Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 23:40, дипломная работа
Цель работы – охарактеризовать банковские пластиковые карты. Задачи работы:
Описать основные характеристики банковских пластиковых карт.
Описать рынок банковских пластиковых карт Белоруссии, ОАО «Белагропромбанк».
Охарактеризовать положение Юго-западного банка Сбербанка России на рынке банковских пластиковых карт Южного Федерального Округа.
Проанализировать стратегию Юго-западного банка Сбербанка России на рынке банковских пластиковых карт Южного Федерального Округа и дать рекомендации по ее оптимизации.
ВВЕДЕНИЕ
1. БАНКОВСКИЕ ОПЕРАЦИИ С ПЛАСТИКОВЫМИ КАРТАМИ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННЫХ СПОСОБОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ
1.1 Банковские пластиковые карточки как один из видов безналичных расчетов
1.2 Виды мировых и белорусских платежных систем, сформированных с использованием пластиковых карт
1.3 Нормативно-правовое обеспечение расчетов с использованием банковских пластиковых карточек
2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БАНКОВСКИХ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТОЧЕК В СИСТЕМЕ ОАО «БЕЛАГРОПРОМБАНК»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Белагропрмбанк»
2.2 Анализ выпускаемых банковских пластиковых карточек в ОАО «Белагропромбанк»
2.3 Анализ состава, структуры и динамики операций с пластиковыми карточками в ОАО «Белагропромбанк»
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БАНКОВСКИХ КАРТ В ОАО БЕЛАГРОПРОМБАНК
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
В настоящий момент наиболее известны следующие мировые платежные системы:
Visa
– крупнейшая международная
Visa
является самой крупной
Во всем мире в прошлом году 679,5 млн. карт с логотипами MasterCard были использованы для совершения почти 16,7 млрд. операций. Совокупный оборот по картам MasterCard увеличился на 10,6% и составил 1,5 триллиона долларов США.
По итогам 2004 г. в России выпущено 8 млн. 159 тыс. карт с логотипами MasterCard, из них 740 тыс. расчетно-кредитных карт MasterCard и 7 млн. 419 тыс. карт Maestro.
Темпы прироста эмиссии по сравнению с данными за 2003 г. по кредитным и дебетовым продуктам MasterCard составили 81% и 36,8% соответственно.
По данным на 31 декабря 2004 г., совокупный оборот по картам с логотипами MasterCard® (без учета Maestro) достиг 2,83 млрд. долл. США, что на 70,4% больше, чем в январе-декабре 2003 г.
В течение 2004 года по картам MasterCard (без учета Maestro) было совершено 11 млн. 80 тыс. операций, что на 64,8% больше по сравнению с 2003 годом.
В течение четвертого квартала 2004 г. по кредитно-расчетным картам MasterCard было совершено 3 млн. 52 тыс. операций, что на 65,1% больше, чем за аналогичный период 2003 г., совокупный оборот по картам MasterCard вырос на 71,8% и составил 880 млн. долл. США.
Количество точек приема кредитно-расчетных карт MasterCard® в России достигло 130 тыс., что на 38,3% больше, чем в прошлом году. Карты Maestro на конец 2004 года принимали 71 тыс. точек, что на 35,8% больше чем на конец 2003 г.
Visa и MasterCard рассчитаны на максимально широкие слои населения. Эти две системы контролируют более 60% российского рынка (приблизительно – 40% Visa и 25% MasterCard). Карточку Visa можно открыть более чем в 300 российских банках, a MasterCard – примерно в 150 банках.
Клубные платежные системы Visa и MasterCard позиционируют себя не только как средства оплаты. Карточки «нагружены» большим дополнительным сервисным пакетом. Владельцы карт получают страховку при поездках с очень широким покрытием страховых рисков: медицинская страховка, кража багажа, задержка рейса и т.д. В сервисный пакет входит возможность воспользоваться услугами VIP-зала в аэропорту, взять напрокат автомобиль, забронировать номер в гостинице и т.д. Развита и бонусная программа – чем больше держатель тратит по карте, тем больше он зарабатывает баллов. Эти баллы он может впоследствии обменять на товары и услуги. Карты банковских платежных систем тоже допускают такие услуги, но обеспечивают их уже сами банки.
Стоимость вхождения в «клубную» систему соответствует уровню обслуживания. Клубные карты ориентированы на клиентов с очень высоким уровнем дохода. Так для того, чтобы открыть обычную карту Visa и Mastercard, достаточно суммы в $100-200 долларов. А для открытия счета на клубной карте нужно положить минимум $2-3 тыс. В разы будет различаться и годовое обслуживание: $5-30 против $150-250.
4
апреля 2005 года, American Express и банк «Русский
Стандарт» объявили о
В рамках соглашения банк «Русский Стандарт» приступает к эмиссии первых в мире карт American Express в российских рублях, а также получает возможность выпускать карты в долларах США. Банк «Русский Стандарт» будет продвигать выпускаемые им карты American Express в России и обеспечивать полный клиентский сервис держателям карт, включая расчеты и установление кредитных лимитов.
Стратегия развития American Express предполагает возможность установления партнерских отношений с другими банками в России для выпуска ими собственных карт, принимаемых в сети обслуживания American Express.
Diners
Club International – одна из старейших платежных
систем в мире и один из лидеров по выпуску
карточек для путешествий и развлечений
(карточки T&E – travel and entertainment). Термин
T&E подразумевает определенную сферу
использования карточки: транспорт, гостиницы,
рестораны, индустрия развлечений, прокат
автомобилей. Держатель карточки Diners Club
International гарантированно получает удобства,
привилегии и скидки в указанной сфере.
Помимо оплаты товаров и услуг, по карточке
можно получать наличные средства в банкоматах,
отделениях банков и представительствах
Diners Club по всему миру. Каждому держателю
предоставляется набор сервисных услуг,
который включает в себя всевозможные
страховки, организацию туристических
и деловых поездок, бесплатный доступ
в бизнес-центры и салоны (залы ожидания)
в крупнейших аэропортах мира, услуги
международной телефонной связи, различные
системы бонусов и круглосуточную информационную
поддержку. Прежде всего, карточка рассчитана
на людей, занимающихся профессиональной
деятельностью, имеющих стабильный, выше
среднего уровня доход и достаточно часто
совершающих деловые или туристические
поездки. Существует два основных типа
карточек Diners Club: частная и корпоративная.
В данном случае клиенту предлагается
больше, чем простое платежное средство.
В его распоряжении находится «сервисная
корзина», призванная оградить клиента
от любых неожиданностей во время деловых
поездок и отдыха, включая любого рода
поддержку в представительствах Diners Club
International по всему миру. К сожалению, в нашей
стране подавляющее большинство людей,
совершающих частые деловые поездки по
стране и за рубеж, мало знакомы с самим
понятием T&E, что не позволяет им оценить
предлагаемые выгоды. В Белоруссии карточки
T&E еще не получили должного распространения,
что позволяет говорить о предложении
нового продукта для состоятельных клиентов
на российском рынке пластиковых карт.
Уже около десяти лет бой за белорусскй
рынок с монополистами ведут отечественные
платежная система – «Бел-карт». Среди
независимых клиентов спрос на них небольшой,
поскольку сеть приема этих карточек даже
в Белоруссии значительно меньше, чем
у международных. А за пределами нашей
страны воспользоваться ими невозможно.
Удельный вес платежных систем с использованием
карт в совокупном количестве эмитированных
карт представлен на рис. 2:
Рис.
2. Удельный вес платежных систем с использованием
карт в совокупном количестве эмитированных
карт в 2004 году в России, %2
Развитие национальной платежной системы сдерживается рядом причин: отсутствием совместимых программно-технических средств; различием в технологии обработки операций; отсутствием гарантий приема банками-участниками карт, эмитированных в рамках одной системы.
Вместе с тем хотелось бы отметить положительные моменты в развитии белорусской платежной системы. Один из них – реализация на практике двумя ведущими платежными системами организационно-технологической платформы, обеспечивающей при осуществлении операций по снятию наличных денег и оплате товаров работ и услуг взаимное обслуживание карт данных систем.
Другой положительный момент – реализация на территории Республики Беларусь различных карточных проектов в социальной сфере, обеспечивающих повышение эффективности функционирования адресных социальных программ, пенсионных и социальных выплат населению.
Кратко охарактеризуем белорусскую платежную систему «Бел-карт».
Белорусская платежная система «БЕЛ-КАРД» была создана в 1992 году и работает в 82 субъектах России. Карточки STB принимаются более чем в 2 тыс. банкоматах и 5 тыс. торговых предприятий России, Украины, Таджикистана, Узбекистана и Чехии. Банковские карточки STB обслуживаются около 900 отделениями российских банков более чем в 550 городах и районных центрах. Оборот по картам составляет около $100 млн. в месяц. Карты принимают 3200 банкоматов в России и странах СНГ.
2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БАНКОВСКИХ
ПЛАСТИКОВЫХ
КАРТ В СИСТЕМЕ ОАО «БЕЛАГРОПРОМБАНК»
2.1
Организационно-экономическая
характеристика ОАО
«Белагропромбанк»
2.2
Анализ выпускаемых
банковских карт в ОАО
«Белагропромбанк»
2.3
Анализ состава,
структуры и динамики
операций с банковскими
пластиковыми карточками
в ОАО «Белагропромбанк»
3.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
ПРОЦЕССА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
БАНКОВСКИХ КАРТ В ОАО
«БЕЛАГРОПРОМБАНК»
Перспективность развития сектора банковских карт, как направление работы банков, общепризнанна в мировой практике. Высокотехнологичные методы работы с клиентом позволяют перевести работу на качественно новый уровень, предоставляя более широкий спектр услуг, все более широким массам населения.
В
качестве клиентов банка можно выделить
следующие целевые группы (рис. 6):
Рис. 6. Целевые группы клиентов ОАО «Белагропромбанк»
1. Предприятия, централизованно внедряющие зарплатные проекты.
В настоящее время, для предприятий выплата заработной платы посредством банковских карт выполняет функцию не только повышения имиджа компании, но и оправдана экономически – сокращаются расходы на инкассацию, содержание бухгалтерского аппарата, депонирование средств. К таким предприятиям можно отнести компании с разветвленной филиальной сетью, структуры сетевого маркетинга.
Для этих целей могут использоваться дебетовые карты международных систем Maestro, Visa Electron, Бел-карт применяющиеся в основном для выплаты зарплаты работникам предприятий, а также для обслуживания малообеспеченных слоев населения (выплата пенсий, стипендий и организации социальных выплат).
Основным направлением для использования микропроцессорных карт АС СБЕРКАРТ в Юго-Западном банке Сбербанка России также является выплата зарплаты на предприятиях региона. При этом высокая стоимость микропроцессорной карты компенсируется длительностью срока использования, а необходимость установки дорогостоящего оборудования в торгово-сервисной сети позволяет подключать к системе точки, не имеющие возможности организовать качественные каналы связи для работы с пластиковыми картами.
Реализованные в АС СБЕРКАРТ алгоритмы защиты информации позволяют повысить безопасность проведения операций, а также избежать большинства ситуаций связанных с мошенничеством.
Привлечение корпоративных клиентов для реализации зарплатных проектов необходимо сопровождать развитием сети пунктов выдачи наличных, строящихся на базе существующих филиалов Сбербанка, где это возможно и при помощи банкоматов в тех местах, где их установка будет оправдана потоками клиентов. Организация достаточного количества точек самообслуживания на основе банкоматов, способствует повышению доверия со стороны клиента к Сбербанку, поскольку позволяет клиенту быть независимым от режима работы филиалов банка и формирует новое отношение к сфере банковских услуг.
Предприятия, с которыми банк собирается работать по «зарплатным» проектам перечислены ниже.