Банкротство индивидуального предпринимателя в Республике Казахстан

Автор: Александр Веденин, 18 Октября 2010 в 08:12, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является освещение проблемы банкротства в целом с учетом современных условий. В этом направлении рассматриваются следующие вопросы: понятие банкротства как неотъемлемого атрибута рыночной экономики; основные критерии несостоятельности и процедуры банкротства индивидуального предпринимателя, установленные законодательством. Рассмотрены как объективные, так и субъективные причины банкротства многих предприятий и проанализированы основные пути выхода из кризисных ситуаций.

Содержание

нет

Работа содержит 1 файл

Банкротство индивидуального предпринимателя РК.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ 

 

Введение

 

    Объективным процессом рыночной экономики, основанной на конкуренции, является постоянный переток капиталов в наиболее доходные сферы, перераспределение собственности от неэффективных хозяйствующих субъектов к эффективным. Осуществляется данное перераспределение посредством процедуры банкротства. Поэтому в любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве).

    В настоящий момент нашей рыночной экономике присущи такие явления как спад промышленности, экономический кризис, отсутствие инвестиций, ужесточение денежно-кредитных отношений, что несомненно приводит к несостоятельности хозяйствующих субъектов. И перед обществом встает вопрос: что же делать с этими обанкротившимися предприятиями.

    Существующая  до 1998 г. в Казахстане нормативно-правовая база, регламентирующая процесс банкротства, оказалась неработоспособной в  современных экономических условиях и привела к тому, что крупные предприятия получили возможность, не опасаясь банкротства, продолжать усугублять кризис неплатежей. Но, не смотря на это, с каждым годом число дел о несостоятельности, рассмотренных арбитражными судами, растет, что, несомненно, свидетельствует о том, что институт банкротства в Казахстане занимает одно из ведущих мест в развитии нормальных экономических отношений среди участников хозяйственного оборота.

      Действующий ныне Закон РК "О банкротстве" предусматривает, что основанием для обращения кредитора с заявлением в суд о признании должника банкротом является неплатежеспособность, т. е. неисполнение должником обязательства в течение трех месяцев с момента наступления срока его исполнения. В случае признания должника банкротом назначенный судом конкурсный управляющий осуществляет конкурсное производство с целью удовлетворения требований кредиторов и объявления банкрота свободным от долгов. После продажи имущества должника конкурсный управляющий производит расчеты с кредиторами в соответствии с установленной Законом РК "О банкротстве" очередностью. При этом происходит погашение требований только тех кредиторов, которые своевременно обратились к конкурсному управляющему с заявлением и включены в реестр требований кредиторов. Таким образом, кредиторы предприятия-банкрота, в т.ч. его работники, не получавшие длительное время заработную плату, в ходе конкурсного производства получают ее именно в результате проведенной конкурсным управляющим работы по взысканию долгов с дебиторов и продаже имущества.

      С момента возбуждения конкурсного производства на плечи конкурсного управляющего ложится колоссальная работа по анализу финансового состояния должника, проверке обоснованности требований кредиторов. На все это время законом ограничено. Устанавливая сроки конкурсного производства, законодатель не учел, что, как правило, конкурсный управляющий сталкивается с полной запущенностью учета на предприятии, отсутствием необходимой бухгалтерской документации. Для восстановления учета необходимы специалисты и время, которое крайне ограничено.

      Неликвидность имущества, которое длительное время  не может быть реализовано, связана  как с отсутствием покупательской способности на устаревшее оборудование и механизмы, так и с высокой балансовой стоимостью зданий, сооружений, техники. Какие действия должен предпринять конкурсный управляющий в данной ситуации, действующее законодательство о банкротстве не предусматривает. В таких случаях конкурсные управляющие на свой риск по согласованию с комитетом кредиторов продают имущество по минимальной цене, с целью хоть частично погасить долги перед кредиторами, либо списывают его.

      Только  с решением этих вопросов путем внесения изменений в Закон РК "О банкротстве" можно рассчитывать на ликвидацию предприятия  в установленные законом сроки.

    Актуальность и практическая значимость темы настоящей курсовой работы обусловлена рядом причин.

    Во-первых, в настоящее время, в казахстанской  экономике ключевой проблемой является кризис неплатежей, и добрую половину казахстанских предприятий следовало  уже давно объявить банкротами, а полученные средства перераспределить в пользу эффективных производств, что несомненно бы способствовало оздоровлению казахстанского рынка.

    Во-вторых, в условиях массовой неплатежеспособности хозяйствующих субъектов особое значение приобретают меры по предотвращению кризисных ситуаций, а также мероприятия, направленные на восстановление платежеспособности предприятия и стабилизацию его финансового состояния.

    Основной  целью курсовой работы является освещение  проблемы банкротства в целом с учетом современных условий. В этом направлении рассматриваются следующие вопросы: понятие банкротства как неотъемлемого атрибута рыночной экономики; основные критерии несостоятельности и процедуры банкротства индивидуального предпринимателя, установленные законодательством. Рассмотрены как объективные, так и субъективные причины банкротства многих предприятий и проанализированы основные пути выхода из кризисных ситуаций.

 

Глава 1. Основные понятие и термины в процедуре банкротства

 
 

      В соответствии с Законом Республики Казахстан от 21 января 1997 г. “О банкротстве” (с изменениями и дополнениями от 1 июля 1998 г.) к несостоятельным (неплатежеспособным) должникам могут быть применены различные процедуры банкротства. К судебным процедурам, в частности, относятся реабилитационная процедура и конкурсное производство; к внесудебным - внесудебная процедура ликвидации. Следует отметить, что во всех процедурах банкротства изменяется правовой режим имущества должника. Это может, например, проявляться в том, что управление делами и имуществом должника переходит к третьим лицам (реабилитационному или конкурсному управляющим). Кроме того, во всех процедурах банкротства заключение сделок в отношении имущества должника осуществляется в особом порядке.

      Особенности правового режима имущества должника в рассматриваемых процедурах особо проявляется по отношению к недвижимому имуществу. Специфика правового режима указанного имущества обусловлена тем, что в соответствии с п.1 ст.118 ГК РК право собственности и другие права на недвижимое имущество, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат регистрации в правовом кадастре. /8, с.4/

      Все процедуры банкротства являются для самого должника, то есть правообладателя, ограничением его прав на принадлежащее  недвижимое имущество. В связи с этим, указанные объекты должны быть зарегистрированы как обременения прав должника на недвижимое имущество, хотя при введении реабилитационной процедуры или конкурсного производства полномочия по распоряжению недвижимостью и другим имуществом должника переходят соответственно к реабилитационному или конкурсному управляющим. Для последних указанные процедуры являются правами.

      Ограничение прав должника на недвижимое имущество  в судебных процедурах банкротства  начинается с вынесения определения суда о возбуждении производства по делу о банкротстве. В соответствии с п.1 ст.28 Закона “О банкротстве” с момента возбуждения производства по делу о банкротстве собственник имущества должника (уполномоченный им орган), все органы юридического лица лишаются права распоряжаться имуществом должника. Таким образом, с момента вынесения такого определения в правовом кадастре необходима его регистрация. При ее отсутствии регистрирующий орган не сможет обеспечить соблюдение излагаемой нормы. В частности, могут быть зарегистрированы сделки с имуществом должника, заключаемые его органами, которые в соответствие с п.1 ст.28 Закона “О банкротстве” с момента возбуждения производства по делу о банкротстве лишаются права распоряжаться имуществом должника.

      В настоящее время в Казахстане в связи с тем, что государственная  регистрация прав на недвижимое имущество  введена только с момента создания регистрирующих органов и носит  явочный характер, регистрация обременений  прав должника на недвижимое имущество, связанных с процедурами банкротства, в ряде случаев значительно затрудняется. Связано это с тем, что регистрация указанных обременений возможна при регистрации прав либо при наличии сведений о ранее возникших правах должника на недвижимое имущество. Если у должника права возникли до введения системы государственной регистрации и признаются без государственной регистрации, то в правовом кадастре будут отсутствовать сведения о недвижимом имуществе, принадлежащем должнику. В таких случаях при регистрации процедур банкротства в правовом кадастре необходимо представить на каждый объект недвижимости, расположенный в пределах действия данного регистрирующего органа, правоустанавливающий документ. При их отсутствии (например, при регистрации определения суда о возбуждении производства по делу о банкротстве суд не располагает такими документами) в регистрирующий орган могут быть представлены данные только о правообладателе, в отношении которого возбуждены соответствующие процедуры банкротства. В последнем случае регистрацию обременения прав на недвижимое имущество нельзя произвести в связи с тем, что в правовом кадастре регистрация носит пообъектный характер. Регистрирующему органу в данной ситуации необходимо завести дополнительную информационную базу по субъектному признаку, чтобы в него занести данные о применении в отношении тех или иных субъектов процедур банкротства. /8, с.8/

      Ограничение прав собственника имущества должника (уполномоченного органа), учредителей (участников) или органов юридического лица по распоряжению имуществом должника действительно, по общему правилу, до завершения всех процедур банкротства. Это означает, что указанное ограничение в правовом кадастре будет прекращено в отношении данного объекта недвижимости только в связи с отчуждением такого имущества лицами, уполномоченными на реализацию такого имущества. Например, в реабилитационной процедуре отчуждение в установленном порядке может произвести реабилитационный управляющий, в конкурсном производстве - конкурсный управляющий.

      Такие судебные процедуры банкротства, как реабилитационная процедура и конкурсное производство, также изменяют правовой режим имущества должника. В ходе осуществления реабилитационной процедуры, во-первых, полномочия по распоряжению имуществом должника переходят реабилитационному управляющему, и, во-вторых, сделки по распоряжению недвижимым имуществом должника осуществляются в особом порядке. В частности, пунктом 2 ст. 51 Закона “О банкротстве” установлено, что реабилитационным управляющим сделки по распоряжению недвижимым имуществом (передача в пользование, в залог и т.д.) совершаются с согласия комитета кредиторов. Указанное требование распространяется на все сделки с недвижимым имуществом независимо от того, предусмотрено ли заключение таких сделок по плану реабилитации или они совершаются реабилитационным управляющим для осуществления целей реабилитационной процедуры вне указанного плана. В тех случаях, когда совершение сделок с недвижимым имуществом предусмотрено в плане реабилитации, которое утверждается судом с согласия кредиторов в порядке, в последующем нет необходимости получения согласия комитета кредиторов на совершение таких сделок. Однако, из действующей редакции Закона следует, что и в последующем такое согласие необходимо. /3, ст.43/

      Изложенное  свидетельствует о том, что в реабилитационной процедуре правовой режим имущества должника изменяется и введение такой процедуры необходимо зарегистрировать в правовом кадастре, если в составе имущества должника имеется недвижимость.

      При принятии судом решения о прекращении реабилитационной процедуры в отношении должника, признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, если достижение цели реабилитационной процедуры невозможно, в правовом кадастре необходимо зарегистрировать для погашения указанного обременения прекращение реабилитационной процедуры и введение конкурсного производства.

      В конкурсном производстве сохраняет  силу обременение, наложенное в связи  с возбуждением производства по делу о банкротстве, поскольку ограничение  прав собственника имущества должника (уполномоченного органа), учредителей (участников), всех органов юридического лица по распоряжению имуществом должника сохраняет силу /3, ст.68/.  Наряду с этим в конкурсном производстве в правовом режиме имущества банкрота возникают другие изменения. Заключаются они в том, что продажа имущества банкрота осуществляется конкурсным управляющим в соответствие с планом продажи имущества, утвержденным комитетом кредиторов.

      В соответствии со ст. 84 и 85 Закона “О банкротстве” в конкурсном производстве при удовлетворении требований кредиторов допускается переход имущества должника в натуре. До внесения указанных изменений передача с согласия кредиторов в их общую долевую собственность имущества должника в натуре допускалась только в тех случаях, когда такое имущество предлагалось к продаже, но осталось нереализованным за отсутствием покупателя./3, ст.84/

      Толкование  рассматриваемых норм Закона “О банкротстве”, на наш взгляд, необходимо проводить  с учетом норм законодательства банкротстве  и об исполнительном производстве. Нормы законодательства о банкротстве не регулируют детально порядок удовлетворения требований кредиторов. В связи с этим, возникают вопросы применения к рассматриваемым отношениям норм, регулирующих иные отношения: проведение торгов, исполнительное производство, реализацию предмета залога и т.д. Нормы указанных сфер законодательства содержат различные правила об отчуждении имущества. Однако, в конкурсном производстве дополнительно, в части, не противоречащей соответствующим нормам законодательства о банкротстве, должно применяться законодательство об исполнительном производстве. Действующий в Казахстане в настоящее время Закон об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей от 30 июня 1998 г. допускает передачу взыскателю с его согласия имущество должника в натуре (п.3 ст. 35). /8, с.13/

Информация о работе Банкротство индивидуального предпринимателя в Республике Казахстан