Бюджет города новосибирска

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Местное самоуправление - обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на представительные местные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово - бюджетными правами.

Финансовой базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.

Работа содержит 1 файл

чистовик.docx

— 96.76 Кб (Скачать)

     Как показал анализ налогообложения  в зарубежных странах, основу доходов  муниципальных бюджетов в развитых демократических государствах составляют, как правило, поимущественные налоги. Так, в США и Канаде доходы в  этих бюджетах формируются в основном за счет поземельного налога от стоимости  земли и собственности, местных  налогов, а также тарифов за услуги. Применительно к составу налоговой  системы в России поземельный  налог следует рассматривать  как синтез двух составляющих —  налога на имущество и платы за землю.

     Согласно  статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации в бюджеты муниципальных образований подлежат зачислению два местных налога, а именно: налог на землю и налог на имущество физических лиц. Однако сегодня данные налоги дают лишь примерно 5-15% доходов местных бюджетов. Между тем существуют определенные резервы увеличения их объема в доходах муниципальных бюджетов.

     Переход к исчислению земельного налога в зависимости от кадастровой стоимости земельных участков вместо установления фиксированных платежей за единицу земельной площади позволил увеличить размер данного налога и усилить заинтересованность местных органов власти в его поступлении в муниципальные бюджеты. Однако обращают на себя серьезное внимание вопросы масштаба предоставления льгот субъектам хозяйствования без соответствующей компенсации выпадающих доходов местным бюджетам. Увеличению поступлений в них земельного налога способствовало бы решение вопроса о сокращении перечня льгот, в частности по земельным участкам, занятым объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, находящимся в федеральной собственности, своевременная и полная компенсация средств местным бюджетам по предоставленным льготам.

     Возможность повышения доходов местных бюджетов за счет налога на имущество физических лиц в значительной степени может  быть реализована при условии  наиболее полного учета в целях  налогообложения рыночной стоимости  этого имущества. По оценкам налоговых органов, поступления отданного вида налога при выполнении указанного условия должны в среднем увеличиться в 10 раз, а если при этом и ставка налога будет установлена в размере одного процента от рыночной стоимости строений, принадлежащих физическим лицам, то доля поступлений в доход местных бюджетов от рассматриваемого налога должна возрасти до 32% общего объема их доходов.

     Вместе  с тем требуют существенной проработки вопросы о социальных последствиях увеличения данного налога, системе  льгот и скидок по нему. Сохранение за налогом на имущество физических лиц статуса местного налога заинтересовывает муниципалитеты оперативно учитывать  особенности состояния объектов недвижимости, конъюнктуру на их рынке  в разрезе отдельных территорий для максимально достоверного определения  размеров налогооблагаемой базы.

     Таким образом, развитие имущественного обложения  в России в современных условиях и с точки зрения пополнения доходов  муниципальных бюджетов имеет весьма неплохие реальные перспективы.

     В связи со сказанным как преждевременная  и неоправданная расценивается  на местах отмена доли налога на имущество  организаций в пользу местных  бюджетов. Между тем в пользу такой  доли говорят и такие факторы, как стабильность его поступлений, низкая мобильность налоговой базы и экономическая эффективность. Поскольку организации используют местную инфраструктуру (в частности, дороги и коммунальные услуги), то логично  было бы закрепить налоги, поступающие  от их имущества, за местными бюджетами.

     В послании Президента Федеральному собранию Российской Федерации заявлено о  необходимости принять до 2010 года новую главу Налогового кодекса  «Налог на недвижимость». Уже сейчас можно утверждать, что это введение нового налога приведет к увеличению налоговой нагрузки на население. Это  следует из того, что рассчитываться этот налог будет из реальной рыночной стоимости всей находящейся в  собственности недвижимости.

     Резервом  улучшения бюджетной обеспеченности муниципальных образований послужило  бы также введение в состав местных  налогов транспортного налога, так  как вопросы содержания и строительства  транспортных инженерных сооружений в границах поселений, муниципальных районов, городских округов, за исключением дорог общего пользования федерального и регионального значения, являются полномочиями соответственно поселений, муниципальных районов, городских округов.

     Среди зачисляемых в бюджеты муниципальных  образований доходов наиболее объемным является налог на доходы физических лиц. Этот налог выступает важным инструментом регулирования занятости населения и уровня оплаты труда, легализации доходов, а в конечном счете — рычагом, играющим решающую роль в регулировании объема поступлений в бюджет. Поэтому как для субъектов Российской Федерации, так и для муниципальных образований особое значение имеет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц.

     Однако  сегодня назрела социальная необходимость  по изменению существующего порядка  зачисления налога на доходы физических лиц - зачислять его не по месту  работы гражданина, а по месту его  проживания. Такая мера устранила  бы ныне существующее противоречие между  тем, что налог этот зачисляется  по месту работы, и тем, что социальные услуги и налоговые вычеты оказываются  по месту жительства гражданина.

     Повышение значимости налога на доходы физических лиц для муниципальных бюджетов сегодня связано и с активизацией политики роста доходов населения, с созданием дополнительных рабочих  мест, с ростом заработной платы  и индексацией её в связи с  инфляцией.

     Существенным  резервом увеличения поступлений в  бюджетную систему страны является активизация работы органов местного самоуправления совместно с инспекциями  ФНС России по снижению недоимки. Проблема повышения эффективности администрирования  местных налогов в рассматриваемом  контексте особенно актуальна. Между  тем местные налоги в общем  объеме доходов консолидированного бюджета занимают всего лишь 2%. Этим объясняется довольно низкий интерес органов налоговой службы к местным налогам.

     Четкое  разграничение налоговых доходов  между различными уровнями бюджетной  системы страны — необходимое  условие ее эффективного функционирования. Предложения по разграничению доходных полномочий, сформулированные выше, направлены на повышение эффективности собираемости налогов, сглаживание неравенства  в бюджетной обеспеченности территорий, поддержание сбалансированности различных  уровней бюджетной системы и  укрепление доходной базы местных бюджетов. Актуальность данных предложений, в  конечном счете, обусловливается необходимостью придания статуса местных налогов  всем имущественным налогам, ибо  за местными бюджетами следует закреплять все те налоги и сборы, на формирование налоговой базы которых способны влиять муниципальные органы и которые  они могут эффективно администрировать.

 

Заключение:

На основании  проведенного в работе исследования можно сделать следующие выводы и предложения:

Финансовой  базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и  имущественные права, предоставленные  этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять  свои бюджеты, распоряжаться переданными  в их ведение предприятиями и  получать от них доходы.

Местные бюджеты - один из главных каналов  доведения до населения конечных результатов производства. Через  них общественные фонды потребления  распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной  мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь  местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем  продукции и услуги которых также  являются важным компонентом обеспечения  жизнедеятельности населения.

Местный бюджет - это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение  и исполнение, а также контроль за исполнением которой осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно.

Доходная  часть местных бюджетов состоит  из собственных доходов и поступлений  от регулирующих доходов, она также  может включать финансовую помощь в  различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки  муниципальных образований), средства по взаимным расчетам.

Очевидно, что роль местных финансов, в их числе и местных бюджетов, усиливается, а сфера их использования расширяется. Поэтому было очень важно разобраться  их законодательной основе, досконально  рассмотреть структуру доходов. Отследить процесс накопления и распределения денежных средств для организации более эффективной системы формирования и использования местных бюджетов.

Доходы  города Новосибирска формируются из следующих каналов поступлений: собственных (муниципальных) доходов, налогов и сборов; закрепленных за местными бюджетами налогов и  доходов; безвозмездных поступлений  от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, средств, безвозмездно передаваемых местным бюджетам, с  целью оказания им финансовой помощи.

Проведенное исследование позволило определить проблемы формирования и исполнения доходной части бюджета, разработать  направления по ее совершенствованию.

Одной из первых проблем является планирование. Практика непрерывного внесения изменений  в налоговое законодательство делает нестабильной правовую среду налогообложения  и не позволяет реально рассматривать  вопрос о возможности прогнозирования  доходов бюджета даже на ближайшую  перспективу.

Некоторой стабилизации могла бы способствовать разработка многолетней программы  реформы налоговой системы, которая  имела бы статус, требующий неукоснительного ее исполнения.

Проблемой качественного исполнения бюджета  является обеспечение своевременного и полного поступления доходов. По-прежнему актуальным остается вопрос своевременности расчетов с бюджетом юридических и физических лиц. Несмотря на принимаемые меры, имеет место задолженность по платежам в бюджет. Очевидна необходимость разработки комплексной программы, предусматривающей радикальные меры по повышению платежеспособности предприятий.

 

Список  литературы.

  1. Вахрин П.И., Нешитой А.С.  Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,2002. – 656с.
  2. Вахрин П.И. Бюджетная система РФ: Учебник – М.: Издаельско-торговая корпорация «Дашков и К»,2002. – 344с.
  3. Бюджетная система РФ.: Учебник 4-е изд./Под ред. О. Врублевской, М. Романовского. – СПб.: Питер,2008. – 576с.
  4. Местные налоги и сборы. – Новосибирск.: Рипел. – 2004. – 19 с.
  5. Попков С.Ю. Прогнозирование налоговых доходов // Финансы. – 2007. - №8. – С. 76-77.
  6. Закревская Г.С. Пути увеличения налогооблагаемой базы муниципальных образований // Финансы. – 2008. - №7. – С. 28-30.
  7. Тишкина Л.Е. Укрепление доходной базы местных бюджетов //Финансы. – 2006. – №9. – С.20.
  8. Ларина С.Е. Перспективы развития муниципальных финансов // Финансы. – 2007. - №11. – С. 10.
  9. Пронина Л.И. Местное самоуправление в условиях среднесрочного финансового планирования // Финансы. – 2007. – № 5. – С. 16.
  10. Кузнецова А.Н. Местный бюджет: ретроспектива теории и практики формирования // Финансы и кредит. – 2007. - №48. – С. 14.
  11. Коновалова Т.В., Ковригина Н.Н. Вопросы формирования собственных доходов местных бюджетов // Региональная экономика: теория и практика. – 2007. - №11. – С. 20.
  12. Тютюрюков Н.Н. Региональные и местные налоговые доходы // Финансы. – 2008. - №4. – С. 31-35.

Информация о работе Бюджет города новосибирска