Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 17:58, курсовая работа
Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.
Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года.
Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении теоретических особенностей бюджетной политики и дальнейшей её перспективы.
Введение………………………………………………………………...3
Основные цели и задачи бюджетной политики на 2009-2011 гг. и дальнейшую перспективу……………………………………………...……..4
Основные направления налоговой политики. Анализ доходов федерального бюджета на 2009-2011гг…………………………………….10
Основные приоритеты бюджетных расходов. Анализ расходов федерального бюджета за 2009-2011гг……………………………………..14
Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений……………………………………………………………………20
Заключение…………………………………………………………….25
Список используемой литературы …………………………………...27
Согласно Бюджетному кодексу РФ Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике на очередной год является неотъемлемым элементом процедуры подготовки федерального бюджета. Бюджетное послание задает стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, согласованные с общими целями и задачами экономической политики государства, которые являются определяющими в среднесрочном бюджетном планировании и при составлении проекта федерального бюджета на очередной год.
Участниками бюджетного процесса являются: Президент РФ; органы законодательной (представительной) власти; органы исполнительной власти; органы денежно-кредитного регулирования; органы государственного и муниципального финансового контроля; государственные внебюджетные фонды; главные распорядители и распорядители бюджетных средств.
В свою очередь, составление бюджета основывается на: Бюджетном послании Президента РФ; прогнозе социально-экономического развития на очередной финансовый год; основных направлениях бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год; прогнозе сводного финансового баланса на очередной финансовый год; плане развития государственного или муниципального сектора экономики на очередной финансовый год.
Для
обеспечения необходимой
В
настоящее время в новую фазу
вступила реформа межбюджетных отношений
на базе создания сбалансированной системы
прав и ответственности органов государственной
власти РФ, её субъектов и органов местного
самоуправления.
Среди мер по преодолению бюджетного кризиса
особое место занимает упорядочение межбюджетных
отношений.
Острой и трудноразрешимой проблемой
остается оптимизация многоуровневой
бюджетной системы, которая объединяет
федеральный бюджет, бюджеты 89 субъектов
Федерации и местные бюджеты (городские,
сельские, районные и т.п.).
На практике отношения между федеральным
бюджетом и бюджетами субъектов Федерации,
а также между последними и местными (городскими,
районными) бюджетами расплывчаты и неустойчивы.
Противоречия возникают постоянно, никто
толком не знает, какой уровень власти
отвечает за расходование налогов на те
или иные цели. Бюджетная система слишком
сложна и запутанна.
До 1994 г. нормативы отчислений по основным
налогам, оставляемым территориям, назначались
"в индивидуальном порядке". Предпосылки
для перехода от индивидуального согласования
объемов финансовой помощи субъектам
Федерации к единым правилам распределения
ее на формализованной основе были созданы
в 1994 г., когда был организован Фонд финансовой
поддержки регионов (ФФПР) и стали использоваться
трансферты. Тем самым была заложена ныне
действующая в России система межбюджетных
отношений.
Однако, в настоящее время, субъективный
характер бюджетной политики преодолеть
так и не удалось. Среди причин называют
не устраненную возможность нецелевого
использования трансфертов; обилие федеральных
программ типа северного завоза и необеспеченных
расходов в бюджетах регионов, покрываемых
центром; использование в качестве точки
отсчета бюджетных расходов дореформенного
1991 г. с последующим доведением их до года,
принимаемого за базовый по доходам.
Система межбюджетных отношений имеет
и другие недостатки. В частности, трансферты
из ФФПР определяются с учетом текущих
расходов и почти не влияют на территориальное
перераспределение государственных инвестиций.
Расходные полномочия для каждого уровня
бюджетной системы не в полной мере обоснованы
и закреплены. Отсутствует комплексный
подход к выравниванию социально-экономического
развития регионов с учетом целевых федеральных
программ. Недостаточна нормативная база
для обоснования потребностей в бюджетных
расходах. Все это не способствует сокращению
дотационности бюджетов субъектов, снижению
встречных финансовых потоков.
Взаимодействие между центром и регионами
в сфере межбюджетных отношений с каждым
годом становится все более жестким. В
последние годы снижается удельный вес
налогов, переданных в федеральный бюджет.
Одновременно сокращались поступления
из федерального бюджета в территориальные
бюджеты по всем направлениям межбюджетных
расчетов (возмещение передачи социальной
сферы и жилья, северный завоз, реализация
региональных программ и др.).
Из-за спада производства резко сократились
база налогообложения и доходы бюджетов
всех уровней. Расходы бюджетной системы
(социальные гарантии, правоохранительная
деятельность, управление и т.п.) становятся
непосильными для слабеющей экономики.
Но политические, социальные и иные соображения
не позволяют прекратить финансирование
государственных расходов, не покрываемых
доходами. Региональные власти используют
любые возможности для получения финансовой
поддержки из федеральной казны.
Таким
образом, формирование системы межбюджетных
отношений является на сегодняшний
день необходимым и крайне современным
шагом.
Заключение
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Бюджетная политика – это система форм и методов мобилизации финансовых ресурсов бюджета деятельность органов власти различных уровней по составлению, рассмотрению и исполнению бюджетов деятельность органов власти в области организации и использования бюджета, состоящая в разработке концепции его развитии, принципов и форм его организации.
Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале предшествующего года.
На протяжении всего периода реформ цели, которые ставились перед бюджетной политикой в Российской Федерации значительно были достигнуты: сформирована и функционирует трехуровневая бюджетная система, приняты Бюджетный и Налоговый кодексы, развивается казначейская система, улучшилась собираемость налогов, снизились темпы инфляции. Сокращение национальных затрат государства привело к позитивным сдвигам в структуре бюджетных расходов. Россия вплотную приблизилась к бездефицитному федеральному бюджету, отказалась от его эмиссионного финансирования. Одновременно удалось смягчить остроту проблемы государственного долга.
В нынешнем году, как и в предыдущем, были определены основные задачи бюджетной политики, которые рассчитаны также и на среднесрочную перспективу в числе которых является:
При планировании бюджетной политики государство должно исходить из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности. Предсказуемость бюджетной политики – ключевой фактор общей макроэкономической устойчивости. Федеральный бюджет должен стать надежным финансовым фундаментом сильного демократического государства.
Библиография