Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 14:55, курсовая работа
Целью работы является изучение бюджетной политики РФ.
Достижению поставленной цели способствовало решение следующих задач:
- раскрыть теоретические основы бюджетной политики;
- провести анализ бюджетной политики РФ за последние несколько лет и рассмотреть основные направления развития бюджетной политики;
- выявить основные проблемы бюджетной политики и пути ее совершенствования.
Введение 3
Глава 1. Параметры социально-экономического развития Российской Федерации в 2010-2012 годах 6
Глава 2. Цели бюджетной политики в 2010-2012 годах 15
2.1 Использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов стимулирования экономики в период выхода из кризиса. 15
2.2 Обеспечение средне- и долгосрочной макроэкономической и бюджетной устойчивости. 18
2.3 Повышение эффективности расходов бюджета 19
2.4 Повышение эффективности налоговой системы 20
2.5 Создание пенсионной системы, обеспечивающей достойный уровень жизни пенсионерам 21
2.6 Разработка и реализация совместно с Банком России мер по поддержанию стабильности банковской системы 22
Глава 3. Основные характеристики федерального бюджета 25
3.1 Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов 25
3.2 Бюджетная политика в области доходов 29
Заключение 34
Литература 36
Содержание
В
прошлом, в течение длительного
времени, экономисты понимали лишь тот
факт, что государство через
Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. С давних времён бюджет волнует и будоражит умы профессиональных политиков, экономистов и многих других великих мира сего. На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии.
Объектом
данной курсовой работы является бюджетная
политика в РФ.
Бюджетная политика — это многосторонний
процесс, включающий действия органов
власти всех уровней не только в бюджетной
сфере, но в налоговой, ценовой, кредитной
и в целом в финансовой.1
Актуальность выбранной для исследования темы заключается в первостепенной важности бюджетной политики для функционирования национальной экономики, в ее формировании и исполнении.
Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики посредством инвестирования, дотаций и т.д.). Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды.
Как
правило, раз в год, во время утверждения
проекта бюджета
Как уже упоминалось выше, множество экономистов не оставались равнодушными к проблеме формирования бюджеты, к источникам его формирования, статьям его расхода. Так же не оставался без внимания и вопрос об оптимальном количестве независимых друг от друга бюджетов в стране. Этим проблемам посвящено множество экономических работ. В настоящее время существует множество теорий, затрагивающих различные аспекты бюджетной сферы, начиная от способов его формирования и заканчивая рекомендациями по преимущественному финансированию тех или иных отраслей.
Так же достаток бюджетных средств позволяет государству принимать активное участие в жизни страны. Наличие бюджетных средств позволяет государству осуществлять государственное регулирование экономики не только в приказной форме. Достаточное количество бюджетных средств позволяет государству задействовать непосредственно экономические рычаги государственного регулирования.
Таким образом, бюджет, его формирование и статьи расходов является важным разделом в экономической науки, требующим большого внимания со стороны не только занимающих высокие посты экономистов и политиков, но и рядовых граждан.
Целью
работы является изучение бюджетной
политики РФ.
Достижению поставленной цели способствовало
решение следующих задач:
- раскрыть теоретические основы бюджетной политики;
-
провести анализ бюджетной
-
выявить основные проблемы
Мировой экономический кризис, сопровождавшийся сильным падением мировых цен на энергоносители, серьезно ударил по российской экономике и выявил целый комплекс нерешенных проблем, острота которых в прежние годы сглаживалась благоприятной экономической конъюнктурой. Это делает бюджетную систему России крайне уязвимой с точки зрения фискальных рисков и вынуждает проводить более жесткую бюджетную политику с тем, чтобы избежать ситуации, когда правительство будет испытывать сложности по исполнению своих обязательств. В этой связи принято решение основывать бюджетное планирование на умеренно оптимистических оценках перспектив экономики.
В
настоящее время прогноз
На фоне ухудшения ситуации приходится пересматривать параметры бюджетной системы. Но если в части доходов происходит объективное их сокращение на более чем 40% по сравнению с изначально запланированными, то по расходам ситуация иная. В условиях кризиса обязательства не просто сложно сокращать – их приходится увеличивать, чтобы поддержать ослабленную экономику и незащищенные категории граждан.
Таблица 1.1. Сравнение основных параметров прогноза социально-экономического развития, используемых для расчета доходов федерального бюджета
2010 | 2011 | ||||||||
ФЗ
о бюджете № 204-ФЗ |
Оценка | Изменение % | ФЗ о бюджете № 204-ФЗ | Прогноз | Изменение % | ФЗ о бюджете № 204-ФЗ | Прогноз | Изменение % | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ВВП, млрд. руб. | 51 475 | 38 461 | -25% | 59 146 | 42 372 | -28% | 67 610 | 46 783 | -31% |
Накопленный
рост ВВП в % к 2008 году |
106,7% | 91,5% | -14% | 113,7% | 92,4% | -19% | 120,8% | 94,8% | -22% |
Накопленный
ИПЦ в % к декабрю 2008 г. |
108,5 | 112,0 | 3% | 116,0 | 123,0 | 6% | 124,0 | 133,0 | 7,3% |
Курс
доллара среднегодовой |
24,7 | 32,6 | 32% | 26,0 | 34,5 | 33% | 27,3 | 37,0 | 36% |
Цены | |||||||||
Цены
на нефть Urals (мировые), долл. / баррель |
95 | 54 | -43% | 90 | 55 | -39% | 88 | 56 | -36% |
Цены
на газ, долл. / тыс. куб. м |
421 | 229 | -46% | 363 | 219 | -40% | 358 | 215 | -40% |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Экспорт углеводородов | |||||||||
Нефть
сырая, млн.т |
255,0 | 245,5 | -4% | 261,0 | 243,0 | -7% | 262,0 | 241,0 | -8% |
Газ
природный, млрд.м3 |
213,5 | 160,8 | -25% | 222,7 | 170,0 | -24% | 227,0 | 181,5 | -20% |
Нефтепродукты, млн.т | 115,4 | 117,3 | 2% | 117,6 | 115,4 | -2% | 117,8 | 113,6 | -4% |
Добыча углеводородов | |||||||||
Нефть, млн.т | 503 | 488 | -3% | 514 | 485 | -6% | 518 | 483 | -7% |
Газ природный млрд.м3 | 700 | 580 | -17% | 715 | 596 | -17% | 725 | 610 | -16% |
Внешняя торговля | |||||||||
Экспорт, ,млрд. $ | 507 | 274 | -46% | 502 | 276 | -45% | 509 | 282 | -45% |
Импорт, ,млрд. $ | 370 | 190 | -49% | 434 | 195 | -55% | 490 | 205 | -58% |
Другие
показатели в млрд. руб. |
|||||||||
ФЗП | 12888 | 10746 | -17% | 15200 | 11722 | -23% | 17708 | 12977 | -27% |
Прибыль
предприятий для целей налогообложения |
12105 | 4850 | -60% | 13550 | 8510 | -37% | 15155 | 8580 | -43% |
Амортизация
для целей налогообложения |
1630 | 1854 | 14% | 1815 | 2022 | 11% | 2021 | 2251 | 11% |
В
сложившихся условиях Федеральным
законом от 28 апреля 2009 года № 76-ФЗ было
отменено действие закона о бюджете
на плановый период 2010-2011 годов, а параметры
бюджета на 2009 существенно скорректированы.
В результате в номинальном выражении
объем доходов федерального бюджета в
2009 году был сокращен по сравнению с изначально
запланированным на 38,6%, а расходы федерального
бюджета - выросли на 7,4% или с 9,03 трлн. рублей
до 9,69 трлн. рублей.
Исходя из текущей оценки 2009 года, доходы
бюджета будут еще меньше на 2,3%, а расходы
вырастут дополнительно на 3,0% - до 9,98 трлн.
рублей.
Несмотря на значительное ухудшение макроэкономической ситуации в целом и, как следствие, резкое сокращение доходов бюджетной системы объем расходов в следующем году по сравнению с 2009 годом практически не меняется, а по сравнению с изначально запланированным в Федеральный закон от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ на 2010 год уменьшается всего на 500 млрд.рублей. В соответствии с обновленными бюджетными проектировками расходы в 2010 году предусмотрены в объеме 9,823 трлн. рублей, в 2011 году – 9,359 трлн. рублей против 9,980 трлн. рублей в 2009 году. При этом существенно меняется структура расходов бюджета. Растет объем трансфертов из федерального бюджета Пенсионному фонду, а также процентные платежи по государственному долгу.
Резкое сокращение запланированных доходов бюджета в ближайшие годы во многом объясняется падением мировых цен на энергоносители. В 2010-2011 годы мировые цены на нефть и газ будут на 36-40% (или на 35-40 долларов США) ниже, чем ожидалось ранее.
Новый
прогноз значительно отличается
от прежнего по темпам роста ВВП: если
в середине прошлого года ожидалось,
что ВВП в 2011 году по сравнению с
2008 годом вырастет более чем на 20%, то согласно
текущим оценкам в 2011 году физические
объемы ВВП окажутся ниже уровня 2008 года
на 5,2%, а номинальный объем ВВП будет на
28-31% ниже первоначальных показателей
бюджетных проектировок на 2009-2011 годы.
Согласно текущему прогнозу, после глубокого
падения ВВП в 2009 году, будет наблюдаться
постепенный выход из рецессии.
Существенно ухудшен прогноз показателей
внешней торговли: в 2010 году по сравнению
с 2009 годом экспорт в долларовом выражении
снизится на 45% , импорт – на 55-58%.
По
новым оценкам прибыль
Сокращение
доходов ожидается не только из-за
ухудшения макроэкономических условий
развития экономики, но и в результате
реализации мер налогового стимулирования,
принятых в целях преодоления последствий
кризиса. Так, на 4 п.п. была снижена ставка
налога на прибыль (за счет поступлений
в федеральный бюджет), еще 0,5 п.п. федеральной
ставки было передано в региональные бюджеты.
В результате ставка налога на прибыль,
поступающего в федеральный бюджет снизилась
с 6,5% до 2%. Эта мера стоит федеральному
бюджету около 1% ВВП в условиях 2009 года.
Наряду с антикризисными мерами проведение
бюджетной политики должно ориентироваться
на складывающуюся в экономике ситуацию.
Развитие
экономики в 2010-2012 годах будет
определяться тремя основными факторами.
Первый связан с выходом мировой
экономики из кризиса и динамикой
цен на главные сырьевые ресурсы. Второй
определяется развитием частных инвестиций.
Третий связан с эффективностью мер государственной
антикризисной политики.
Согласно текущему прогнозу социально-экономического
развития в период 2010-2012 годов на фоне
стабилизации мировой экономики и благодаря
реализуемым правительством антикризисным
мерам в России восстановится положительная
динамика экономического роста. В 2010 году
прирост ВВП составит 1,0%, после чего он
будет постепенно повышаться: до 2,6% - в
2011 году и 3,8% - в 2012 году.
Прогноз
добычи нефти учитывает то, что
с течением времени уровень добычи
на выработанных месторождениях будет
снижаться, а возможности добычи
на новых месторождениях будут ограничены.
В целом, к 2011-2012 годам добыча стабилизируется
на уровне 483 млн. т. в год.
Экспорт нефти будет постепенно снижаться,
при этом внутреннее потребление нефти
с ростом российской экономики будет наращиваться.
Объем добычи газа, после резкого падения
из-за низкого внутреннего и внешнего
спроса в 2009 году, в последующие годы начнет
восстанавливаться.
Прирост инвестиций в основной капитал в 2010 году составит порядка 0,5% и будет происходить главным образом за счет капитальных вложений в естественные монополии, а также в отрасли с высокой долей государственного финансирования – транспорт, образование, здравоохранение, ЖКХ и жилищное строительство. В 2011-2012 годах предполагается оживление инвестиционной активности во всех сегментах экономики благодаря стабилизации банковской системы и росту кредитования. Прирост инвестиций в 2011-2012 годах составит 6% и 9% соответственно.
Доходы
населения в реальном выражении
в 2010 году снизятся на 0,7% по сравнению
с уровнем 2009 года. В последующие
годы реальные доходы будут умеренно
расти с темпом 2-3% в год. Средняя
номинальная заработная плата согласно
прогнозу будет увеличиваться на 10-11% в
год.
Целевые параметры инфляции на 2010 год
определены на уровне 10%, на 2011 год – 7-8%,
на 2012 год - 5-7%.
Расчеты
бюджетных проектировок на 2010-2012 годы
основываются на прогнозе среднегодовой
цены на нефть сорта «Urals» в 2010 году на
уровне 55 долларов США за баррель, в 2011
году – 56 долларов США за баррель, в 2012
году - 57 долларов США за баррель (рис. 1.1).