между законодательным и  исполнительным органами государственной  власти.

Принцип достоверности бюджета - это надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчетов расходов и доходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

2.3 Доходы и расходы.  Сбалансированность  бюджета. Распределение  доходов и расходов  между

Доходы  бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня. Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Основным источником формирования рассматриваемых доходов  является национальный доход, причем в сферу бюджетного перераспределения попадают его конкретные компоненты

- предпринимательская  прибыль (промышленности, сельского  хозяйства, торговли и других  отраслей,

- заработная  плата работников сферы материального  и нематериального производства;

Денежные средства юридических лиц, сбережения населения, иностранный капитал (посредством  продажи на финансовом рынке государственных  облигаций; получения кредита под  залог пакета акций крупных предприятий; получения государственных займов от отдельных государств либо от международных  финансово-кредитных учреждений) отражают кредитный метод формирования бюджетных  ресурсов, предполагающий возвратность заимствований и платность за их использование.

Именно поэтому  средства, мобилизуемые на основе государственных  займов, необходимо рассматривать не в качестве источника формирования доходов бюджета, а в качестве способа временного пополнения бюджетного фонда. Аналогичным образом следует  характеризовать и эмиссию бумажных денег. К ней государство прибегает  при чрезвычайных обстоятельствах, когда получение доходов и  займов оказывается затруднительным, а финансирование бюджетных расходов -- неотложным. Данный способ пополнения бюджетных ресурсов вызывает рост денежной массы без соответствующего товарного обеспечения, что усиливает инфляционные процессы и влечет за собой тяжелые социально-экономические последствия.

Виды доходов  бюджетов: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные  перечисления, а также обособленно  учитываются доходы целевых бюджетных  фондов. К неналоговым доходам  относятся доходы:

- от использования,  продажи и иного возмездного  отчуждение имущества, находящегося  в государственной или муниципальной  собственности;

- от платных  услуг, оказанных государственными  или муниципальными органами  власти и учреждениями;

- средства, полученные  в результате применения мер  гражданско-правовой, административной  и уголовной ответственности  (штрафы, конфискации, компенсации,  возмещение ущерба);

- финансовая  помощь и бюджетные ссуды от  бюджетов других уровней и  др.

- иные неналоговые  доходы.

Помимо собственных, в бюджетах 2-го и 3-го уровней выделяют т.н. регулирующие доходы - федеральные или региональные налоги и платежи, по которым устанавливаются процентные нормативы отчислений в бюджеты субъектов или местные бюджеты на финансовый год или на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов (в отличие от закрепленных доходов, полностью поступающих в соответствующий бюджет). До принятия Бюджетного кодекса РФ бюджетное законодательство и бюджетная практика постоянно «размывали» эти два понятия - собственные и регулирующие доходы. Бюджетный кодекс РФ разделяет собственные и регулирующие доходы по периоду их установления: собственные доходы определяются на постоянной основе; регулирующие доходы устанавливаются на год или на долговременной основе (не менее чем на 3 года). Отличие собственных и регулирующих доходов бюджетов определяется также видом нормативного документа, который их устанавливает. Так, собственные доходы регламентируются бюджетным и налоговым законодательством в целом, а регулирующие доходы -- законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации о соответствующем бюджете на очередной год.

Расходы бюджета, являясь важной составной частью государственных расходов в целом, выражают экономические отношения, возникающие в связи с использованием средств общегосударственного денежного  фонда. Формой проявления этих отношений  выступают конкретные виды бюджетных  расходов, причем их многообразие обусловлено  действием целого ряда факторов: природой, функциями государства, уровнем  социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с  национальной экономикой, административно-территориальным  устройством государства и т.п. Различное сочетание названных  факторов порождает ту или иную систему  расходов конкретного бюджета на определенном этапе общественного  развития. По своему материально-вещественному  воплощению бюджетные расходы представляют собой денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач  и функций государства и местного самоуправления.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания подразделяются на текущие  расходы (обеспечение текущих потребностей) и капитальные (инвестиционные нужды  и прирост запасов). Формы расходов бюджетов:

- ассигнования  на содержание бюджетных учреждений;

- оплата по  государственным (муниципальным)  контрактам;

- трансферты  населению;

- ассигнования  на осуществление полномочий, передаваемых  на другие уровни власти и  на компенсацию дополнительных  расходов, возникающих из-за решений  вышестоящих органов власти;

- бюджетные кредиты  юридическим лицам; 

- субвенции и  субсидии юридическим и физическим лицам;

- инвестиции  в уставные капиталы юридических  лиц;

- бюджетные ссуды,  дотации, субвенции и субсидии  бюджетам других уровней, внебюджетным  фондам;

- кредиты иностранным  государствам;

- средства на  обслуживание и погашение долговых  обязательств.

При этом под  дотацией понимаются средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов, субвенция - средства, предоставляемые на той же основе бюджету другого уровня или юридическому лицу на осуществление целевых расходов, субсидия - средства, предоставляемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Нормативно-долевая дотация (трансферт) -- сумма, выделяемая без указания конкретной цели на безвозвратной и безвозмездной основе в порядке бюджетного регулирования из фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР) или фонда финансовой поддержки муниципальных образований (ФФПМО), создаваемых соответственно в федеральном бюджете или в бюджетах субъектов Федерации.

Целевой характер использования бюджетных ресурсов означает, что предоставление бюджетных  средств осуществляется строго по целевому назначению в соответствии с утвержденным бюджетом. Если в ходе составления  этого основного финансового  плана страны государство устанавливает  приоритетность и объемы удовлетворения тех или иных общественных потребностей, исходя из реальной социально-экономической  ситуации, то принцип целевого использования  бюджетных ресурсов также способствует повышению эффективности бюджетных  расходов.

В любом бюджете  доходы и расходы должны быть сбалансированы. Когда расходы бюджета превышают  его доходы, образуется отрицательное  бюджетное сальдо, или дефицит  бюджета. Профицит -- положительное сальдо бюджета -- представляет собой обратное соотношение, то есть превышение доходов над расходами. Сбалансированным является бюджет, в котором расходная и доходная части равны. Дефицит бюджета -- категория денежного хозяйства, которая выражает объективные экономические отношения, возникающие между участниками воспроизводственного процесса при использовании государством денежных средств сверх имеющихся бюджетных доходов. Из этого следует, что основная причина возникновения бюджетного дефицита кроется в отставании темпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением бюджетных расходов. Конкретные причины такого отставания могут быть различными, в частности:

- кризисные явления  в экономике;

- неспособность  правительства держать под контролем  финансовую ситуацию в стране;

- чрезвычайные  обстоятельства (войны, крупные стихийные  бедствия):

- милитаризация  экономики в мирное время;

- осуществление  крупных централизованных вложений  в развитие производства и  изменение его структуры;

- чрезмерное  увеличение темпов роста социальных  расходов по сравнению с темпами  роста валового внутреннего продукта

Хронический дефицит (долгосрочная несбалансированность бюджета) связан с наличием разрыва между  бюджетными расходами и доходами на протяжении ряда лет. Несбалансированность имеет краткосрочный характер, если несоответствие расходов и доходов  ограничивается рамками одного года.

В целом бюджетный  кризис в нашей стране обусловлен значительным снижением доходов  бюджета, сохранением неэффективной  структуры расходов, их частым нецелевым  использованием, промедлением с давно  назревшими реформами в сфере  бюджетного финансирования. Оздоровление бюджета предполагается осуществлять по трем основным направлениям:

- за счет увеличения  его доходной базы;

- на базе реструктуризации  расходной части бюджета;

- путем совершенствования  бюджетных процедур.

При дефиците бюджета должны быть указаны источники финансирования дефицита (перечень источников финансирования различен для разных уровней бюджетной системы РФ). Законодательством РФ установлены предельные размеры дефицита бюджета. Например, размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ (государственный долг - долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права). Для покрытия дефицита бюджета используются государственные заимствования - займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной (внешние) или российской валюте (внутренние заимствования).

Соотношение расходов и доходов федерального бюджета  можно проследить по таблице:

 
  2009 год 2010год 2011 год Отчет об исполнении бюджета на 1 октября 2001 года (www.minfin.ru)  
Федеральный бюджет по расходам, млн.руб. 9 трлн 660,1 млрд руб 10 трлн 115 млрд руб 10,659 трлн руб  
Федеральный бюджет по доходам, млн. руб. 7 трлн 337,8 млрд руб 8 трлн 303 млрд руб 8,845 трлн руб  
Прогнозируемый  объем ВВП, млрд. руб. 39 трлн 063,6 млрд руб 44 трлн 491млрд руб 50 трлн 389 млрд руб  
         
Предельный  размер дефицита, млн. руб. 2 трлн 322,3 млрд руб 1 трлн 812 млрд руб 1,814 трлн руб  
         

Информация о работе Бюджетная система и бюджетное устройство