Безналичные расчеты их сущность и принципы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 18:35, контрольная работа

Описание работы

В соответствии с Гражданским кодексом РФ платежи по территории России осуществляются путем наличных и безналичных расчетов, так как в настоящее время осуществление расчетов наличными денежными средствами ограничено. Гражданский кодекс РФ устанавливает, что расчеты юридических лиц и расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности осуществляются в безналичном порядке. Поэтому целью данной контрольной работы является определить понятие безналичных расчетов, а задачей - рассмотреть основные принципы организации безналичных расчетов и понять экономическую сущность безналичных расчетов.

Содержание

Введение 3

1.Сущность безналичных расчетов

1.1. Безналичные расчеты: понятие, условия осуществления расчетов. 4

1.2. Экономическая сущность безналичных расчетов. 6

1.3.Принципы безналичных расчетов. 7

Заключение 11

Тестовое задание 12

Список использованных источников 13

Работа содержит 1 файл

безналичные расчеты.docx

— 531.47 Кб (Скачать)

              Шестой принцип - контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных норм о порядке их проведения. Подразделяется на предварительный, текущий, последующий, внутренний и внешний контроль. Большую роль в соблюдении данного принципа играет установление Федерального закона РФ «О бухгалтерском учете» публичности бухгалтерской отчетности. В законе указано, что акционерные общества открытого типа, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов), обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.

                  Седьмой принцип (как следствие принципа контроля) - имущественная ответственность за несоблюдение договорных условий. Он определяет, что нарушение договорных обязательств в части расчетов влечет применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени)…

                  Контроль позволяет предотвратить неисполнение обязательств как своих, так и контрагентов, но если такое случилось, имущественная ответственность позволяет возместить причиненные убытки что дает возможность ослабить негативные последствия.

3.1 Расчёты платежными поручениями.

  

 Это - самая  распространенная в настоящее время  в России форма безналичных расчетов. В 1999 году доля платежных поручений в объеме всех безналичных платежей составила более 95%

  Платежное  поручение - один из видов расчётных документов, представляет собой оформленное в письменном виде поручение плательщика банку о перечислении (переводе) с его счёта денежных средств в безналичном порядке за отпущенные (отгруженные) товары, выполненные работы и оказанные услуги, а также по др. платежам на счёт получателя.

 Платежные поручения действительны в течение  десяти дней со дня их выписки (день выписки при этом в расчет не берется) и принимаются от плательщика  к исполнению только при наличии  средств на счете, если иное (получение  ссуды для совершения платежа) не оговорено между банком и владельцем счета.

 Основные  реквизиты платежного поручения: характер и содержание операции, дата и сумма, наименования и номера счетов участников расчетов; название учреждений банков, где ведутся подписи лиц, уполномоченных на подписание расчётно-денежных документов, оттиск печати.

 При одновременном  перечислении средств с одного счёта  плательщика на счета нескольких получателей, как правило, составляются сводные платёжные поручения.

 Платежные поручения кроме оплаты за товары и услуги, применяются, в частности  в РФ, для перечисления средств  по нетоварным операциям, финансовым обязательствам (платежи в бюджет, органам социального  страхования и др.), при погашении  кредиторской задолженности.

 Последовательность  движения платежного поручения:

 Операция 1. Плательщик передает в свое учреждение банка  платежные поручения, а банк принимает их от хозяйствующего субъекта.

 Операция 2. Банк списывает деньги со счета плательщика и передает их вместе с поручением в банк получателя для зачисления на его расчетный счет.

 Операция 3.  Банк получателя зачисляет поступившие на его корреспондентский счет деньги на счет получателя.

 Операция  4.  Плательщик получает в виде выписки со своего счета подтверждение о списании денежных средств с его счета и перечислении получателю.

 Операция 5. Банк сообщает получателю в виде выписки из расчетного счета подтверждение о зачислении на его счет денежных средств.

  По  договоренности сторон платежи поручениями  могут быть срочными, досрочными и  отсроченными. Срочный платеж совершается после отгрузки товара, до отгрузки товара, а также авансовые платежи при крупных поставках. Досрочный и отсроченный платежи возможны в рамках договорных отношений без ущерба для финансового положения сторон.

 Платежные поручения могут быть использованы при проведении расчётов между хозяйствующими субъектами в порядке плановых платежей. В данном случае процедура поставок продукции или оказания услуг  должна носить постоянный и равномерный  характер.

 Для проведения расчётов в порядке плановых  платежей предприятие- плательщик представляет в обслуживающий его банк список предприятий, с которыми имеются  соглашения о расчётах плановыми  платежами с указанием:

    • Сроков перечисления платежей;
    • Счета, с которого будет производиться платеж;
    • Счета, на который он должен быть зачислен;
    • Срока выверки расчетов;
    • Порядка их завершения.

   Суть  данного рода расчетов сводится к  тому, что покупатель в соответствии с договорённостями с поставщиком  периодически перечисляет ему денежные средства.

   На  каждый плановый платеж выписывается и передается банку отдельный документ - платежное поручение (выписываемое покупателем).

   Ежемесячно  проверяется правильность осуществления  платежей, их соответствие стоимости  фактически отгруженной продукции  или оказанных услуг. Один из участников сделки, определенный договором, контролирует расчетные отношения.

   Плановые  платежи сводят к минимуму разрыв во времени между отгрузкой продукции и поступлением денежных средств за нее, упрощают технику расчетов, дают возможность сторонам более четко регулировать свой денежный оборот. [13,с.10]

   Обязательным  условием успешного применения данной формы расчетов являются стабильное финансовое состояние и высокая теснота связей между участниками сделки, что достаточно проблематично в современный период.

   Используя форму расчетов платежными поручениями, Поставщик (получатель средств) несет  риски: задержки выписки плательщиком платежного поручения из-за отсутствия или недостаточности средств, или  невозможности получения ссуды; несвоевременного поступления средств  при исполнении платёжного поручения  соответствующими банками или РКЦ.

   Риск, который несёт Покупатель, заключается  в отсутствии гарантии своевременной  поставки товара, особенно при досрочных  платежах. Такие платежи, кроме указанного риска, обусловливают и потери Покупателя, связанные с отвлечением из оборота  денежных средств и фактическим  предоставлением Поставщику беспроцентной  ссуды. 

   3.2 Расчёты платежными требованиями-поручениями 

   Относительно  новым для нашей экономики  расчетным документом и, соответственно, новой формой безналичных расчетов являются расчеты платежными требованиями-поручениями.

   Платежное требование-поручение представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных в обслуживающий банк плательщика расчетных и отгрузочных документов стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг и поручение плательщика списать средства с его счета.

   Платежные требования-поручения выписываются поставщиками и вместе с коммерческими  документами отправляются в банк покупателя, который передает требование-поручение плательщику для акцепта

   Плательщик  обязан вернуть в банк акцептованное  платежное требование-поручение или заявить отказ от акцепта в течение трех дней со дня поступления его в банк плательщика. Платежное требование-поручение принимается к оплате при наличии средств на счете плательщика.

     Об отказе полностью или частично оплатить платежное требование-поручение плательщик уведомляет обслуживающий его банк в течение этих трех дней. Требования-поручения вместе с приложенными отгрузочными документами и извещениями об отказе в оплате возвращаются непосредственно поставщику. При согласии оплатить полностью или частично платежное требование-поручение плательщик оформляет его подписями лиц, уполномоченных распоряжаться счетом и оттиском печати, а затем сдает их в обслуживающий банк (см. Приложение В).

                                                                                                         Приложение В

Порядок расчетов платёжными требованиями-поручениями.

 
 

 

1 - поставка товара (оказание услуг);

1а - передача платежного  требования-поручения в банк покупателя;

2 - расчетные документы  передаются покупателю для акцепта;

3 - акцептованные  расчетные документы возвращаются  в банк, где производится списание  средств со счета покупателя;

4 - перевод средств  в банк поставщика и зачисление  средств на счет поставщика;

5 - сообщение поставщику  о зачислении средств на его  банковский счет.

2.2 Инкассо

 

   Инкассо – банковская операция, посредством которой банк берет на себя обязательство получить от имени и за счет клиента деньги и (или) акцепт платежа от третьего лица по представленным на инкассо документам. В основе инкассовых операций согласно праву большинства стран лежит договор поручения.

   Расчеты в форме  инкассо широко распространены в международных платежах по контрактам на условиях коммерческого кредита. На инкассо зарубежными банками  принимаются финансовые и коммерческие документы.

   Банк, принимая документы на инкассо, обязан переслать их в банк, обслуживающий  плательщика, т.е. исполняющий банк, взыскать с него средства и перечислить  на расчётный счет поставщика.

   Особенностью  российской практики является возможность  отправления банком документов, принятых на инкассо, как при наличие между  банками корреспондентских отношений, т.е. в порядке, принятом мировой  практикой, так и при их отсутствии.

   Банк  плательщика, получив присланные документы, сообщает об этом плательщику и осуществляет оплату только после получения от него предварительного акцепта в  той или иной форме. [11,с.52]

2.3 Клиринг

   Клиринг – представляет собой способ безналичных расчетов, основанный на зачете взаимных требований и обязательств юридических и физических лиц за товары (услуги), ценные бумаги.

   Сущность  зачета взаимных требований заключается  в том, что равновеликие суммы  взаимных требований кредиторов и обязательств должников друг к другу погашаются, а платежи осуществляются только на разницу.

   Экономической основой клиринга является высокий  уровень специализации и кооперации хозяйствующих субъектов и обусловленные  ими широкие взаимопоставки.

   Концентрация  платежей при клиринге позволяет  значительно сократить сумму  взаимной задолженности, прервать цепочку  платежей, достичь экономии платежных  средств на сумму зачтенного оборота, расширить сферу безналичных  расчетов и облегчить управление ими. Как следствие — упрощаются, удешевляются и ускоряются расчеты, сохраняется имеющаяся денежная (кассовая) наличность, и за счет этого  повышается уровень прибыльности и ликвидности участников.                   

    Зачеты взаимной  задолженности могут  проводиться между  двумя 

   хозяйствующими  субъектами, групповые и межотраслевые.

   По  времени проведения они бывают разовые (единовременные) и постоянные. Последние обеспечивают экономичное и своевременное осуществление платежа. Подавляющий объем зачетов происходит  с участием банка, но возможна их организация между предприятиями, минуя банки. Как указано в п.1.4 Положения о безналичных расчетах, в этом случае в банк представляется поручение и чек на незачтенную сумму.

   Подобного рода зачеты (минуя банки) широко практикуются за рубежом внутри корпораций. Посредством  внутрикорпоративных зачетов погашается нередко основная часть долгов предприятий  и  филиалов. В связи с созданием  промышлснно-финансовых групп в  России они должны получить здесь  развитие.

   На  базе зачетов, минуя банки, организуются и бартерные  операции. Бартерные сделки — взаимные товарообменные операции с передачей права собственности на товары (натуральный обмен) без денежных (банковских) расчетов за поставленные товары. Они позволяют контрагентам оперативно согласовать номенклатуру, объем, цены и условия взаимных поставок, определяемые договорами.

Информация о работе Безналичные расчеты их сущность и принципы