Бюджетная политика России 2012

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 14:55, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение бюджетной политики РФ.
Достижению поставленной цели способствовало решение следующих задач:
- раскрыть теоретические основы бюджетной политики;
- провести анализ бюджетной политики РФ за последние несколько лет и рассмотреть основные направления развития бюджетной политики;
- выявить основные проблемы бюджетной политики и пути ее совершенствования.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Параметры социально-экономического развития Российской Федерации в 2010-2012 годах 6
Глава 2. Цели бюджетной политики в 2010-2012 годах 15
2.1 Использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов стимулирования экономики в период выхода из кризиса. 15
2.2 Обеспечение средне- и долгосрочной макроэкономической и бюджетной устойчивости. 18
2.3 Повышение эффективности расходов бюджета 19
2.4 Повышение эффективности налоговой системы 20
2.5 Создание пенсионной системы, обеспечивающей достойный уровень жизни пенсионерам 21
2.6 Разработка и реализация совместно с Банком России мер по поддержанию стабильности банковской системы 22
Глава 3. Основные характеристики федерального бюджета 25
3.1 Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов 25
3.2 Бюджетная политика в области доходов 29
Заключение 34
Литература 36

Работа содержит 1 файл

бюджетная политика россии на 2012.doc

— 465.50 Кб (Скачать)
 

 

     В связи с использованием большей  части накопленных в Резервном  фонде ресурсов на обеспечение сбалансированности  федерального бюджета в 2009 году (более 80%) и нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2010-2012 годах в полном объеме на покрытие расходов, поступления средств в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния не планируются, в связи с чем средства Резервного фонда будут практически исчерпаны в 2010 году, а объем средств Фонда национального благосостояния снизится с 2,6 трлн. рублей на начало 2009 года  до 0,9 трлн. рублей на конец 2012 года (таблица 3.3): 

Таблица 3.3 - Прогноз объемов Резервного фонда и Фонда национального благосостояния 

млрд. рублей

 
Наименование
2009 год Прогноз
Прогноз 2010 год 2011 год 2012 год
1 2 3 4 5
Объем Резервного фонда на начало года 4 027,6 1 550,0 0,0 0,0
%% к ВВП 10,5 3,7 0,0 0,6
Доходы  от управления средствами Резервного фонда 205,1 * *  
Курсовая  разница 388,2 124,6 5,6 0,0
Использование средств Резервного фонда на покрытие дефицита федерального бюджета - 3 028,3 - 1 674,6 - 5,6 0,0
Объем Резервного фонда на конец года 1 592,6 0,0 0,0 0,0
%% к ВВП 4,1 0,0 0,0 0,0
 Средства  Резервного фонда, размещенные  в финансовых активах 42,6 42,6 42,6 42,6
Объем Резервного фонда на конец года без  учета размещения в финансовых активах 1 550,0 0,0 0,0 0,0
Объем Фонда национального благосостояния  
на начало года
2 584,5 2 804,4 2 314,3 1 625,9
Продолжение табл. 3.3
1 2 3 4 5
%% к ВВП 6,7 6,6 4,9 3,1
Доходы  от управления средствами Фонда национального  благосостояния 79,2 ** ** **
Курсовая  разница 140,7 191,6 48,6 26,2
Использование средств Фонда национального  благосостояния   - 681,7 - 737,0 - 712,1
Объем Фонда национального благосостояния  
на конец года
2 804,4 2 314,3 1 625,9 940,0
%% к ВВП 7,3 5,5 3,5 1,8
Средства  Фонда национального благосостояния, размещенные в финансовых активах 655,0 655,0 655,0 655,0
Объем Фонда национального благосостояния на конец года без учета размещения в финансовых активах 2 149,4 1 659,3 970,9 285,0

     *- доходы от управления Резервным  фондом в 2010 году в объеме 36,0 млрд. рублей, в 2011 году в объеме 25,8 млрд. рублей учтены в доходах  федерального бюджета 

     ** - доходы от управления Фондом национального благосостоянии в 2010 году в объеме 41,6 млрд. рублей, в 2011 году в объеме 60,5 млрд. рублей, в 2012 году в объеме 35,9 млрд. рублей учтены в доходах федерального бюджета.

     Для сохранения бюджетных резервов в  форме средств Фонда национального благосостояния в 2010-2012 годах повышается доля государственных заимствований в финансировании дефицита федерального бюджета. В 2009 году на срок до 1 января 2013 года приостановлена норма Бюджетного кодекса Российской Федерации, ограничивающая общий объем  иных источников финансирования дефицита федерального бюджета одним процентом прогнозируемого ВВП. В целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета общий объем иных источников финансирования дефицита федерального бюджета составить в 2010 году 2,0 % к ВВП, в 2011 году – 2,7% к ВВП, в 2012 году – 1,6 % к ВВП. 

     Структура иных источников финансирования дефицита федерального бюджета представлена в таблице 3.4: 

Таблица 3.4 - Иные источники финансирования дефицита федерального бюджета в 2010-2012 годах 

млрд. рублей

  2009 год 2010 год 2011 год 2012 год
Всего источников 405,2 830,3 1 269,1 851,7
%% к ВВП 1,05 2,3 2,7 1,6
увеличение 1 075,4 1 611,8 1 893,6 1 744,7
уменьшение -670,2 - 781,5 - 624,5 - 893,0
Источники внутреннего финансирования дефицита 604,3 394,2 722,2 232,6
привлечение 1 021,7 962,0 1 097,2 930,6
в том числе государственные ценные бумаги 739,5 844,1 957,5 755,4
погашение -417,4 -567,8 -375,0 -698,0
в том числе государственные ценные бумаги -100,4 -275,7 -208,9 -518,9
Источники внешнего финансирования дефицита -199,1 436,1 546,9 619,1
привлечение 53,7 649,7 796,5 814,1
в том числе государственные ценные бумаги 0,0 613,6 764,7 784,0
погашение -252,8 -213,7 -249,6 -195,0
в том числе государственные ценные бумаги -52,6 -48,2 -115,8 -52,4
 

     3.2 Бюджетная политика в области доходов

     В условиях экономического кризиса произошло  резкое снижение бюджетных доходов. Общий объем налоговых доходов  федерального бюджета за первое полугодие 2009 года составил 1 801,1 млрд. рублей, т.е. снизился в номинальном выражении на 26,3% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. 

     С начала 2009 года наблюдается существенный рост задолженности по налогам и  сборам в бюджетную систему. Наиболее значительно увеличилась задолженность  по региональным налогам и сборам (25%). По федеральным налогам и сборам рост составил 7%, в том числе по налогу на добавленную стоимость - 13,4%. В первом полугодии текущего года собираемость по НДС составила 85,3% (при том, что бюджетные проектировки на 2010 год и плановый период 2011-2012 годов исходят из 91,3%).  
При расчете объема доходов федерального бюджета на 2010 год учитывались предполагаемые к принятию в 2009 году изменения и дополнения в законодательство Российской Федерации, вступающие в действие с 1 января 2010 года. 

     В части налогового законодательства приняты следующие решения: 

     а) индексация ставок акцизов:  на табачные изделия: индексация специфических ставок на 44% к уровню 2009 года и увеличение адвалорной ставки до 7%; на нефтепродукты - на 10% к уровню 2009 года;  
на алкогольную продукцию - на 30% к уровню 2009 года или на 20% к ранее утвержденным ставкам на 2010 год; на пиво - в 3 раза к уровню 2009 года или на 190% к ранее утвержденным ставкам 2010 года;  
б) увеличение ставки налога на добычу полезных ископаемых на газ со 147 до 162 рублей за 1 тыс. куб. м; 

     б) увеличение размеров государственной пошлины на ряд юридически значимых действий (по делам, рассматриваемым в арбитражных судах (для юридических лиц); за совершение действий, связанных с приобретением гражданства или выходом из него, а также с въездом или выездом из страны; за совершение действий при осуществлении федерального пробирного надзора; за государственную регистрацию и за совершение прочих юридически значимых действий); 

     в) увеличение средних ставок транспортного налога, установленных статьей 361 Налогового кодекса Российской Федерации, в два раза, при этом сохранив действующий в настоящее время минимальный уровень налоговых ставок, разрешив органам власти субъектов Российской Федерации уменьшать данные ставки не в пять, а в десять раз. 

     По  бюджетному законодательству предполагается реализация следующих решений: 

     а) увеличение норматива зачисления в  федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых на нефть и газовый  конденсат с 95 до 100%; 

     б) зачисление в доход федерального бюджета доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального  благосостояния. 

     В таможенном законодательстве будут  осуществляться следующие меры: 

     а) установление ставки вывозной таможенной пошлины на нефтепродукты в зависимости от ставки вывозной таможенной пошлины на нефть; 

     б) введение ставок вывозной таможенной пошлины на никель в зависимости  от изменения мировых цен. 

     В банковском законодательстве запланировано  внесение изменения в Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в части увеличения норматива зачисления в доход федерального бюджета от фактически полученной Банком России прибыли по итогам года, остающейся после уплаты налогов и сборов, с 50 до 75%.

Рисунок 3.1 

     Общая сумма доходов федерального бюджета  в 2010-2012 годах прогнозируется на уровне 15,5-15,7% ВВП (рис.3.1). В номинальном выражении  доходы ожидаются в 2010 году в размере 6636,2 млрд. рублей, 7346,9  млрд. рублей в 2011 году и 8097,4 млрд. рублей в 2012 году.

Рисунок 3.2 

     Снижение  доходов федерального бюджета в реальном выражении в 2010 году составит порядка 8%, а в процентах ВВП они окажутся на 1,4 п.п. ниже. Влияние экономического кризиса на доходы федерального бюджета будет достаточно продолжительным, и даже к 2012 году доходы в реальном выражении прогнозируются на 3% ниже уровня 2009 года (рис. 3.2).  
Нефтегазовые доходы федерального бюджета существенно сокращаются: в 2009 году – 6,6% ВВП против 10,5% ВВП в 2008 году. В 2010-2012 годах они сохраняются на уровне 6,8-7,0% ВВП.

Рисунок 3.3 

     Причины, в результате которых поступления  в 2010-2012 годах будут меньше доходов 2009 года, можно условно разделить  на три группы: первая связана с  реформой социальных платежей и заменой единого социального налога страховыми взносами, поступающими напрямую во внебюджетные фонды, вторая - с сужением налоговых баз по основным источников доходов в ВВП, а третья - с тем фактом, что в 2009 году в федеральный бюджет были мобилизованы временно свободные средства госкорпораций и другие разовые поступления. 

 

Заключение

 

     Основной  задачей бюджетной политики на 2010 год и период до 20102 года было, сохраняя макроэкономическую стабильность, сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, обеспечить максимально эффективное и прозрачное использование средств для достижения конечных, измеримых, общественно значимых результатов, которые, в свою очередь, привели к дальнейшему увеличению финансовых возможностей государства. Федеральный бюджет на 2010 год и период до 2012 года соответствует этому требованию, что обеспечило:

     достойную жизнь для граждан, достижение которой  проявляется в:

     - сокращении доли населения с  доходами ниже прожиточного минимума  с 16 до 10,7%;

     - повышении соотношения средней  заработной платой в бюджетной сфере и прожиточным минимумом трудоспособного населения с 1,7 до 2,6;

     - повышении соотношения между  трудовой пенсией и прожиточным  минимумом пенсионера с 1,01 до 1,32;

     - увеличении объема вводимого  жилья с 50,8 до 80,0 млн. кв. метров в год устойчивый рост для экономики, характеризующийся:

     - сохранением темпов экономического  роста на уровне 6% ВВП;

     - снижением уровня инфляции до 5,0 – 6,0%;

     - увеличением инвестиций в основной  капитал более чем в два  раза;

     - ростом прямых иностранных инвестиций в долларовом выражении в полтора раза;

     2. уверенность в будущем для  страны, выражающуюся в:

     - увеличении средней ожидаемой  продолжительности жизни при  рождении до 68,5 лет;

     - повышении коэффициента рождаемости  с 10,4 до 11,6 на тысячу человек  в год;

     - снижении смертности с 15,2 до 12,6–12,8 на тысячу человек;

     - поддержании высокого научного  потенциала и развитии приоритетных  отраслей науки и технологий;

     - диверсификации промышленности  и повышении доли инновационной  продукции в объеме экспорта  и продаж на внутреннем рынке;

     - обеспечении национальной безопасности  и готовности к отражению внешних  и внутренних угроз.

Информация о работе Бюджетная политика России 2012