Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 14:55, курсовая работа
Целью работы является изучение бюджетной политики РФ.
Достижению поставленной цели способствовало решение следующих задач:
- раскрыть теоретические основы бюджетной политики;
- провести анализ бюджетной политики РФ за последние несколько лет и рассмотреть основные направления развития бюджетной политики;
- выявить основные проблемы бюджетной политики и пути ее совершенствования.
Введение 3
Глава 1. Параметры социально-экономического развития Российской Федерации в 2010-2012 годах 6
Глава 2. Цели бюджетной политики в 2010-2012 годах 15
2.1 Использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов стимулирования экономики в период выхода из кризиса. 15
2.2 Обеспечение средне- и долгосрочной макроэкономической и бюджетной устойчивости. 18
2.3 Повышение эффективности расходов бюджета 19
2.4 Повышение эффективности налоговой системы 20
2.5 Создание пенсионной системы, обеспечивающей достойный уровень жизни пенсионерам 21
2.6 Разработка и реализация совместно с Банком России мер по поддержанию стабильности банковской системы 22
Глава 3. Основные характеристики федерального бюджета 25
3.1 Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов 25
3.2 Бюджетная политика в области доходов 29
Заключение 34
Литература 36
В
связи с использованием большей
части накопленных в Резервном
фонде ресурсов на обеспечение
Таблица 3.3 - Прогноз объемов Резервного фонда и Фонда национального благосостояния
млрд. рублей
Наименование |
2009 год | Прогноз | ||
Прогноз | 2010 год | 2011 год | 2012 год | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Объем Резервного фонда на начало года | 4 027,6 | 1 550,0 | 0,0 | 0,0 |
%% к ВВП | 10,5 | 3,7 | 0,0 | 0,6 |
Доходы от управления средствами Резервного фонда | 205,1 | * | * | |
Курсовая разница | 388,2 | 124,6 | 5,6 | 0,0 |
Использование средств Резервного фонда на покрытие дефицита федерального бюджета | - 3 028,3 | - 1 674,6 | - 5,6 | 0,0 |
Объем Резервного фонда на конец года | 1 592,6 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
%% к ВВП | 4,1 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Средства Резервного фонда, размещенные в финансовых активах | 42,6 | 42,6 | 42,6 | 42,6 |
Объем Резервного фонда на конец года без учета размещения в финансовых активах | 1 550,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Объем Фонда
национального благосостояния на начало года |
2 584,5 | 2 804,4 | 2 314,3 | 1 625,9 |
Продолжение табл. 3.3 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
%% к ВВП | 6,7 | 6,6 | 4,9 | 3,1 |
Доходы от управления средствами Фонда национального благосостояния | 79,2 | ** | ** | ** |
Курсовая разница | 140,7 | 191,6 | 48,6 | 26,2 |
Использование средств Фонда национального благосостояния | - 681,7 | - 737,0 | - 712,1 | |
Объем
Фонда национального благосостояния на конец года |
2 804,4 | 2 314,3 | 1 625,9 | 940,0 |
%% к ВВП | 7,3 | 5,5 | 3,5 | 1,8 |
Средства
Фонда национального |
655,0 | 655,0 | 655,0 | 655,0 |
Объем
Фонда национального |
2 149,4 | 1 659,3 | 970,9 | 285,0 |
*-
доходы от управления
** - доходы от управления Фондом национального благосостоянии в 2010 году в объеме 41,6 млрд. рублей, в 2011 году в объеме 60,5 млрд. рублей, в 2012 году в объеме 35,9 млрд. рублей учтены в доходах федерального бюджета.
Для
сохранения бюджетных резервов в
форме средств Фонда
Структура
иных источников финансирования дефицита
федерального бюджета представлена
в таблице 3.4:
Таблица 3.4 - Иные источники финансирования дефицита федерального бюджета в 2010-2012 годах
млрд. рублей
2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | |
Всего источников | 405,2 | 830,3 | 1 269,1 | 851,7 |
%% к ВВП | 1,05 | 2,3 | 2,7 | 1,6 |
увеличение | 1 075,4 | 1 611,8 | 1 893,6 | 1 744,7 |
уменьшение | -670,2 | - 781,5 | - 624,5 | - 893,0 |
Источники внутреннего финансирования дефицита | 604,3 | 394,2 | 722,2 | 232,6 |
привлечение | 1 021,7 | 962,0 | 1 097,2 | 930,6 |
в том числе государственные ценные бумаги | 739,5 | 844,1 | 957,5 | 755,4 |
погашение | -417,4 | -567,8 | -375,0 | -698,0 |
в том числе государственные ценные бумаги | -100,4 | -275,7 | -208,9 | -518,9 |
Источники внешнего финансирования дефицита | -199,1 | 436,1 | 546,9 | 619,1 |
привлечение | 53,7 | 649,7 | 796,5 | 814,1 |
в том числе государственные ценные бумаги | 0,0 | 613,6 | 764,7 | 784,0 |
погашение | -252,8 | -213,7 | -249,6 | -195,0 |
в том числе государственные ценные бумаги | -52,6 | -48,2 | -115,8 | -52,4 |
3.2 Бюджетная политика в области доходов
В условиях экономического кризиса произошло резкое снижение бюджетных доходов. Общий объем налоговых доходов федерального бюджета за первое полугодие 2009 года составил 1 801,1 млрд. рублей, т.е. снизился в номинальном выражении на 26,3% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
С
начала 2009 года наблюдается существенный
рост задолженности по налогам и
сборам в бюджетную систему. Наиболее
значительно увеличилась
При расчете объема доходов федерального
бюджета на 2010 год учитывались предполагаемые
к принятию в 2009 году изменения и дополнения
в законодательство Российской Федерации,
вступающие в действие с 1 января 2010 года.
В части налогового законодательства приняты следующие решения:
а)
индексация ставок акцизов: на табачные
изделия: индексация специфических ставок
на 44% к уровню 2009 года и увеличение адвалорной
ставки до 7%; на нефтепродукты - на 10% к уровню
2009 года;
на алкогольную продукцию - на 30% к уровню
2009 года или на 20% к ранее утвержденным
ставкам на 2010 год; на пиво - в 3 раза к уровню
2009 года или на 190% к ранее утвержденным
ставкам 2010 года;
б) увеличение ставки налога на добычу
полезных ископаемых на газ со 147 до 162
рублей за 1 тыс. куб. м;
б) увеличение размеров государственной пошлины на ряд юридически значимых действий (по делам, рассматриваемым в арбитражных судах (для юридических лиц); за совершение действий, связанных с приобретением гражданства или выходом из него, а также с въездом или выездом из страны; за совершение действий при осуществлении федерального пробирного надзора; за государственную регистрацию и за совершение прочих юридически значимых действий);
в) увеличение средних ставок транспортного налога, установленных статьей 361 Налогового кодекса Российской Федерации, в два раза, при этом сохранив действующий в настоящее время минимальный уровень налоговых ставок, разрешив органам власти субъектов Российской Федерации уменьшать данные ставки не в пять, а в десять раз.
По бюджетному законодательству предполагается реализация следующих решений:
а) увеличение норматива зачисления в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых на нефть и газовый конденсат с 95 до 100%;
б) зачисление в доход федерального бюджета доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
В таможенном законодательстве будут осуществляться следующие меры:
а) установление ставки вывозной таможенной пошлины на нефтепродукты в зависимости от ставки вывозной таможенной пошлины на нефть;
б) введение ставок вывозной таможенной пошлины на никель в зависимости от изменения мировых цен.
В банковском законодательстве запланировано внесение изменения в Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в части увеличения норматива зачисления в доход федерального бюджета от фактически полученной Банком России прибыли по итогам года, остающейся после уплаты налогов и сборов, с 50 до 75%.
Рисунок
3.1
Общая сумма доходов федерального бюджета в 2010-2012 годах прогнозируется на уровне 15,5-15,7% ВВП (рис.3.1). В номинальном выражении доходы ожидаются в 2010 году в размере 6636,2 млрд. рублей, 7346,9 млрд. рублей в 2011 году и 8097,4 млрд. рублей в 2012 году.
Рисунок
3.2
Снижение
доходов федерального бюджета в реальном
выражении в 2010 году составит порядка
8%, а в процентах ВВП они окажутся на 1,4
п.п. ниже. Влияние экономического кризиса
на доходы федерального бюджета будет
достаточно продолжительным, и даже к
2012 году доходы в реальном выражении прогнозируются
на 3% ниже уровня 2009 года (рис. 3.2).
Нефтегазовые доходы федерального бюджета
существенно сокращаются: в 2009 году –
6,6% ВВП против 10,5% ВВП в 2008 году. В 2010-2012
годах они сохраняются на уровне 6,8-7,0%
ВВП.
Рисунок
3.3
Причины, в результате которых поступления в 2010-2012 годах будут меньше доходов 2009 года, можно условно разделить на три группы: первая связана с реформой социальных платежей и заменой единого социального налога страховыми взносами, поступающими напрямую во внебюджетные фонды, вторая - с сужением налоговых баз по основным источников доходов в ВВП, а третья - с тем фактом, что в 2009 году в федеральный бюджет были мобилизованы временно свободные средства госкорпораций и другие разовые поступления.
Основной задачей бюджетной политики на 2010 год и период до 20102 года было, сохраняя макроэкономическую стабильность, сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, обеспечить максимально эффективное и прозрачное использование средств для достижения конечных, измеримых, общественно значимых результатов, которые, в свою очередь, привели к дальнейшему увеличению финансовых возможностей государства. Федеральный бюджет на 2010 год и период до 2012 года соответствует этому требованию, что обеспечило:
достойную жизнь для граждан, достижение которой проявляется в:
-
сокращении доли населения с
доходами ниже прожиточного
- повышении соотношения средней заработной платой в бюджетной сфере и прожиточным минимумом трудоспособного населения с 1,7 до 2,6;
-
повышении соотношения между
трудовой пенсией и
- увеличении объема вводимого жилья с 50,8 до 80,0 млн. кв. метров в год устойчивый рост для экономики, характеризующийся:
-
сохранением темпов
- снижением уровня инфляции до 5,0 – 6,0%;
-
увеличением инвестиций в
-
ростом прямых иностранных
2. уверенность в будущем для страны, выражающуюся в:
- увеличении средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 68,5 лет;
-
повышении коэффициента
- снижении смертности с 15,2 до 12,6–12,8 на тысячу человек;
-
поддержании высокого научного
потенциала и развитии
-
диверсификации промышленности
и повышении доли
-
обеспечении национальной