Бюджетная классификация Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - рассмотреть бюджетную классификацию и особенности бюджетного процесса в Российской Федерации.
В соответствии с целью работы были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть экономическое содержание и функции бюджета, бюджетный процесс, его содержание, задачи и принципы организации, основные направления развития бюджетных отношений в РФ в современных условиях;
- рассмотреть особенности бюджетной классификации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….
1. Теоретические и правовые основы бюджетного процесса в Российской Федерации…………………………………………………………………………..
1.1 Экономическое содержание и функции бюджета государства, классификация бюджета………………………………………………………...
1.2 Бюджетный процесс, его содержание, задачи и принципы организации и его нормативно-правовое регулирование………………………………………...
1.3 Основные направления развития бюджетных отношений в РФ в современных условиях……………………………………………………………..
2. Бюджетная классификация……………………………………………………..
2.1 Классификация доходов бюджета…………………………………………….
2.2 Расходы бюджета и их классификация………………………………………
Заключение…………………………………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

финансы.docx

— 52.35 Кб (Скачать)

Академия Труда и Социальных Отношений

Кафедра «Финансы и кредит»

 

 

 

 

Курсовая работа по предмету «Финансы»

на тему:

«Бюджетная классификация РФ»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                   Выполнила: студентка 5 курса

                                                              ПВД, МЭФиС

                                                                Геворкова И.Г.

                                                                                                   Преподаватель: доц. Гужов В.Ю.

 

 

 

 

 

 

Москва, 2012

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….

1. Теоретические и правовые  основы бюджетного процесса в  Российской Федерации…………………………………………………………………………..

1.1 Экономическое содержание  и функции бюджета государства,  классификация бюджета…………………………………………………………...

1.2 Бюджетный процесс,  его содержание, задачи и принципы  организации и его нормативно-правовое  регулирование………………………………………...

1.3 Основные направления  развития бюджетных отношений  в РФ в современных условиях……………………………………………………………..

2. Бюджетная классификация……………………………………………………..

2.1 Классификация доходов  бюджета…………………………………………….

2.2 Расходы бюджета и  их классификация……………………………………

Заключение…………………………………………………………………………

Список используемой литературы………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

  В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики.

  Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

  Основу финансовой базы государственного регулирования рыночной экономики составляет бюджет, состоящий из бюджета центрального правительства и бюджетов местных органов власти всех уровней.

  Государственный бюджет - это счетный план государства, позволяющий контролировать поступление доходов в форме налоговых и неналоговых платежей и займов, с одной стороны, и процесс использования бюджетных ресурсов согласно бюджетной росписи расходов - с другой. Роспись государственных доходов и расходов делается на определенный срок и утверждается в законодательном порядке.

  В данной работе изучаются теоретические основы сущности бюджета и бюджетной классификации для создания наиболее полного представления о сущности и составе бюджетных доходов и расходов.

  Актуальность темы определяется следующим: все экономические проблемы в бюджете предопределены проблемами доходных источников, т.е. состоянием налоговых и кредитных отношений, которые зависят от производства и обмена, и имеют объективную экономическую природу. Это значит, что, во-первых, любые кризисные процессы бюджета связаны с кризисом производства и обращения, во-вторых, важнейшим вопросом является правовое оформление бюджетно-налоговых отношений как единого системного комплекса. В государственном бюджете органически увязаны все основные финансовые операции доходов и расходов. Внешне самостоятельные, в бюджете они получают единую направленность, находящую отражение в проводимой государством политике.

  Таким образом, цель курсовой работы - рассмотреть бюджетную классификацию и особенности бюджетного процесса в Российской Федерации.

  В соответствии с целью работы были сформулированы следующие задачи:

- рассмотреть экономическое  содержание и функции бюджета,  бюджетный процесс, его содержание, задачи и принципы организации,  основные направления развития  бюджетных отношений в РФ в  современных условиях;

- рассмотреть особенности  бюджетной классификации.

  Информационной базой работы послужили разработки отечественных ученых в области бюджетного учета и отчетности. При написании работы использовались законодательные и нормативно-правовые акты РФ, учебные пособия и учебники по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, экономической теории, финансам, бюджетной системе РФ, монографии и научные статьи в периодических изданиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические и правовые основы бюджетного процесса в Российской Федерации.

1.1 Экономическое  содержание и функции бюджета  государства, классификация бюджета.

  Основу финансовой базы государственного регулирования рыночной экономики составляет бюджет, состоящий из бюджета центрального правительства и бюджетов местных органов власти всех уровней.

  Государственный бюджет - это счетный план государства, позволяющий контролировать поступление доходов в форме налоговых и неналоговых платежей и займов, с одной стороны, и процесс использования бюджетных ресурсов согласно бюджетной росписи расходов - с другой. Роспись государственных доходов и расходов делается на определенный срок и утверждается в законодательном порядке. Смысловым содержанием бюджета являются налоги и займы. Именно они определяют состояние бюджета, от них зависит объем доходов государства, концентрируемый в бюджете. Налоги и займы, в свою очередь, предопределены законами воспроизводства, т.е. размеры налоговых поступлений и займов зависят от качественных и количественных параметров совокупного дохода общества.

  Бюджет - это во многом искусство, искусство вести учет финансового хозяйства и контролировать рациональность расходования государственных ресурсов. Без доходных источников нет бюджета, тогда как потребности в самих этих источниках существуют всегда. Данные потребности удовлетворяются через налоги, а при их недостаточности - через займы. Поэтому государственный бюджет представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд, аккумулируемый с помощью перераспределения национального дохода и расходуемый государством для осуществления своих функций.

  Таким образом, все экономические проблемы в бюджете предопределены проблемами доходных источников, т.е. состоянием налоговых и кредитных отношений, которые зависят от производства и обмена и имеют объективную экономическую природу. Это значит, что, во-первых, любые кризисные процессы бюджета связаны с кризисом производства и обращения, во-вторых, важнейшим вопросом является правовое оформление бюджетно-налоговых отношений как единого системного комплекса. В государственном бюджете органически увязаны все основные финансовые операции доходов и расходов. Внешне самостоятельные, в бюджете они получают единую направленность, находящую отражение в проводимой государством политике.

  С чего начинается формирование бюджета - с доходов или расходов? Классик политической экономии английский экономист А. Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства» (1776) указывал, что формирование бюджета должно начинаться с определения расходов государства. К таковым он относил расходы на оборону, расходы на отправление правосудия и расходы на общественные работы и общественные учреждения. Последние предполагали содействие торговле общества, расходы на учреждения для образования юношества и расходы на учреждения для образования людей всех возрастов. К расходам государства А. Смит относил также и затраты на поддержание достоинств государя, размеры которых колеблются в зависимости от периодов развития и форм управления (двор короля обходится дороже, чем резиденция бургомистра).

  Государственные расходы, по мнению А. Смита, имеют две особенности. Во-первых, допустимы только те расходы государства, которые отвечают интересам общества. Это делает государство «дешевым», экономически необременительным для населения. Во-вторых, как театр начинается с вешалки, так и государственный бюджет - с расходов. Для формирования бюджета государство должно сначала определить требуемые расходы и только потом, какими доходами оно может их покрыть.

  Баланс бюджета означает равенство доходов и расходов. Если расходы бюджета превышают доходы, налицо бюджетный дефицит.

  Доходная часть государственного бюджета образуется в основном за счет налогов и займов. Расходная часть государственного бюджета развитых стран включает расходы на содержание вооруженных сил и государственного аппарата, финансирование хозяйства и социальной инфраструктуры (социальное обеспечение, здравоохранение, просвещение, наука), выплату процентов по государственному долгу.

  Исторически структура государственных расходов определялась потребностями в конкретных условиях. Так, Первая и Вторая мировые войны вызвали увеличение военных расходов. В дальнейшем на рост государственных расходов оказывали большое влияние экономические и социальные факторы. В развитых странах они являлись главной причиной роста государственных расходов. Структура государственных расходов развитых стран в современных условиях изменилась в пользу социальных программ. Что касается расходов на финансирование хозяйства, то в развитых странах имеются существенные различия, связанные с масштабом государственного сектора.

  Например, в европейских странах, где удельный вес государственного сектора до недавнего времени был велик, большая часть государственных расходов шла на поддержание, субсидирование и развитие национализированных предприятий, а прямые государственные капиталовложения составляли 10-20% всех инвестиций. Приватизация национализированных предприятий сократила государственные вложения в хозяйство, особенно за счет уменьшения субсидий частному сектору.

  Бюджетная система выполняет три функции:

1) фискальная функция  означает создание финансовой  базы функционирования государства  в условиях фактического отсутствия  у него собственных доходов  (исключая доход от государственной  собственности);

2) функция экономического  регулирования - это использование  государством налогов (основного  источника доходов бюджета) для  проведения своей экономической  политики;

3) социальная функция  предполагает использование государственного  бюджета для перераспределения  национального дохода.

  Бюджетная политика государства должна строиться на синтезе рыночного и государственного механизмов регулирования.

  Использование государством бюджета в качестве одного из рычагов воздействия на экономику опирается на теоретические концепции. На протяжении многих десятилетий в развитых странах господствовала концепция «нейтрального бюджета», отвечающая интересам экономики только в том случае, если не требовалось коренного изменения сложившегося под воздействием рынка «естественного порядка». Считалось, что нормальное функционирование финансов и есть эффективное функционирование экономики. Собственно бюджет решал чисто финансовые задачи (изъятие и распределение денежных средств). Но политика жесткого соизмерения расходов и доходов бюджета имела свои недостатки: а) ограничивала размах экономических операций, время их проведения; б) снижала эффективность экономических операций, т.к. налоговые льготы предприятиям зачастую уравновешивались действенными с финансовой, но не с экономической точки зрения операциями; в) снижала и эластичность государственного бюджета, лишала возможности быстро реагировать на изменение экономической обстановки; г) сокращение государственных расходов в период спада увеличивало вероятность депрессий, а уменьшение в фазе подъема вело к «перегреву» экономики.

  Кейнсианский рецепт использования государственного бюджета впервые признал за бюджетными инструментами, помимо финансовых, функции по стабилизации экономики. В основе его лежит концепция, согласно которой формирование и реализация бюджетной политики включают как финансовую, так и экономическую сторону дела. Причем последней отдается предпочтение. Главное - сбалансированность экономики. При этом достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться и профицитом бюджета, и возрастанием бюджетного дефицита. Согласно этой концепции решить проблему дефицита в долгосрочном периоде невозможно без кардинального решения вопроса экономической стабильности. В этом состоит экономический подход к бюджетной политике.

  Бюджетная классификация - это обязательная группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней по однородным признакам. Бюджетная классификация используется при планировании и исполнении бюджетов, ведении учета и составлении отчетности. На основе бюджетной классификации обеспечивается: единообразие составления проектов бюджетов всех уровней, сопоставимость показателей, учет и контроль за поступлением доходов и расходованием средств согласно утвержденным показателям. Группировочным признаком доходов являются источники формирования каждого из них, а у расходов - направления финансов на выполнение функций органов государственной власти и местного самоуправления.

  Таким образом:

- Бюджет Российской Федерации  является важнейшим звеном финансовой  системы страны. Отражая содержание  процессов производства и распределения  общественного продукта и национального  дохода, бюджет представляет собой  экономическую форму образования  и использования основного централизованного  фонда денежных средств государства.

- Бюджет РФ как финансовый  план государства базируется  на показателях прогноза социально-экономического  развития страны на очередной  год. Общие показатели и структура  доходов и расходов органически  связаны с объемами общественного продукта и национального дохода и определяются налоговой системой и бюджетно-финансовой политикой государства.

- Доходы бюджета представляют  собой финансовые каналы аккумуляции  в бюджетной системе страны  значительной части денежных  поступлений, выражающих экономические  отношения между государством (органами  власти), с одной стороны, и  юридическими лицами и гражданами, с другой.

- Экономическое содержание  доходов бюджета определяется  объектами денежных отношений,  являющихся источниками формирования  доходной базы бюджетной системы:  ВВП, части которого в форме  прибыли и заработной платы  выступают источником безвозмездного  формирования (посредством налогового  механизма) бюджетных доходов;  национальное богатство, часть  которого служит источником безвозмездного  формирования бюджетных доходов  посредством механизмов приватизации  объектов государственной и муниципальной  собственности, реализации золотовалютных  резервов; временно свободные денежные средства предприятий, и сбережения населения, привлекаемые государством на возмездной основе и в кредитной форме (посредством продажи на финансовом рынке ценных бумаг, получения кредита, под залог государственного пакета акций крупных предприятий для пополнения бюджетных доходов), иностранный финансовый капитал, привлекаемый государством на возмездной основе в кредитной форме (посредством получения займов от отдельных государств, либо международных финансово-кредитных учреждений для пополнения бюджетных доходов).

Информация о работе Бюджетная классификация Российской Федерации