Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 14:55, курсовая работа
Целью работы является изучение бюджетной политики РФ.
Достижению поставленной цели способствовало решение следующих задач:
- раскрыть теоретические основы бюджетной политики;
- провести анализ бюджетной политики РФ за последние несколько лет и рассмотреть основные направления развития бюджетной политики;
- выявить основные проблемы бюджетной политики и пути ее совершенствования.
Введение 3
Глава 1. Параметры социально-экономического развития Российской Федерации в 2010-2012 годах 6
Глава 2. Цели бюджетной политики в 2010-2012 годах 15
2.1 Использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов стимулирования экономики в период выхода из кризиса. 15
2.2 Обеспечение средне- и долгосрочной макроэкономической и бюджетной устойчивости. 18
2.3 Повышение эффективности расходов бюджета 19
2.4 Повышение эффективности налоговой системы 20
2.5 Создание пенсионной системы, обеспечивающей достойный уровень жизни пенсионерам 21
2.6 Разработка и реализация совместно с Банком России мер по поддержанию стабильности банковской системы 22
Глава 3. Основные характеристики федерального бюджета 25
3.1 Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов 25
3.2 Бюджетная политика в области доходов 29
Заключение 34
Литература 36
Ключевую
роль в составлении и реализации
программ по повышению эффективности
бюджетных расходов должны играть непосредственно
ведомства, отвечающие за расходы по тому
или иному направлению.
2.4 Повышение эффективности налоговой системы
В период экономического кризиса соблюдение баланса между интересами государства и предпринимателей и выбор оптимальной политики налоговых ставок становится для правительства первоочередной задачей.
На сегодняшний день государственная политика в области расходов (на поддержку экономики уже потрачен огромный объем ресурсов) привела к ситуации, когда в условиях кризиса среднесрочные задачи налоговой политики в определенном смысле идут вразрез с долгосрочными задачами. Целями налоговой политики в долгосрочном периоде в России последние годы было прямое или косвенное снижение налоговой нагрузки. Требования о снижении налоговой нагрузки на бизнес постоянно высказываются представителями предпринимательского сообщества. Однако в кризис правительство столкнулось с острой проблемой бюджетного дефицита и вынуждено искать источники его финансирования, в том числе рассматривая варианты повышения налогов.
Во
избежание такого расхождения между
долгосрочными целями и среднесрочной
политикой нужна коррекция
2.5 Создание пенсионной системы, обеспечивающей достойный уровень жизни пенсионерам
В
2010 году начнется новый этап реформирования
пенсионной системы. Он ставит задачу
радикально повысить уровень пенсионного
обеспечения и ликвидировать бедность
среди пенсионеров.
Одним из источников дополнительного
финансирования пенсий станет повышение
страховых взносов в Пенсионный фонд Российской
Федерации, ставка которых будет с 2011 года
повышена до 26%. Важной мерой станет введение
механизма валоризации – переоценки денежной
стоимости пенсионных прав, которые были
приобретены гражданами до начала пенсионной
реформы в 2002 году. С 1 января 2010 года их
расчетный пенсионный капитал будет проиндексирован
на 10% плюс по 1% за каждый год «советского»
трудового стажа до 1991 года.
С
1 января 2010 года размер пенсии с учетом
других мер социальной поддержки
пенсионеров не может быть меньше
прожиточного минимума пенсионера, установленного
в субъекте Российской Федерации. Это
подразумевает, что тем пенсионерам, у
кого размер начисленной пенсии окажется
ниже прожиточного уровня, будет выделяться
социальная доплата из федерального и
при необходимости - регионального бюджета.
Проведенные реформы позволят существенно
повысить размер пенсий в России. Средний
размер трудовых пенсий превысит в 2010
году 7750 рублей в месяц, увеличившись по
сравнению с 2009 годом на 46%. Соотношение
трудовой пенсии к средней заработной
плате достигнет 38% (по сравнению с 24,8%
в 2008 году).
Повышение
пенсий будет в значительной степени обеспечено
за счет трансфертов из федерального бюджета.
Кроме того, будет увеличено финансовое
обеспечение государственных пенсий,
ежемесячные денежные выплаты и предоставление
материнского капитала. В результате трансферты
в Пенсионный фонд Российской Федерации
за счет общих доходов федерального бюджета
возрастут с 2,3% ВВП в 2008 году до 6,0% ВВП
в 2010 году и 4,7% ВВП в 2011-2012 годах.
2.6 Разработка и реализация совместно с Банком России мер по поддержанию стабильности банковской системы
Мировой финансовый кризис осенью прошлого года поставил в сложное положение функционирование банковского сектора Российской Федерации.
Возникший
дефицит ликвидности в
В
ближайшее время
В
этой связи в бюджете
В 2010-2012 годах одним из направлений деятельности Правительства Российской Федерации совместно с Банком России по-прежнему останется поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Одновременно Банк России будет уделять повышенное внимание вопросам развития банковского сектора.
Также продолжится работа по следующим направлениям:
1.Обеспечение
открытости деятельности
2.Упрощение и удешевление процедур реорганизации, включая присоединение кредитных организаций, создание дополнительных условий для информирования широкого круга лиц о реорганизационных процедурах.
3.Оптимизация условий для развития сети банковского обслуживания населения, субъектов среднего и малого предпринимательства.
4.Обеспечение
противодействия допуску к
5.Рационализация
механизмов контроля за
6.Развитие
риск-ориентированного надзора.
7.Совершенствование регулирования деятельности кредитных организаций по предоставлению населению потребительских (включая ипотечные) кредитов и других розничных продуктов.
8.Совершенствование
методического и нормативно-
9.Совершенствование процедур ликвидации кредитных организаций, у которых отозвана лицензия на осуществление деятельности.
Эти меры позволят снизить риски в банковской системе и укрепить ее.
Основные
характеристики федерального бюджета
на 2010 год и на плановый период 2011
и 2012 год сформированы на основе прогноза
социально-экономического развития Российской
Федерации на 2010-2012 годы и реализуют основные
положения Бюджетного послания Президента
Российской Федерации о бюджетной политике
в 2010-2012 годах
(таблица 3.1):
Таблица 3.1
- Основные характеристики федерального
бюджета на 2010 год и плановый период 2011
и 2012 годов
Показатель | Отчет | Оценка | Прогноз | |||||
2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | |
Доходы, млрд. руб. | 5 127,2 | 6 278,8 | 7 781,1 | 9 275,9 | 6 561,3 | 6 636,2 | 7 346,9 | 8 097,4 |
%% к ВВП | 23,7 | 23,3 | 23,5 | 22,2 | 17,0 | 15,7 | 15,7 | 15,5 |
Расходы, млрд. руб. | 3 514,3 | 4 284,8 | 5 986,6 | 7 570,9 | 9 980,1 | 9 822,8 | 9 358,6 | 9 661,2 |
%% к ВВП | 16,3 | 15,9 | 18,1 | 18,2 | 25,9 | 23,2 | 20,0 | 18,5 |
в том числе условно утверждаемые | 234,0 | 483,1 | ||||||
%% к общему объему расходов | 2,5 | 5,0 | ||||||
Дефицит/профицит, млрд. руб. | 1 612,9 | 1 994,1 | 1 794,6 | 1 705,1 | -3 418,8 | -3 186,6 | -2 011,7 | -1 563,8 |
%% к ВВП | 7,5 | 7,4 | 5,4 | 4,1 | -8,9 | -7,5 | -4,3 | -3,0 |
В 2010-2012 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 17,1% к ВВП в 2009 году до 15,7% в 2010 и 2011 годах, с дальнейшим снижением в 2012 году до 15,5% к ВВП. В номинальном выражении в 2010-2012 годах планируется рост доходов в среднем на 7% в год.
Учитывая значительное снижение доходов федерального бюджета по сравнению с объемами доходов в 2008 году и необходимость поддержания финансовой стабильности, планируется снижение объема расходов федерального бюджета с 25,9 % к ВВП в 2009 году до 18,5% к ВВП в 2012 году. При этом прогнозируемый объем расходов должен обеспечить исполнение принятых социальных и иных первоочередных расходных обязательств Российской Федерации.
Таким образом, в 2010-2012 годах сохраняется тенденция превышения расходов федерального бюджета над доходами, т.е. планируется дефицит федерального бюджета с последовательным его снижением с 8,9 % к ВВП в 2009 году до 3,0% к ВВП в 2012 году.
Основными
источниками финансирования дефицита
федерального бюджета в 2010 году являются
средств Резервного фонда и Фонда
национального благосостояния, в 2011-2012
годах – иные источники финансирования
дефицита федерального бюджета (таблица
3.2):
Таблица 3.2 - Источники покрытия дефицита федерального бюджета
млрд. рублей
Наименование |
2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год |
Источники покрытия дефицита федерального бюджета, всего | 3 418,8 | 3 186,6 | 2 011,7 | 1 563,8 |
в %% к ВВП | 8,9 | 7,5 | 4,3 | 3,0 |
в том числе: | ||||
за счет средствРезервного фонда | 3028,3 | 1 674,6 | 5,6 | - |
в %% к ВВП | 7,9 | 4,0 | ||
за счет Фонда национального благосостояния | - | 681,7 | 737,0 | 712,1 |
в %% к ВВП | - | 1,6 | 1,6 | 1,4 |
иные источники финансирования дефицита федерального бюджета | 405,2 | 830,3 | 1 269,1 | 851,7 |
в %% к ВВП | 1,05 | 2,0 | 2,7 | 1,6 |