Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 15:03, курсовая работа
Цель работы: обосновать роль ,значение и проблемы бюджета государства в экономическом, политическом и социальном развитии общества.
Задачи: рассмотреть сущность и функции государственного бюджета, его роль в экономике РФ(доходы и расходы государственного бюджета), его проблемы в условиях инфляции.
Введение………………………………………………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Экономическая сущность и функции бюджета государства:
1.1 Формирование и функции бюджета………………………………………………………………………………..5
1.2 Основы бюджетного устройства РФ……………………………………………………………………………….8
1.3 Структура доходов и расходов, сбалансированность бюджетов…………………………………..10
Глава 2. Роль бюджета государства в национальной экономике:
2.1 Анализ доходов и расходов бюджета РФ……………………………………………………………………….12
2.2. Сбалансированность бюджетной системы РФ………………………………………………………….….16
Глава 3. Государственный бюджет в условиях инфляции
3.1 Проблемы бюджета государства в условиях инфляции…………………………………….………..19
Заключение…………………………………………………………………………………………………………..……………..23
Библиографический список…………….………………………………………………………………………………….24
В соответствии с законом «О бюджетной классификации РФ» выделяют:
1) Классификацию доходов бюджета РФ;
2) Функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
3) Экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
4) Классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
5) Классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
6) Классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ;
7) Классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов РФ;
8) Ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
Классификация доходов бюджетов РФ является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники их формирования. Она содержит следующие группы доходов: налоговые доходы, неналоговые доходы, безвозмездные перечисления, доходы целевых бюджетных фондов, доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Функциональная классификация расходов бюджетов РФ отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Следует отметить, что основные расходные статьи бюджета РФ являются межбюджетные трансферты (более 30%), военные расходы (25%), расходы на экономические цели, социальные расходы.
Экономическая классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию. Всего выделено три группы расходов: 1) текущие расходы, 2) капитальные расходы, 3) предоставление бюджетных кредитов и бюджетных ссуд за вычетом погашения.
Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ является группировкой заемных средств, привлекаемых Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов.
Классификацию
видов государственных
Классификацию
видов государственного внешнего долга
и внешних активов РФ имеет
двухступенчатую систему
Ведомственная классификация расходов федерального бюджета представляет собой группировку расходов, отражающая распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов – по целевым статьям и видам расходов.
Итак, можно сказать, что доходы и расходы бюджета составляют бюджетный фонд.[2,стр. 22-23]
Отметим, что возможны три состояния бюджетного фонда: сбалансированность бюджета, дефицит, профицит.
Необходимым
условием финансово-бюджетной
Проблема
сбалансирования бюджета
Наиболее
сложная и часто встречающаяся
ситуация – дефицит бюджета. Дефицит
бюджета характеризуется
Глава 2. Роль бюджета в национальной экономике.
2.1. Анализ доходов и расходов бюджета РФ
Формирование
доходов федерального бюджета на
2009 год и на период до 2011 года осуществлялось
на основе сценарных условий социально-
Минэкономразвития
РФ в 2008 г. разработало прогноз социально-
Так, в основных
вариантах прогноза заложены одинаковые
прогнозные оценки мировых цен на
нефть — умеренное снижение средней
цены на нефть Urals с 112 долл/баррель в
2008 г до 88 долл/баррель в 2011года. Различия
по вариантам объясняются, прежде всего,
изменением динамики конкурентоспособности
российского бизнеса и
Первый вариант
— инерционный — отражает развитие
российской экономики в условиях
замедления роста экспорта углеводородов
при относительном ухудшении
конкурентоспособности
Второй вариант
— инновационный —
В инновационном варианте предусматривается увеличение затрат на НИОКР, образование и здравоохранение и повышение эффективности этих сфер, что влияет не столько на текущие темпы роста экономики, сколько на качество экономического роста и разворот российской экономики к инновационному социально-ориентированному типу развития.
В качестве основного для разработки параметров федерального бюджета на 2009—2011 годы предлагается второй вариант прогноза — инновационный.
В соответствии с Федеральным Законом от 31 октября 2008 г. № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» представлены следующие основные характеристики бюджета:
Доходы: в 2009 году - 10 927,1 млрд. руб. (18,98% ВВП); в 2010 году - 11 733,6 млрд. руб. (18,81% ВВП) и в 2011 году - 12 839,0 млрд. руб. (18,06% ВВП), из них нефтегазовые: в 2009 году - 4 692,5 млрд. руб. (6,81% к ВВП), в 2010 и 2011 годах 4 536,2 млрд. руб. (5,93% к ВВП) и 4 637,5 млрд. руб. (5,24% к ВВП) соответственно.
Объем Резервного фонда: в 2009 году (на конец года) - 5 147, 5 млрд. руб.; в 2010 году - 5 914,6 млрд. руб. и в 2011 году - 6 761,0 млрд. руб.
Объем Фонда национального благосостояния: в 2009 году - 3 331,1 млрд. руб.; в 2010 году - 4 588,1 млрд. руб.; в 2011 году - 6 080,1 млрд. руб.
Объем Инвестиционного фонда: в 2009 году - 252,6 млрд. руб.; в 2010 году - 100,0 млрд. руб.
На обеспечение функционирования и развития автодорог будут направлены 239,2 млрд. руб. в 2009 году, 410,7 млрд. руб. в 2010 году и 529,4 млрд. руб. в 2011 году.
Объем ВВП: в 2009 г. - 51 475 млрд. руб. (106,0% к 2006 году), в 2010 году - 59 146 млрд. руб.; в 2011 году - 67 610 млрд. руб.
Уровень инфляции: в 2009 году - 8,5%; в 2010 году - 7,0%; в 2011 году - 6,8%.
Среднегодовой курс рубля к доллару США: 24,7 в 2009 году; 26,0 - в 2010 году и 27,3 - в 2011 году.
Структура расходов и их динамика представлена в таблице 1.
Таблица 1. Функциональная
структура расходов
Наименование | 2008 (закон) | 2009 | 2010 | 2011 | |||
млрд.руб. | % | млрд.руб. | % | млрд.руб. | % | ||
всего | 7 021,9 | 9 024,70 | 28,5 | 10320,3 | 14,3 | 11317,7 | 9,7 |
общегосударственные вопросы | 870,3 | 1317,4 | 41,4 | 1236,8 | -6,1 | 1203,9 | -2,7 |
национальная оборона | 1016,7 | 1277,5 | 25,7 | 1390,7 | 8,9 | 1480,5 | 6,5 |
национальная безопасность | 827,2 | 1085,9 | 31,3 | 1198,3 | 10,4 | 1266,1 | 5,7 |
национальная экономика | 771,3 | 1039,4 | 34,8 | 1181,2 | 13,6 | 1384,8 | 17,2 |
ЖКХ | 64 | 107,7 | 68,2 | 118,3 | 9,8 | 110,3 | -6,4 |
охрана окружающей среды | 9,9 | 13,8 | 39,7 | 17,7 | 6,3 | 15,1 | 2,6 |
образование | 336,1 | 423,1 | 25,9 | 468,8 | 10,8 | 484,9 | 3,4 |
культура, СМИ | 93,7 | 113,9 | 21,6 | 114,4 | 0,4 | 114,4 | 0 |
здравоохранение и спорт | 230 | 365,8 | 59,1 | 379,4 | 3,7 | 382,2 | 0,8 |
социальная политика | 275,6 | 297,7 | 8 | 338,6 | 13,7 | 307,9 | -9,1 |
межбюджетные трансферты | 2527,3 | 2982 | 18 | 3621,1 | 21,4 | 4001,7 | 10,5 |
Продолжится реализация приоритетных национальных проектов:
«Образование» - объем расходов в 2009 году - 30,9 млрд. руб., в 2010 году - 7,9 млрд. руб. и в 2011 году - 7,9 млрд. руб.;
«Здоровье» - в 2009 году - 111,9 млрд. руб., в 2010 году - 105,9 млрд. руб. и в 2011 году 109,3- млрд. руб.;
«Доступное и комфортное жилье - гражданам России» - в 2009 году - 91,2 млрд. руб., в 2010 году - 69,1 млрд. руб., в 2011 году - 10,6 млрд. руб.
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродуктов, сырья и продовольствия: на 2009 год - 120 млрд. руб.; на 2010 год - 140 млрд. руб. и 2011 год - 146 млрд. руб.
Как мы видим,
по многим ключевым позициям прогнозируется
рост. Бюджет 2009 г. назван социальным бюджетом,
в виду больших расходов на социальную
сферу. [5]
2.2. Сбалансированность бюджетной системы РФ
Сбалансированность бюджета — один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.
Принцип сбалансированности
бюджета является одним из наиболее
важных принципов бюджетной системы любого государства. Он заключается
в том, что общий объём предусмотренных
бюджетом расходов должен соответствовать
суммарному объёму поступлений в бюджет.
При этом под поступлениями в бюджет подразумеваются
не только доходы бюджета, но и другие
источники, например заимствования. Составление
бюджета с профицитом (с превышением доходной
части над расходной) также влечёт за собой
отрицательные последствия. Результатом
профицитного бюджета станет снижение эффективности использ
Сбалансированный
бюджет является основой нормального
функционирования органов управления
государства и его
Этот принцип
даже при наличии дефицита бюджета
позволяет достичь равенства, (баланса)
между суммарной величиной
Наилучший
вариант обеспечения
Сбалансированность бюджета достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие — при его исполнений. К методам сбалансированности бюджета, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся:
1)лимитирование бюджетных расходов с учетом экономических возможностей общества и объема централизуемых доходов;
2)совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними;
3)выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов;
4) построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений;
Информация о работе Бюджет государства и его проблемы в условиях инфляции