Бюджетная классификация Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - рассмотреть бюджетную классификацию и особенности бюджетного процесса в Российской Федерации.
В соответствии с целью работы были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть экономическое содержание и функции бюджета, бюджетный процесс, его содержание, задачи и принципы организации, основные направления развития бюджетных отношений в РФ в современных условиях;
- рассмотреть особенности бюджетной классификации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….
1. Теоретические и правовые основы бюджетного процесса в Российской Федерации…………………………………………………………………………..
1.1 Экономическое содержание и функции бюджета государства, классификация бюджета………………………………………………………...
1.2 Бюджетный процесс, его содержание, задачи и принципы организации и его нормативно-правовое регулирование………………………………………...
1.3 Основные направления развития бюджетных отношений в РФ в современных условиях……………………………………………………………..
2. Бюджетная классификация……………………………………………………..
2.1 Классификация доходов бюджета…………………………………………….
2.2 Расходы бюджета и их классификация………………………………………
Заключение…………………………………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

финансы.docx

— 52.35 Кб (Скачать)

  Фактически речь идет о резервном бюджетном фонде стабилизационного характера, нормальное функционирование которого повысит устойчивость бюджетной системы в целом, так как зависимость доходной части бюджета от ситуации на мировых рынках не должна кардинально влиять на уровень расходов бюджета.

  Резервный бюджетный фонд может выполнять две цели:

1. сбережение для будущих  поколений. Оно связано с долгосрочной  задачей создания механизма перераспределения  существующих ресурсов между  текущим моментом и будущим;

2. стабилизация. Она связана  с задачей выравнивания в краткосрочном  периоде государственных расходов  и в целом экономического развития  страны при резких колебаниях  конъюнктуры на мировых товарных  рынках. Сегодня стабилизационная  направленность бюджетного резервного  фонда является для России  наиболее актуальной.

Сберегательная составляющая также может рассматриваться  в долгосрочном периоде, но до тех  пор, пока Россия вынуждена ежегодно выплачивать значительные суммы  в качестве внешнего долга. В целом  основные принципы современной бюджетной  политики нашего государства:

- недопущение опережающего  роста государственных расходов  над темпами роста экономики;

- безусловное исполнение  принятых сектором государственного  и муниципального управления  обязательств;

- приоритет среднесрочного  бюджетного планирования, отражающего  стратегические направления развития  экономики;

- конкурсные принципы  распределения бюджетных ресурсов:

- открытость и доступность  информации по расходам государственного  бюджета на всех уровнях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Бюджетная классификация.

2.1 Классификация  доходов бюджета.

  Каждый бюджет, вне зависимости от его уровня в бюджетной системе, состоит из доходов и расходов. Первичным источником доходов бюджетов является национальный доход общества, а расходы бюджетов, находясь в тесной взаимосвязи с доходами, определяются задачами, стоящими перед государством и муниципальными образованиями. Доходы бюджетов классифицируют по разным признакам:

- по социально-экономическому  признаку;

- по условиям зачисления  доходов в соответствующие бюджета;

- по юридическим формам  доходов

  По социально-экономическому признаку доходы бюджетов подразделяются на доходы от хозяйствующих субъектов, вне зависимости от формы собственности, на основе которой они осуществляют хозяйственную (в том числе предпринимательскую) деятельность, и доходы от граждан.

  По условиям зачисления доходов в соответствующие бюджета доходы подразделяются на закрепленные и регулирующие.

  По юридическим формам доходы бюджетов подразделяются на налоговые и неналоговые.

  Новое бюджетное законодательство детально регламентирует доходы и расхода бюджетов. Многие положения, выработанные наукой финансового права, получили в БК РФ законодательное закрепление. БК РФ устанавливает не только общие положения о формировании доходов бюджетов, вне зависимости от их уровня в бюджетной системе, но и регламентирует доходы отдельных видов бюджетов: федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

  Формирование доходов бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетным и НК РФ. В доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы РФ для целевого финансирования централизованных мероприятий, а также безвозмездные перечисления.

  К неналоговым доходам БК РФ относит такие доходы, которые по ранее действующему законодательству имели режим «внебюджетных средств». Так, к неналоговым доходам в соответствии с ст. 41 БК РФ относятся:

- доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности;

- доходы от продажи  или иного возмездного отчуждения  имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности;

- доходы от платных  услуг, оказываемых соответствующими  органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно  федеральных органов исполнительной  власти, органов исполнительной  власти субъектов РФ, органов  местного самоуправления; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

- доходы в виде финансовой  помощи и бюджетных ссуд, полученных  от бюджетов других уровней  бюджетной системы Российской  Федерации;

- иные неналоговые доходы.

  В соответствии со ст. 42 БК РФ в доходах бюджетов учитываются следующие средства, полученные от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности:

- средства, получаемые в  виде арендной либо иной платы  за сдачу во временное владение  и пользование или во временное  пользование имущества, находящегося  в государственной или муниципальной  собственности;

- средства, получаемые в  виде процентов по остаткам  бюджетных средств на счетах  в кредитных организациях;

- средства, получаемые от  передачи имущества, находящегося  в государственной или муниципальной  собственности, под залог, в  доверительное управление;

- средства от возврата  государственных кредитов, бюджетных  кредитов и бюджетных ссуд, в  том числе средства, получаемые  от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и государственных или муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным кредитам, бюджетным ссудам и государственным или муниципальным гарантиям;

- плата за пользование  бюджетными средствами, предоставленными  другим бюджетам, иностранным государствам  или юридическим лицам на возвратной  и платной основах;

- доходы в виде прибыли,  приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных  товариществ и обществ, или  дивидендов по акциям, принадлежащим  Российской Федерации, субъектам  Российской Федерации или муниципальным  образованиям;

- часть прибыли государственных  и муниципальных унитарных предприятий,  остающаяся после уплаты налогов  и иных обязательных платежей;

- другие предусмотренные  законодательством Российской Федерации  доходы от использования имущества,  находящегося в государственной  или муниципальной собственности.

  В доходы бюджетов также могут зачисляться безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств. В соответствии со ст. 45 БК РФ в доходы бюджетов могут также зачисляться безвозмездные перечисления по взаимным расчетам. Под взаимными расчетами понимаются операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве РФ, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, происшедшими после утверждения закона (решения) о бюджете и не учтенными законом (решением) о бюджете.

  Особый порядок установлен для таких неналоговых доходов, как штрафы и иные суммы принудительного изъятия. Штрафы подлежат зачислению в местные бюджета по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, в принудительном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации и решениями судов.

  БК РФ закрепляет ранее известное бюджетному законодательству деление доходов бюджетов, вне зависимости от их уровня в бюджетной системе, на собственные доходы бюджетов и регулирующие. В ст. 47 БК РФ определены понятие собственных доходов бюджетов и их виды.

  Собственные доходы бюджетов - это доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством Российской Федерации. К ним относятся:

- налоговые доходы, закрепленные  за соответствующими бюджетами,  бюджетами государственных внебюджетных  фондов законодательством РФ;

- неналоговые доходы, а  также безвозмездные перечисления.

При этом БК РФ закрепляет положение  о том, что финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда, несмотря на необходимость  осуществления учета в доходах  того бюджета, который является получателем  финансовой помощи в форме дотаций, субвенций, субсидий или иной безвозвратной  и безвозмездной передачи средств.

  В соответствии со ст. 48 БК РФ регулирующие доходы бюджетов - это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов. Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.

  БК РФ не только закрепил общие положения о формировании доходов бюджетов, вне зависимости от их уровня в бюджетной системе, но и регламентирует доходы отдельных видов бюджетов: федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

  В доходы федерального бюджета зачисляются:

1) собственные налоговые  доходы, федерального бюджета, за  исключением налоговых доходов,  передаваемых в виде регулирующих  доходов бюджетам других уровней  бюджетной системы Российской  Федерации.

В ст. 50 БК РФ закрепляются два  вида налоговых доходов федерального бюджета:

- таможенные пошлины,  таможенные сборы и иные платежи;

- государственная пошлина  в соответствии с законодательством  РФ;

2) собственные неналоговые  доходы, которые формируются в  соответствии с общими нормами  БК РФ, закрепляющими неналоговые  доходы бюджетов, вне зависимости  от их уровня в бюджетной  системе, в том числе:

- доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  собственности, доходы от платных  услуг, оказываемых бюджетными  учреждениями, находящимися в ведении  органов государственной власти  Российской Федерации, - в полном  объеме;

- доходы от продажи  имущества, находящегося в государственной  собственности, - в порядке и по  нормативам, которые установлены  федеральными законами и другими  нормативными правовыми актами  органов государственной власти  Российской Федерации;

- часть прибыли унитарных  предприятий, созданных Российской  Федерацией, остающейся после уплаты  налогов и иных обязательных  платежей, - в размерах, устанавливаемых  Правительством РФ.

В доходах федерального бюджета  также учитываются:

- прибыль ЦБ РФ - по  нормативам, установленным федеральными  законами;

- доходы от внешнеэкономической  деятельности;

- доходы от реализации  государственных запасов и резервов;

3) безвозмездные перечисления, которые могут поступать в  процессе исполнения федерального  бюджета, в том числе средства  по взаимным расчетам из бюджетов  субъектов Российской Федерации;

4) остаток средств федерального  бюджета на конец предыдущего  года.

  Доходы бюджетов субъектов РФ в соответствии со ст. 55 БК РФ формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов. Не учитываются доходы, передаваемые в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам. В доходы бюджетов субъектов РФ полностью поступают также неналоговые доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

  Доходы местных бюджетов в соответствии со ст. 60 БК РФ формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов. В доходы местных бюджетов поступают также неналоговые доходы. Полностью поступают в местные бюджеты доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления; от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности.

 

2.2 Расходы бюджета  и их классификация.

  Бюджетное законодательство устанавливает, что формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации базируется на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ.

Информация о работе Бюджетная классификация Российской Федерации