Бюджет политических партий

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 22:47, курсовая работа

Описание работы

Огромную роль в структуре рыночных отношений и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они - неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики. Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, хорошо разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства.

Содержание

Введение
1. Политическая партия. Роль финансов в политической партии
1.1 Понятие политической партии, ее функции и роль в общественной жизни
1.2 Влияние финансирования на политический статус партии
2. Бюджет политических партий
2.1 Формирование бюджета политических партий
2.1.1 Сокращающиеся источники финансирования
2.1.2 Растущие источники финансирования: государственное и частное финансирование
2.2 Расходы политических партий
2.3 Учет финансовых средств, выделяемых партиям для избирательных кампаний
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 107.00 Кб (Скачать)


Введение

1. Политическая партия. Роль финансов в политической партии

1.1 Понятие политической партии, ее функции и роль в общественной жизни

1.2 Влияние финансирования на политический статус партии

2. Бюджет политических партий

2.1 Формирование бюджета политических партий

2.1.1 Сокращающиеся источники финансирования

2.1.2 Растущие источники финансирования: государственное и частное финансирование

2.2 Расходы политических партий

2.3 Учет финансовых средств, выделяемых партиям для избирательных кампаний

Заключение

Библиографический список

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Огромную роль в структуре рыночных отношений и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они - неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики. Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, хорошо разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства.

 

Конец XIX и XX век в мировой истории характеризуются процессом бурного возникновения, борьбы, расколов и исчезновения большого количества самых разнообразных политических партий, организаций и движений.

 

Среди реальных политических сил, открыто действующих на политической сцене, самой влиятельной являются партии.

 

В смысле представительства и выражения групповых и индивидуальных интересов политические партии составляют главный элемент гражданского общества.

 

Трудно себе представить общество, его политическую систему без взаимодействия партий и партийных группировок.

 

Значимость партий в современном обществе обусловливает интерес к исследованию финансов политических партий: источников доходов и расходов этих общественных организаций.

 

Вследствие важности, значимости и влиятельности этого политического института встаёт вопрос необходимом, достаточном финансировании политических партий, а также из каких источников буде производиться финансирование партий. Значимость источников важна потому, что наибольшее влияние будет иметь тот источник, финансирование которым было наибольшее. Именно этот вопрос будет освещаться в данной курсовой работе.

 

1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ. РОЛЬ ФИНАНСОВ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ

 

 

1.1 Понятие политической партии, ее функции и роль в общественной жизни

 

Слово «партия» имеет латинское происхождение. Политическая партия - это часть какого-либо общественного класса, его наиболее активная, сознательная и организованная часть, которая борется за власть или за участие в осуществлении власти.

 

Говоря о причинах, сделавших необходимым появление политических партий, В. И. Ленин писал: «Для того чтобы масса определенного класса могла научиться понимать свои интересы, свое положение, научиться вести свою политику, именно для этого необходима организация передовых элементов класса немедленно и во что бы то ни стало, хотя бы в начале эти элементы составляли ничтожную долю класса» [3. т. 24 стр.37]

 

Политическая партия - это имеющее устойчивую структуру и постоянный характер деятельности независимое общественное объединение, выражающее политическую волю своих членов и сторонников и ставящее своими задачами участие:

 

- в определении политического курса государства;

 

- в формировании органов государственной власти и управления;

 

- в осуществлении власти через своих представителей, избранных в правительственные органы власти.

 

В современном обществе партии - важный компонент политической системы, оказывающий большое влияние на формирование политической воли граждан, на избирательный процесс и, как следствие, на формирование и деятельность органов государственной власти.

 

Несмотря на значимость партий, в конституциях большинства стран мира они представлены крайне скупо. Старые конституции вообще ничего не говорят о них, а новейшие ограничиваются краткими указаниями на роль партий в формировании общественного мнения и в избирательном процессе (при этом о партиях говорится во множественном числе, что отражает принцип многопартийности).

 

В ряде стран изданы законы о политических партиях (наиболее известный из них - закон ФРГ 1967 г., действующий в редакции 1993 г.), но в большинстве своем это законы о финансовой стороне деятельности политических партий.

 

Партии являются существенным элементом политической системы общества. Они выступают носителями конкурирующих друг с другом политических курсов, служат выразителями интересов, потребностей и целей определенных социальных групп, связующим звеном между гражданским обществом и государством.

 

Деятельность политических партий является реальным показателем процесса становления гражданского общества, демократизации политической системы, развития самоуправления. И чем результативнее становится их работа, тем зрелее и прочнее становится гражданское общество.

 

 

1.2 Влияние финансирования на политический статус партии

 

Изменение в структуре и масштабах финансирования политических партий оказало весьма существенное воздействие на статус политической партии как важного звена политической системы общества. Его трансформация проявила себя в нескольких направлениях. Отметим наиболее существенные их них.

 

Первое. Политические партии изначально возникли и функционировали как общественные организации. Инициатором их создания было общество, и функционировали они как общественные организации, агрегирующие интересы общества и по мере возможности, способствующие их реализации. Феномен государственного финансирования политических партий даже с формальной стороны девальвирует их статус как общественных организаций. Вместе с приходом государственного, а также частного финансирования в политические партии начинается постепенная утрата ими независимости, а, следовательно, способности полноценно и не искаженно выражать интересы тех слоев общества, которые они представляют. Хорошо известно, что финансовая поддержка и предоставление государством разного рода льгот и услуг для партий создает для государства возможность стать участником управления их деятельностью.

 

В последнюю четверть ХХ в. во всех странах мира, вставших на путь демократии, партийная система все более превращается в лидера организации делегирования властных полномочий народа государственным законотворческим и управляющим структурам. Есть все основания полагать, что государство и впредь всеми доступными ему средствами будет влиять на деятельность партий в своих интересах. В свою очередь, партии будут все больше утрачивать статус общественных организаций с вытекающими последствиями. Делая такое обобщение, целесообразным будет подчеркнуть, что само государственное участие в финансировании работы политических партий, а также другие формы его помощи в проведении партийных мероприятий, ничего антигуманного в себе не содержат. Однако нельзя забывать о том, сколь острой является борьба за власть и вопрос о том, получат ли ее политические силы, способные распорядиться ею во благо народа.

 

Второе. По мере нарастания помощи государства встает вопрос об отсутствии аргументов, позволяющих классифицировать политическую партию как организацию гражданского общества.

 

Еще большее влияние, нежели государственное финансирование политических партий, на статус последних как организаций, изначально декларирующих себя как структуры, представляющие и отстаивающие интересы определенных социальных слоев, оказывает влияние их финансирование различными спонсорами, как правило, крупными корпорациями.

 

Трудно не согласиться с суждением, что чисто общественный интерес не свойственен бизнесу по определению. Реализация экономических интересов бизнеса во многом зависит от его поддержки политическими структурами. Для обеспечения этого один из надежных путей - финансирование политических партий.

 

Избирательные кампании по выборам депутатов в Государственную Думу показали, что многие крупные корпорации выступали как спонсоры одновременно нескольких партий, стоящих на резко противоположных позициях. Нетрудно предположить, что это связано с финансовой зависимостью парламентских партий от крупных корпораций. Это чревато крайне негативными последствиями. Возможно, их проявление уже наблюдается в нередких случаях единодушия в голосовании самых различных партий, чего, если верить их программам и декларируемым задачам, просто не могло быть.

 

Таким образом, есть основание предполагать, что спонсирование политических партий является направлением влияния на них, которое, возможно, в самой существенной мере способствует утрате ими статуса общественных, автономных, независимых организаций, представляющих интересы народа во властных структурах.

 

2. БЮДЖЕТ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

 

 

2.1 Формирование бюджета политических партий

 

Рубеж тысячелетий политические партии большинства стран мира перешли по многим показателям в новом качестве. Вряд ли о каждой политической партии теперь можно сказать, что это организация единомышленников, что она структурный элемент гражданского общества, что она массовая общественная организация и так далее. Особенно впечатляют резко увеличившиеся расходы по финансированию деятельности партийных систем. Возросшая динамика этого показателя инициировала новые тенденции в развитии политических партий.

 

В своем современном виде финансирование политических партий осуществляется из пяти источников:

 

- вступительные и членские взносы;

 

- предпринимательская деятельность партий;

 

- институциональные пожертвования;

 

- государственное финансирование;

 

- частное финансирование.

 

При этом роль одних из них падает, тогда, как суммы поступлений в партийные бюджеты из других резко возрастают (см. рис.).

 

2.1.1 Сокращающиеся источники финансирования

 

Первые два источника составляют самофинансирование политических партий. Исторически они возникли раньше, чем три других, и в определенный период своего развития партии были материально самостоятельными. При этом главным источником финансовой независимости были вступительные и членские взносы.

 

1) Членские взносы

 

В наши дни хорошо известным является факт финансовой несамостоятельности партий. Это относится к партийным системам практически всех государств. Банкротство членских взносов как главного структурного составляющего партийных бюджетов объясняется рядом причин, возникших почти одновременно в последней четверти минувшего столетия. Назовем обозначение некоторых наиболее существенных из них.

 

Это почти повсеместная утрата политическими партиями массового характера. В современных условиях к "рекордсменам" в части численного состава следует отнести немецкие партии: СДПГ - около 800 тыс. членов, ХДС - около 700 тыс.; в России - это КПРФ - около 186 тыс. членов и "Единая Россия", по данным которой ее численный состав после выборов в Государственную Думу (2003 г.) приблизился к 670 тыс. чел. [5, с.12]

 

Тенденцию уменьшения членского состава политических партий в существенной мере сформировало падение доверия к ним населения. Современные российские политические партии возникли всего несколько лет назад, и об их массовом характере речи и не было. Задача состояла в том, чтобы по численности хотя бы достигнуть минимума, позволяющего провести регистрацию. Даже это сделать было непросто в связи с крайне низким доверием народа к политическим партиям. Большинство россиян считают, что политические партии скорее запутывают проблемы, чем их решают, и по существу усугубляют существующие в обществе конфликты. Такое мнение является преобладающим. По данным многолетнего мониторинга Института социологии РАН, если в 1996 г. его разделяли 53,2% взрослого населения России, в 1998 г. - 62,4%, то в 2000 г. - уже 63,4%. Более того, почти половина электората убеждена, что в стране нужна одна партия, которая бы управляла страной и несла полную ответственность за проводимый ею курс. (Возможно, именно этим объясняется столь впечатляющая победа на выборах в Государственную Думу (2003 г.) партии "Единая Россия".) [5, с.12].

 

За полный запрет политических партий выступают 17% взрослого населения.

 

Опыт зарубежных государств показывает, что руководство политических партий не стремится к росту числа членов.

 

В последние 15-20 лет основной функцией политических партий, позволяющей им решать их главную задачу, стала интеграция и мобилизация избирателей, увеличение числа сторонников. Для этого партии совсем не обязательно быть массовой. Важно, чтобы массовым был численный состав ее сторонников. Падение массового характера партий, несомненно, сокращало сумму членских взносов. При этом в современных условиях рост численности партий, если бы он был, и соответствующее увеличение суммы вступительных и членских взносов и близко не дали бы той суммы, в которую в наши дни обходится активность политических партий, включая проведение избирательных кампаний.

 

Тенденция к падению численности политических партий в существенной мере объясняется появлением у них сильного конкурента, каковым является гражданское общество, сделавшее в западных государствах значительные шаги в своем формировании. Организации гражданского общества оказались более способными воспринять и пытаться решить интересы граждан - социальные, экономические, культурные, профессиональные и другие. В результате роль политических партий как выразителей интересов общества и, соответственно, доверие к ним снизилось.

 

Падение численности политических партий связано также с появлением кадровых партий, в которых формальное членство не является обязательным.

 

Перечисленные причины способствовали падению роли членских взносов как основного источника финансирования партий. Наиболее долго этот источник оставался существенным в левых партиях, которые в отличие от ранее сложившихся парламентских партий не могли рассчитывать на поддержку крупных собственников. Однако к концу 70-х годов в финансировании и этих партий ситуация изменилась.

 

В 90-х годах согласно официальной партийной статистике, которая, как правило, завышает этот показатель, доля членских взносов в общей сумме финансового обеспечения партий составляла в среднем не более 25%.

 

Показательно, что вновь возникающие партии уже не рассчитывают на вступительные и членские взносы как источник финансирования, а сразу ориентируются на другие источники и, в первую очередь, на средства крупных спонсоров.

 

2) Институционные пожертвования

 

Наряду с падением в бюджете политических партий роли членских взносов существенно сокращаются поступления в него из еще одного источника - так называемые институциональные пожертвования, осуществляемые с давних времен крупными субъектами влияния на политику правительства через политические партии.

Информация о работе Бюджет политических партий