Банковские клиентские счета: порядок открытия, ведения и закрытия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 18:08, контрольная работа

Описание работы

Безналичные расчеты — это расчеты путем перевода банками денежных средств по счетам клиентов на основании расчетных документов в стандартизированной форме, а также путем зачета взаимных встречных требований. Безналичные расчеты организованы по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов расчетов, форм и способов совершения платежей и связанного с ними документооборота.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Основные виды банковских счетов 4
2.Банковские счета клиентов 6
3. Порядок открытия лицевых счетов 9
4. Ведение лицевых счетов 11
5.Примерный перечень документов, необходимых для открытия некоторых счетов клиентам. 16
6. Порядок закрытия расчетного счета. 22
Список литературы 24

Работа содержит 1 файл

спс исаев.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

     Лицевые счета в кредитной организации  ведутся в виде электронных баз  данных (файлов, каталогов), сформированных программным путем с использованием средств вычислительной техники. В  лицевых счетах должны отражаться: 

  • дата совершения операции; 
  • номер документа;  
  • вид (шифр) операции; 
  • номер корреспондирующего счета;
  • суммы - отдельно по дебету и кредиту, остаток по счету;  
  • другие реквизиты по необходимости.

     В выписках лицевых счетов должны отражаться:  

  • дата предыдущей операции по счету; 
  • входящий остаток на начало дня;
  • обороты по дебету и кредиту, отраженные по каждому документу (сводному документу); 
  • остаток после отражения каждой операции (по усмотрению кредитной организации) и на конец дня.

     Ведение учета взносов акционеров, вкладов  физических лиц, расчетов с работниками кредитной организации по заработной плате, учета основных средств, операций потребительского кредитования и других операций по потребностям кредитной организации в отдельных программах с отражением на соответствующих счетах учета в балансе итоговыми суммами.

     Использование отдельных программ для ведения  конкретных видов операций рекомендуется  оформлять внутренним распорядительным документом кредитной организации.

     Для открытия расчетного, текущего, валютного  счета клиент представляет необходимые документы в подразделение кредитной организации, на которое возложены функции по открытию клиентских счетов.

     Если  функции по открытию счетов возложены  не на юридическую службу кредитной  организации, то после сверки документов, необходимых для открытия счета, уполномоченными на это сотрудниками документы передаются в юридическую службу, которая проверяет правильность их оформления, и службу безопасности. По окончании проверки документов, в том числе службой экономической безопасности (если это предусмотрено внутренними нормативными документами кредитной организации), с клиентом заключается договор банковского счета.

     Сформированное  юридическое дело клиента хранится в юридической службе. Иной порядок  и место хранения юридического дела могут устанавливаться внутренним распорядительным документом кредитной организации.

     Для открытия на балансе кредитной организации  лицевого счета клиента в бухгалтерию (главному бухгалтеру, его заместителю  или ответственному исполнителю, которому внутренним распорядительным документом предоставлено право открытия счетов), передаются распоряжение об открытии счета, подписанное руководителем кредитной организации или соответствующим уполномоченным лицом, и карточка с образцами подписей и оттиска печати клиента, заверенная нотариально или уполномоченным лицом кредитной организации.

     В карточке с образцами подписей и  оттиска печати главный бухгалтер, его заместитель или ответственный  исполнитель, которому предоставлено  право открытия счетов, в поле «Отметка банка» проставляют собственноручную подпись и дату, с которой используется карточка. В поле «Прочие отметки» указываются порядок и периодичность выдачи выписок по счету.

     После открытия счета распоряжение об открытии счета, на котором указывается номер  счета, присвоенный клиенту, и проставляется подпись лица, открывшего счет, вместе с оригиналом карточки с образцами подписей и оттиска печати передается в юридическую службу или службу, определенную внутренним распорядительным документом кредитной организации, для помещения в юридическое дело клиента.

     Для использования в работе необходимое  количество экземпляров карточек с  образцами подписей и оттиска  печати ксерокопируется. Ксерокопии карточек заверяются подписью главного бухгалтера или его заместителя и передаются соответствующим работникам внутренних структурных подразделений кредитной организации.

     В случае если расчетно-кассовое обслуживание клиента по нескольким банковским счетам (при условии совпадения лиц, обладающих правом подписи по счету) осуществляется одним сотрудником внутреннего структурного подразделения кредитной организации, кредитная организация вправе не требовать оформления карточки к каждому банковскому счету.

     При этом если открытие нескольких банковских счетов клиента происходит не единовременно, момент принятия карточки для совершения операций по другому банковскому счету может быть отражен в поле «Прочие отметки».

     Открытые  счета клиентам регистрируются в  «Книге регистрации открытых счетов».

     В «Книге регистрации открытых счетов»  в обязательном порядке должны содержаться  следующие данные: 

  • дата открытия счета; 
  • дата и номер договора об открытии счета; 
  • наименование клиента; 
  • наименование (цель) счета;
  • номер лицевого счета; 
  • порядок и периодичность выдачи выписок счета; 
  • дата сообщения налоговым органам об открытии счета;
  • дата закрытия счета; 
  • примечание.

     В «Книге регистрации открытых счетов»  для каждого номера и наименования счета второго порядка открываются  отдельные страницы, которые пронумеровываются, прошнуровываются и опечатываются. Книга заверяется подписью главного бухгалтера или его заместителя и хранится у главного бухгалтера в месте, обеспечивающем ее сохранность от несанкционированного доступа третьих лиц.

     Счета физических лиц по вкладам (депозитам) открываются с соблюдением положений Гражданского кодекса Российской Федерации (гл. 44). Открытые физическим лицам счета по вкладам (депозитам) отражаются в «Книге регистрации открытых счетов» на общих основаниях.

     Если  законодательством Российской Федерации не предусмотрено сообщать налоговым органам об открытии счета, то в книге регистрации счетов в графе «Дата сообщения налоговым органам об открытии счета» делается надпись «не требуется».

     Лицевые счета, открываемые для учета  имущества, расчетов, участия, доходов, расходов, результатов деятельности и т.п., в обязательном порядке регистрируются в «Книге регистрации открытых счетов по внутрибанковским операциям».

     Кредитная организация может вести книги  регистрации лицевых счетов в  электронном виде с обязательным подписанием ее аналогами собственноручной подписи главного бухгалтера или его заместителя и обеспечением мер защиты информации от несанкционированного доступа. В этом случае обязательным является ежедневная распечатка отдельных ведомостей вновь открытых и закрытых счетов, которые подшиваются в отдельное дело и хранятся у главного бухгалтера или его заместителя.

     На  каждое первое число года, следующего за отчетным, а при необходимости - в другие сроки в течение года ведущаяся в электронном виде «Книга регистрации счетов» распечатывается (с учетом открытых и закрытых счетов за отчетный период). Отдельные листы «Книги регистрации счетов» сшиваются, пронумеровываются, скрепляются печатью и подписываются главным бухгалтером. Сформированная «Книга регистрации счетов» сверяется с ведомостями открытых и закрытых счетов, прошнуровывается, опечатывается, подписывается главным бухгалтером или его заместителем и сдается в архив. «Книги регистрации счетов» имеют постоянный срок хранения.

     При необходимости кредитная организация может вести несколько «Книг регистрации счетов» с обязательной сквозной нумерацией каждой страницы по всем Книгам.

     Внесение  изменений в «Книгу регистрации  счетов» может осуществляться только с разрешения главного бухгалтера кредитной организации или его заместителя.

     При временной замене документов по действующим  счетам клиентов документы принимаются  главным бухгалтером или по его  поручению заместителем главного бухгалтера, которые проверяют документы  и заверяют их своей подписью.

 

     

5.Примерный перечень документов, необходимых для открытия некоторых счетов клиентам.

Для открытия расчетного (текущего) счета  клиент должен представить в банк следующие документы:

    • заявление об открытии расчетного счета по установленной форме;
    • документ о государственной регистрации предприятия (предварительно заверенный  соответствующим органом исполнительной власти);
    • копию учредительного договора о создании предприятия (заверенную нотариально);
    • копию устава (нотариально удостоверенную);
    • документ о подтверждении полномочий директора предприятия (протокол собрания учредителей или контракт);
    • документ о подтверждении полномочий главного бухгалтера предприятия (приказ о приеме на работу или контракт);
    • карточку с образцами подписей первых должностных лиц предприятия с оттиском его печати (нотариально заверенную);
    • справку от налоговой инспекции о постановке предприятия на учет в качестве налогоплательщика и присвоения ИНН;
    • справки из Пенсионного фонда, Фонда занятости, Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования, свидетельствующие о регистрации предприятия в указанных организациях;
    • регистрационную карточку статистических органов.
 

  

Корреспондентские счета «лоро» в рублях и иностранных  валютах кредитных организаций: 

  • заявление на открытие корреспондентского счета, подписанное руководителем и главным бухгалтером кредитной организации;
  • копия лицензии на осуществление банковских операций (нотариально заверенная);
  • копии учредительных документов (нотариально заверенные);
  • копии всех зарегистрированных изменений, внесенных в учредительные документы (заверенные нотариально или регистрирующим органом);  
  • копия Свидетельства о государственной регистрации или о включении кредитной организации в Единый государственный реестр юридических лиц (заверенная нотариально или регистрирующим органом);
  • копия Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенная нотариально, или ксерокопия с предоставлением подлинника для заверения непосредственно в кредитной организации, в которой открывается счет; 
  • карточка с образцами подписей уполномоченных лиц и оттиска печати по форме 0401026, заверенная нотариально или уполномоченным сотрудником кредитной организации, в которой открывается счет;
  • копия подтверждения о согласовании кандидатур руководителя и главного бухгалтера кредитной организации с территориальным учреждением Банка России (заверенная самой кредитной организацией или ксерокопия с предоставлением подлинника для заверения непосредственно в кредитной организации, в которой открывается счет);
  • копии протоколов, решений, приказов о назначении на должность лиц, включенных в карточку с образцами подписей, заверенные кредитной организацией;  
  • письмо кредитной организации с указанием присвоенных ей кодов статистики или копия информационного письма соответствующего подразделения Государственного комитета РФ по статистике о постановке на учет и присвоении кодов.

Дополнительно могут быть запрошены другие документы, необходимые в связи с принятой в кредитной организации практикой  открытия счетов «лоро», в том числе годовой бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках и на последнюю отчетную дату, список филиалов кредитной организации (если таковые имеются), список банков-корреспондентов. 

Расчетные (текущие) счета в рублях РФ и иностранных  валютах юридических лиц - резидентов:

  • - заявление на открытие счета по форме, установленной в кредитной организации;
  • - копии учредительных документов (заверенные нотариально или регистрирующим органом). Если счет открывается на имя филиала или представительства юридического лица, в кредитную организацию представляются заверенные в установленном порядке копии учредительных документов головной организации, решение о создании филиала (представительства) и назначении руководителей филиала (представительства), ходатайство головной организации об открытии счета, подлинник или заверенная нотариально копия положения о филиале (представительстве), доверенность на имя руководителя филиала (представительства);
  • - копии всех зарегистрированных изменений, внесенных в учредительные документы (заверенные нотариально или регистрирующим органом);
  • - копия Свидетельства о государственной регистрации или включении в Единый государственный реестр юридических лиц (заверенная нотариально или регистрирующим органом). Общественные организации представляют также заверенную в установленном порядке копию Свидетельства о государственной регистрации, выданного органом юстиции;
  • - карточка с образцами подписей и оттиска печати по форме 0401026, заверенная нотариально или уполномоченным сотрудником кредитной организации. Для филиалов и представительств юридического лица - резидента карточка может быть заверена головной организацией. При временном отсутствии печати представляется письмо, составленное в произвольной форме, с просьбой разрешить временно производить расчетно-кассовое обслуживание без печати (указывается предполагаемая дата изготовления печати и представления карточки с оттиском печати);
  • - копия Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенная нотариально, или ксерокопия с предоставлением подлинника для заверения непосредственно в кредитной организации. Если счет открывается филиалу или представительству юридического лица, то дополнительно представляется копия Уведомления о постановке юридического лица на учет в налоговом органе по месту нахождения филиала (представительства), заверенная нотариально, или ксерокопия с предоставлением подлинника для заверения непосредственно в кредитной организации;
  • - письмо юридического лица - резидента, открывающего счет в кредитной организации, с указанием присвоенных ему кодов статистики или копия информационного письма соответствующего подразделения Государственного комитета РФ по статистике о постановке на учет и присвоении кодов;
  • - копии протокола (решения) об избрании (назначении) руководителя, приказов о назначении главного бухгалтера, других должностных лиц, имеющих право подписи банковских документов (заверенные печатью и подписями юридического лица). При отсутствии в штате организации лица, которому может быть предоставлено право второй подписи, письмо об отсутствии в штате данного лица и копия приказа о возложении обязанностей по ведению бухгалтерского учета на руководителя.

Информация о работе Банковские клиентские счета: порядок открытия, ведения и закрытия