Бюджет государства и его проблемы в условиях инфляции

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 15:03, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: обосновать роль ,значение и проблемы бюджета государства в экономическом, политическом и социальном развитии общества.
Задачи: рассмотреть сущность и функции государственного бюджета, его роль в экономике РФ(доходы и расходы государственного бюджета), его проблемы в условиях инфляции.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Экономическая сущность и функции бюджета государства:
1.1 Формирование и функции бюджета………………………………………………………………………………..5
1.2 Основы бюджетного устройства РФ……………………………………………………………………………….8
1.3 Структура доходов и расходов, сбалансированность бюджетов…………………………………..10
Глава 2. Роль бюджета государства в национальной экономике:
2.1 Анализ доходов и расходов бюджета РФ……………………………………………………………………….12
2.2. Сбалансированность бюджетной системы РФ………………………………………………………….….16
Глава 3. Государственный бюджет в условиях инфляции
3.1 Проблемы бюджета государства в условиях инфляции…………………………………….………..19
Заключение…………………………………………………………………………………………………………..……………..23
Библиографический список…………….………………………………………………………………………………….24

Работа содержит 1 файл

курсовая работа_Финансы.docx

— 52.18 Кб (Скачать)

Федеральное агенство железнодорожного транспорта

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Иркутский государственный  университет путей сообщения 
 
 
 
 
 
 

Кафедра финансов и бухгалтерского учета 
 
 
 

Бюджет государства и его проблемы в условиях инфляции

Курсовая  работа 
 
 
 
 

Выполнил: студент  гр. Ф-10-2

Сычева В.А.

Научный руководитель доцент

Халетская С.А. 
 
 
 
 
 

Иркутск 2011

     Содержание:

Введение………………………………………………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Экономическая  сущность и функции бюджета государства:

1.1 Формирование  и функции бюджета………………………………………………………………………………..5

1.2 Основы  бюджетного устройства РФ……………………………………………………………………………….8

1.3 Структура  доходов и расходов, сбалансированность  бюджетов…………………………………..10

Глава 2. Роль бюджета государства в национальной экономике:

2.1 Анализ  доходов и расходов бюджета РФ……………………………………………………………………….12

2.2. Сбалансированность  бюджетной системы РФ………………………………………………………….….16

Глава 3. Государственный бюджет в условиях инфляции

3.1 Проблемы бюджета государства в условиях инфляции…………………………………….………..19

Заключение…………………………………………………………………………………………………………..……………..23

Библиографический список…………….………………………………………………………………………………….24 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Значительную  роль в формировании и развитии экономической  структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной  властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный  бюджет.

Государственный бюджет, являясь главным средством  мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную  перестройку, стимулировать развитие прогрессивных отраслей национальной экономики, развитие науки и техники, обеспечивать социальную поддержку  наименее защищенным слоям населения.

Таким образом, можно сказать, что бюджет играет главную роль в развитие экономики  государства. От сбалансированности бюджета  зависит социально – экономическое  благосостояние.

Бюджетные средства РФ все в большей степени сосредотачиваются на решении глобальных, общенациональных задач: структурной перестройке, научно-техническом развитии, обеспечении конкурентоспособности отечественного производителя. Можно сказать, что в условиях мирового кризиса бюджет РФ достаточно подготовлен, поскольку он ориентирован на осуществление программ, связанных с обеспечением защищенности населения от рыночных рисков, инфляционных и кризисных явлений.

Несмотря на достаточную устойчивость бюджета РФ, он имеет ряд проблем – это дефицит региональных и местных бюджетов, проблема сбалансированности и необходимость управления государственным долгом, зависимость российской экономики и бюджета в том числе от цен на нефть и другие.

Цель работы: обосновать роль ,значение и проблемы бюджета государства в экономическом, политическом и социальном развитии общества.

Задачи: рассмотреть  сущность и функции государственного бюджета, его роль в экономике  РФ(доходы и расходы государственного бюджета), его проблемы в условиях инфляции.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Экономическая сущность и функции бюджета  государства.

    1. Формирование и функции бюджета

Формирование  и развитие бюджета непосредственным образом связано с развитием  национального дохода страны и его перераспределением. Основными финансовыми методами перераспределения национального дохода являются:

1) образование и использование денежных накоплений (прибыли, НДС, платежи в социальные внебюджетные фонды);

2)   организация  налогов;

3)   финансирование отраслей народного хозяйства;

4) формирование и использование общественных фондов потребления, страхования, резервных фондов.

Итак, во всех этих процессах большую роль играет бюджет. С помощью бюджета государственные  и территориальные власти получают финансовые ресурсы для осуществления  социальных мероприятий, реализации экономических  задач.

Следует отметить, что в современных условиях бюджет может рассматриваться в качестве:

1) экономической категории;

2) фонда;

3) финансового плана.

Содержание  бюджета, как экономической категории, сводится к экономическим отношениям, связанным с распределением и  использованием централизованного  фонда денежных ресурсов страны. Централизация  денежных ресурсов в бюджетах не только позволяет маневрировать финансовыми  ресурсами и сосредотачивать  их на решении важнейших задач  экономического и социального характера, но и обеспечивает проведение государственной  экономической и финансовой политики.

Можно сказать, что сущность бюджета реализуется  через его функции. Рассмотрим основные функции бюджета:

1) перераспределение  национального дохода;

2) государственное  регулирование и стимулирование  экономики;

3) финансовое  обеспечение социальной политики;

4) контроль  образования и использования  централизованного фонда денежных  средств.

Во-первых, распределительная функция бюджета  проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления.

Перераспределение национального дохода через бюджет имеет две взаимосвязанные, протекающие  одновременно и непрерывно стадии: образование доходов бюджета  и использование бюджетных средств (расходы бюджета).

Во-вторых, в ходе формирования доходов бюджета  и использования бюджетных средств  решаются задачи государственного регулирования  социально-экономических процессов  в стране.

Централизация в бюджете части финансовых ресурсов дает государству возможность обеспечивать денежными средствами общегосударственные  потребности – ускоренное развитие прогрессивных отраслей национальной экономики, обеспечение обороноспособности страны, развитие науки и техники.

В-третьих, посредством бюджета национальный доход перераспределяется по территории, а также из производственной в  непроизводственную сферу, для чего за счет бюджета создаются денежные фонды для финансирования потребностей в области здравоохранения, образования, культуры.

В-четвертых, через государственный бюджет финансируются  научные учреждения, осуществляющие фундаментальные научные исследования, которые составляют основу развития прикладной науки и создания новой  техники. Направляя через бюджет необходимые средства в наиболее перспективные отрасли науки, государство  тем самым обеспечивает развитие производительных сил страны. [1,стр.4-6]

Можно сделать  вывод, что бюджет за счет перераспределения  национального дохода позволяет  координировать экономическую жизнь  государства, рационально размещать  денежные и материальные ресурсы  во всем народном хозяйстве.

Следует отметить, что функция регулирования и  стимулирования осуществляется через  использование фискальных (создание фонда денежных средств, доходы бюджета) и регулирующих (маневрирование налоговыми ставками, льготами) свойств бюджета.

Целью бюджетного регулирования является поддержание  стабильности экономики, обеспечение  ее сбалансированности, структурных  сдвигов, решение глобальных задач  деятельности и развития общества.

Существенным  признаком бюджета является его  плановость. Следовательно, бюджет - это  план государственного хозяйства на предстоящий период. Квотирование бюджета  и разграничение функций между  законодательной и исполнительной властью придают бюджету характер политического документа. Бюджет представляет собой программу управления, предложенную исполнительной властью на одобрение  парламента.

Экономическое значение бюджета заключается в  том, что он формирует значительную часть конечного спроса, за счет его средств образуется заметная доля доходов населения, приобретаются  крупные объемы продукции (особенно военного назначения), увеличиваются  материальные резервы и осуществляются капитальные вложения.

В рамках бюджета  предоставляются субсидии, дотации, кредиты с целью поддержки  определенных предприятий, научных  исследований, оказывается помощь другим странам. В рамках бюджета формируется  и обслуживается государственный  долг. Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно  влияет на формирование важнейших экономических  и финансовых показателей: объема производства, суммы инвестиций, реальных доходов, величины денежной массы и т. д.

Итак, бюджет – это сложная категория финансов государства и один из основных инструментов проведения экономического, социального  и политического развития общества. [ 1, стр.14 -15] 
 
 
 

    1. Основы  бюджетного устройства РФ

Бюджетное устройство РФ – это организационно-правовое построение бюджетной системы РФ, позволяющее выделить в её составе структурные подразделения и определить формы взаимосвязей между ними. Бюджетное устройство РФ включает в себя три составляющие:

1)   Бюджетную  систему;

2)   Бюджетные права, которыми наделяются органы публичной власти соответствующего уровня;

3)   Принципы разграничения бюджетных полномочий и межбюджетного регулирования. 

Построение  бюджетной системы Российской Федерации  основано на Конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным  кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система  Российской Федерации состоит из трех уровней (рис. 1):

 Рис.1 Бюджетная  система РФ 

Следует отметить, что бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:

1. единство  бюджетной системы Российской  Федерации;

2. разграничение  доходов и расходов между уровнями  бюджетной системы;

3. самостоятельность  бюджетов разных уровней;

4. полнота  отражения доходов и расходов  бюджетов и источников финансирования  дефицитов бюджета;

5. сбалансированность  бюджета; 

6. эффективность  и экономность использования  бюджетных средств; 

7. общее  (совокупное) покрытие расходов бюджетов;

8. гласность; 

9. достоверность  бюджета; 

10. адресность  и целевой характер использования бюджетных средств;

11. равенство  бюджетных прав субъектов Российской  Федерации, муниципальных образований. 

В результате финансовой деятельности между бюджетами  разных уровней возникают межбюджетные отношения. Межбюджетные отношения  – это отношения между органами государственной власти РФ, органами власти субъектов и органов местного самоуправления, связанных с формированием  и исполнением соответствующих  бюджетов.

Анализ действующей  практики показывает, что в механизме  межбюджетных отношений в России одновременно действует два принципа: с одной стороны, унифицированный  подход к регионам при формировании бюджетных доходов, с другой стороны  – дифференцированный подход на стадии формирования расходной части бюджета. Это приводит к возникновению  встречных финансовых потоков, может  возникать временной разрыв. Временной  разрыв, возникающий в процессе движения средств из региона в федеральный  бюджет, а затем из федерального в региональные, вынуждает отдельные  субъекты РФ прибегать к различного рода займам, кредитам. [2,стр. 9-10] 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Бюджет государства и его проблемы в условиях инфляции