Бюджетная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.

Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года.

Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении теоретических особенностей бюджетной политики и дальнейшей её перспективы.

Содержание

Введение………………………………………………………………...3
Основные цели и задачи бюджетной политики на 2009-2011 гг. и дальнейшую перспективу……………………………………………...……..4
Основные направления налоговой политики. Анализ доходов федерального бюджета на 2009-2011гг…………………………………….10
Основные приоритеты бюджетных расходов. Анализ расходов федерального бюджета за 2009-2011гг……………………………………..14
Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений……………………………………………………………………20


Заключение…………………………………………………………….25

Список используемой литературы …………………………………...27

Работа содержит 1 файл

Курсовая финансы.doc

— 132.00 Кб (Скачать)

     Одним из компонентов реформирования отраслей бюджетной сферы является реформирование оплаты труда, которая рассматривается в современных условиях инновационного социально-экономического развития Российской Федерации как эффективный инструмент обеспечения выполнения государственных обязательств по повышению качества оказываемых бесплатных социальных услуг.

     В 2008 году необходимо было реализовать принятое Правительством Российской Федерации в конце 2007 года решение о переходе федеральных бюджетных учреждений на новые системы оплаты труда с соответствующим финансовым обеспечением этого решения за счёт средств федерального бюджета. Объём средств на увеличение фондов оплаты труда должен был быть достаточным, в том числе для обеспечения соответствующего уровня дифференциации в оплате труда при вступлении в силу с 1января 2009г. решения об увеличении минимального размера оплаты труда до 4330 рублей.

     Сейчас, в 2009 году средний размер социальной пенсии должен достигнуть величины прожиточного минимума пенсионера, а средний размер трудовой пенсии по старости – превысить прожиточный минимум пенсионера более чем в 1,3 раза.

     Следует предусмотреть бюджетные ассигнования на регулярную индексацию пособий гражданам, имеющим детей, на увеличение компенсационных  выплат по уходу за инвалидами I группы, детьми-инвалидами, престарелыми гражданами.

     С учётом позитивно складывающейся динамики рождаемости следует ожидать  увеличения потребности в средствах  материнского капитала.

     В 2009 году необходимо завершить обеспечение  очередников из числа ветеранов  и инвалидов специальным автомобильным транспортом или же предоставить им возможность получения адекватной денежной компенсации. В отношении инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов боевых действий, участников Великой Отечественной войны из числа лиц, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, инвалидов из числа бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, эти меры должны были быть реализованы уже в 2008 году.

     К 1 мая 2010г. государство обязано решить проблему обеспечения жильём ветеранов  Великой Отечественной войны, принятых на учёт для улучшения жилищных условий  до 1 марта 2005г.

     Правительство Российской Федерации рассматривает ассигнования для решения задачи обеспечения военнослужащих и ветеранов Вооружённых Сил постоянным жильём к 2010 году, а к концу 2012 года должен быть полностью сформирован фонд служебного жилья для военнослужащих.

     Увеличение  расходов на реализацию действующих и принятие новых федеральных целевых программ предлагается сосредоточить на следующих приоритетных направлениях.

     Прежде  всего, это развитие транспортной инфраструктуры. В 2009 году увеличивают расходы на реализацию федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 годы)», а с 2010 года предусмотреть ассигнования на новую крупномасштабную федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы Российской Федерации в 2010–2015 годах».

     Кроме того, начиная с 2010 года планируется увеличить расходы на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения, имея в виду переход с 2011 года на полное финансирование исходя из установленных нормативов.

     С 2009 года в рамках этого направления началась реализация федеральной целевой программы «Модернизация Единой системы организации воздушного движения в Российской Федерации (2009–2015 годы)», а также должны быть  увеличены ассигнования на реализацию федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система».

     Второе  направление –  поддержка современных технологий и инноваций. В его рамках реализованы федеральные целевые программы «Развитие гражданской морской техники» на 2009–2016 годы и «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 годы, а также увеличены ассигнования на реализацию Федеральной космической программы.

     Важнейшими  приоритетами стало формирование здорового образа жизни и расширение возможностей духовного развития. Предлагаю предусмотреть необходимые средства для проведения мероприятий по пропаганде здорового образа жизни. Кроме того, необходимо принять новую подпрограмму «Развитие футбола в Российской Федерации на 2008–2015 годы» и увеличить ассигнования на федеральную целевую программу «Культура России (2006–2010 годы)».

     В рамках защиты населения от чрезвычайных ситуаций необходимо реализовать федеральные  целевые программы «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и  систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009–2013 годы», «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года» и «Национальная система химической и биологической безопасности Российской  Федерации (2009–2013 годы)».

     На  развитие ресурсного потенциала будет  направлена федеральная целевая программа «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009–2013 годах».

     В сфере обеспечения обороноспособности страны с 2009 года должна начаться реализация федеральной целевой программы  «Совершенствование системы комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими, переведёнными на военную службу по контракту, и осуществление перехода к комплектованию должностей сержантов (старшин) Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, а также плавсостава Военно-Морского Флота военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, в 2009–2015 годах», а также увеличены расходы на федеральную целевую программу «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации».

     В целях решения особо значимых региональных проблем предлагалось увеличить расходы на реализацию федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008–2011 годы» и Федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2010 года.

     Существенный  вклад в развитие регионов также  внесут мероприятия по подготовке проведения XXII Олимпийских зимних игр 2014 года в  г. Сочи и форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в г. Владивостоке.

     По  моему мнению, должны быть предусмотрены средства на создание сети федеральных университетов и их развитие.

     Так же я считаю, что следует предусмотреть бюджетные ассигнования, необходимые для поддержки и стимулирования реализации проектов использования возобновляемых источников энергии и экологически чистых производственных технологий.

     Отработанные  в рамках реализации приоритетных национальных проектов механизмы решения острых проблем находят отражение в повседневной деятельности федеральных и региональных органов власти и быть обеспечены необходимым финансированием. С их учётом должны реализовываются и новые перспективные направления.

     В новом трехлетнем бюджете Правительством Российской Федерации прогнозируется снижение зависимости доходной части федерального бюджета от уплаты ряда налогов и сборов на нефть, газ и нефтепродукты. Так, доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета выросла с 52,6% в 2008 году до 63,9%, как планируется в 2011 году, а по отношению к ВВП - с 11,2% до 12,1%. В то же время, снижение доли  нефтегазовых доходов планируется до 36,1% в суммарных доходах и до 6,9% ВВП.

     Однако, как показывает практика исполнения бюджета в текущем году,  такие темпы роста нефтегазовых доходов может оказаться трудновыполнимым. Так, при принятии федерального бюджета на 2008 год утвержденная доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов составляла 35,9 %, а в настоящее время этот показатель на конец года прогнозируется на уровне 50 %.

     Объем расходов в законопроекте предусмотрено увеличить в 2011 году по сравнению с 2008 годом на 4,3 трлн. рублей, или на 61,2% в 2011 году.

     Законопроектом  предусматривается увеличение непроцентных расходов в 2009 году по сравнению с  предыдущим годом на 1,96 трлн. рублей, в 2010 году - на 1 259,7 млрд. рублей, в 2011 году - на 923,2 млрд. рублей.

     В Бюджетном послании четко обозначены и основные приоритеты бюджетных  расходов, главным из которых остается социальная направленность, создание механизмов повышения качества государственных  услуг. В частности, подчеркивается, что «приоритетными направлениями бюджетных расходов должны быть сферы здравоохранения, образования, научных исследований и опытно-конструкторских разработок...».

     Реализация  этого приоритета требует переориентации и повышения эффективности использования ресурсов не только федерального бюджета, но и бюджетной системы в целом. Однако структура нового трехлетнего бюджета на 2009-2011 годы  в основном остается инерционной.  
 
 

     
  1. Бюджетная политика в сфере  межбюджетных отношений.

     Бюджетная политика государства это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций.

     Бюджетная политика предполагает определение  целей и задач в области  государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В этом состоит социально-экономическая сущность бюджетной политики государства.

     В соответствии с намеченными целями, формируются задачи, которые определяют стратегические направления и ориентиры бюджетной политики. Как правило, это:

  • концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных вопросов;
  • снижение налоговой нагрузки на экономику;
  • упорядочивание государственных обязательств;
  • создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.1

     Бюджетная политика является ядром экономической  политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения  с общественными институтами  и гражданами.

     От  качества федерального бюджета, заложенных в него параметров зависят и уровень  социальной защиты граждан, и инвестиционные возможности государства, и степень влияния России на международной арене, и даже предпринимательская активность граждан.

     Основными инструментами проведения государственной  бюджетной политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы.

     Эффективность функционирования бюджетной политики в существенной степени зависит  от бюджетного потенциала, характеризующего потенциальную возможность аккумулирования финансовых ресурсов в бюджет (возможный бюджетный потенциал). Наряду с этим следует выделять реальный бюджетный потенциал, который фактически способно организовать государство (фактический объем денежных ресурсов, аккумулируемых в руках государства).

     Бюджетная политика государства как часть  фискальной политики ориентируется  в основном на достижение уравновешенного  бюджета, сбалансированного по государственным  доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода.

     На  протяжении всего периода реформ цели, которые ставились перед бюджетной политикой значительно были достигнуты: сформирована и функционирует трехуровневая бюджетная система, приняты Бюджетный и Налоговый кодексы, развивается казначейская система, улучшилась собираемость налогов.

     Но  для дальнейшего совершенствования  бюджетной политики необходимо осуществить  реконструкцию основных ее принципов:

  • реалистичности, т.е. исключения ошибок в прогнозировании социально-экономического развития;
  • ответственности государства за безусловное выполнение взятых на себя обязательств;
  • жесткости бюджетов, превращения их в действенный инструмент финансового оздоровления экономики;
  • увеличения доходов, причем не за счет роста налогового бремени, а за счет легализации частнопредпринимательской инициативы;
  • усиления результативности бюджетной политики в достижении определенных параметров в экономике.2

Информация о работе Бюджетная политика государства