Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 20:41, курсовая работа
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
* 1. ВВЕДЕНИЕ 3
* 2. Государственный бюджет 4
o 2.1 Понятие государственного бюджета. Бюджетная система и бюджетное устройство. 4
o 2.2 Устройство бюджетной системы РФ. Принципы функционирования бюджетной системы РФ 6
o 2.3 Доходы и расходы. Сбалансированность бюджета. Распределение доходов и расходов между звеньями бюджетной системы 10
* 3. Характеристика отдельных звеньев бюджетной системы Российской Федерации. 16
o 3.1 Федеральный бюджет Российской Федерации 16
o 3.2 Бюджеты субъектов Российской Федерации 18
o 3.3 Местные бюджеты 22
* 4. Бюджетная система Соединенных Штатов Америки 23
* 5. Заключение 28
* Использованная литература. 30
Лига Возрождения Науки России
Международный
"ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ"
Кафедра Финансов и Кредита
Курсовая работа по дисциплине
"Финансы"
Тема:
“Бюджетная система и бюджетное устройство ”
Студента
специальность 060400 "Финансы и Кредит"
курс группа шифр
Руководитель
Архангельск, 2002 г.
Содержание курсовой работы
1. ВВЕДЕНИЕ
Ведущую, определяющую
роль в формировании и развитии экономической
структуры любого современного общества
играет государственное регулирование,
осуществляемое в рамках избранной
властью экономической
Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.
Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором на сегодняшний день оказалась Россия, потребовал радикального обновления финансовой системы общества. Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие 17 июля 1997 года нового Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившего общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации. В связи с этим изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.
2. Государственный бюджет
2.1 Понятие государственного бюджета. Бюджетная система и бюджетное устройство.
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» Бюджетный кодекс Российской Федерации. Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.
Бюджет как
экономическая категория
Сущность бюджета, как и любой другой экономической категории, проявляется в ее функциях. Общественное предназначение бюджетных отношений заключается в:
- образовании основного общегосударственного фонда денежных средств (в ходе реализации этой функции обеспечивается концентрация основной части централизованных финансовых ресурсов в бюджетной системе государства);
- использовании средств основного общегосударственного фонда (данная функция реализуется в процесс расходования бюджетных средств);
- осуществлении контроля за движением бюджетных ресурсов, 'и на этой основе -- за динамикой экономического развития, за ходом социально-экономических процессов в целом
Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношение между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.
Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства.
БК РФ дает следующее определение бюджетной системы: «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов» Бюджетный кодекс Российской Федерации. Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/ Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. .
По степени
распределения власти между центром
и административно-
Унитарное (единое)
государство - этот форма государственного
устройства, при которой административно-
Федеративное (объединенное,
союзное) государство - это форма
государственного устройства, при которой
государственные образования
Конфедеративное (союзное) государство - этот постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств - членов конфедерации - действуют свои бюджетные и налоговые системы.
2.2 Устройство бюджетной системы РФ. Принципы функционирования бюджетной системы РФ
Построение бюджетной системы РФ основано на конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:
1) Федерального
бюджета и бюджетов
2) Бюджетов субъектов
Российской Федерации (
3) Местных бюджетов.
В настоящее время бюджетная система РФ включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга, бюджет еврейской автономной области, десять окружных бюджетов и бюджетов автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).
В состав федерального и территориального бюджетов входят целевые бюджетные фонды, формирующиеся за счет целевых источников и имеющих целевое расходование средств. В числе таких фондов - дорожный, экологический, воспроизводства минерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных ресурсов и др.
Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга.
Кроме федерального и территориальных бюджетов (региональных и местных), в бюджетную систему входят государственный внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Федеральный внебюджетный фонд и внебюджетные фонды субъектов РФ обязательного медицинского страхования. До 1991 г. они входили в состав государственного бюджета, а в настоящее время имеется явная тенденция включения внебюджетных фондов в бюджет.
Функционирование бюджетной системы основано на следующих основополагающих принципах:
Принцип единства бюджетной системы РФ -- это единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней, единый порядок ведения бухгалтерского учета средств федерального бюдже-та, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджет-ной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осу-ществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Важнейшим является принцип самостоятельности всех бюджетов, который означает:
1. право законодательных
(представительных) органов государственной
власти и органов местного
самоуправления на каждом
2. наличие собственных
источников доходов бюджетов
каждого уровня бюджетной
3. законодательное
закрепление регулирующих
4. право органов
государственной власти и
5. право органов
государственной власти и
6. недопустимость
изъятия доходов,
7. недопустимость
компенсации за счет бюджетов
других уровней потерь в
Принцип полноты отражения доходов и расходов предполагает, что все доходы и расходы бюджетов подлежат отражению в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Росиийской Федерации.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что каждый бюджет должен быть сбалансирован, т.е. объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджетов и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Информация о работе Бюджетная система и бюджетное устройство