Банковская система

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 17:37, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования данной работы является анализ состояния российской кредитной системы, выявление её ''слабых'' мест возможностей ее совершенствования, а также рассмотрение банковской системы РФ, как неотъемлемого элемента кредитной системы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
1.1 Эволюция банков
1.2 История возникновения и развитие ЦБ
1.3 Коммерческие банки
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ В РФ
2.1 Коммерческое кредитование в России
2.3 Пути совершенствования кредитной политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

юля.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

     не  приносящие доход (операции с наличностью, выдаче беспроцентных ссуд, пролонгированию и отсрочке ссуд).

           Наконец, все операции банка следует разделять на:

  • ликвидные и неликвидные;
  • операции с рублями и валютой;
  • регулярные и иррегулярные;
  • балансовые и забалансовые.

     Термином ''забалансовые операции'' обозначается широкий круг операций, которые, как  правило, не отражаются в официально публикуемых банковских балансах или  даются под чертой в разделе так  называемых контрсчетов и проводятся банками за определенное вознаграждение. Насчитывается более 30 разновидностей забалансовых операций.

           Забалансовые операции позволяют банкам решать следующие  основные задачи:

 страхование и перераспределение  между участниками рынка рисков, в особенности кредитного и рыночного;

 расширение доступа к кредитным ресурсам и снижение стоимости заимствований;

 получение дополнительной прибыли  и повышение доходности активов;

 сохранение требуемого органами банковского  надзора соотношения между капиталами и активами при увеличении объема операций;

 управление активами и пассивами;

 проведение спекулятивных операций.

           Классификация коммерческих банков предполагает их разделение по критериям       (признакам). В совокупности они помогают всесторонне  осветить природу банков и представить  сложность и меру развитости данного уровня банковской системы. Эти критерии и соответствующие классификационные группы должны отражать особенности исторического развития и организации банковского дела в данной конкретной стране.

     Существуют  различные классификации коммерческих банков, в зависимости от критериев оценки:

  1. Форма собственности: государственные, частные, кооперативные, смешанные (представляющие разные формы собственности).
  2. Страновая принадлежность капитала: Российские, иностранные, совместные (с участие Российского и иностранного капитала).
  3. Территориальный признак: региональные, межрегиональные, национальные, международные, заграничные.
  4. Организационно-правовая форма: паевые, акционерные (банки – акционерные общества закрытого типа (АОЗТ), банки – акционерные общества открытого типа (АООТ)).
  5. Степень независимости: самостоятельные, дочерние, уполномоченные, консорциальные (банки, в которых участвуют, по меньшей мере, две стороны, не имеющие контрольного пакета акций).
  6. Характер деятельности: универсальные, специализированные.
  7. Масштаб деятельности: крупные, средние, мелкие. 

           Одним из объектов управления и в то же время его инструментом является структура организации (организационная  структура). Правильно выбранная  оргструктура построения банка, ее своевременная трансформация в соответствии с меняющимися внутренними и внешними факторами – это важные, строго обязательные условия полной реализации банком своей стратегии, его эффективной деятельности сегодня и в перспективе.

     Многообразие  организационных форм построения банков с определенной долей условности можно разделить на две большие группы:

  • Классические (традиционные) оргструктуры;
  • Адаптивные оргструктуры.

           К классическим формам организационного построения банков относятся:

  • Функциональные структуры;
  • Так называемые дивизионные структуры.

     Функциональная  структура предполагает существование  в банке обособленных подразделений, реализующих функции в соответствии с определенным делением деятельности банка на отдельные части или  отрасли (управления, операционное, бухгалтерского учета, хозяйственное и др.). Если объемы задач, решаемых подразделением достаточно большие, внутри них могут создаваться дополнительные, более мелкие структурные единицы.

     При дивизионной организации внутренние структуры банка делятся в  соответствии с: видами предлагаемых банком продуктов; особенностями отдельных групп клиентов банков; особенностями регионов и региональной клиентуры.

     Соответственно  говорят о структурах, ориентированных  на продукты, на особые группы потребителей, на регионы.

           Рассмотренные варианты классических оргструктур можно считать основными. Кроме того, определенное своеобразие в организационное построение банков вносит наличие у них филиалов (отделений) и выполнение ими международных операций.

           Адаптивными считаются  оргструктуры, создаваемые банками на временной или постоянной основе для решения тех или иных дополнительных (на данный момент времени) задач, позволяющие им приспосабливаться к изменяющимся условиям.

     К числу адаптивных оргструктур можно  отнести: представительства; банковские объединения и группы; финансово-промышленные группы и банковские холдинги; подразделения для осуществления новых, нетрадиционных для банков операций.

           Данные оргструктуры служат решению вспомогательных  задач, являются дополнительными по отношению к классическим структурам.

           Необходимо подчеркнуть  одну особенность, что понятия адаптивных, дивизионных и функциональных оргструктур  – это всего лишь теоретически выделенные ''чистые формы'', которые  удобны для аналитических целей, но которых на практике не бывает и не должно быть в ''чистом виде''. 
 
 

     2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ  В РОССИИ 

2.1 Коммерческое кредитование в России. 

     Необходимость коммерческого кредитования обуславливается  тем, что в различных отраслях хозяйства время производства и  время обращения капитала не совпадают: у одних предприятий товар  произведен  и готов к реализации, тогда как другие, заинтересованные в данном товаре, не располагают достаточным количеством средств для его приобретения. В таких случаях продажа в кредит способствует непрерывности процесса производства, обеспечивает ускорение процесса оборота капитала и увеличение прибыли.

     Коммерческий  кредит содержит в себе классические принципы любого кредита, а именно: принцип срочности, принцип платности, принцип возвратности. Наряду с этим, коммерческому кредиту присущи специфические свойства, отличающие его от других видов кредита, в частности, банковского.

     Коммерческий  кредит всегда возникает на базе реального производства и является отражением производственных процессов. Являясь продолжением производственного процесса, коммерческий кредит обычно дешевле других видов кредита. Так как применение коммерческого кредита требует наличие у продавца достаточного резервного капитала на случай замедления поступлений от должников, коммерческий кредит, при некоторых условиях, порождает ряд процессов и способен оживить экономику.

     В хозяйственной практике выделяют пять основных способов предоставления коммерческого кредита: вексельный способ; открытый счет; скидка при условии оплаты в определенный срок; сезонный кредит; консигнация.

     Вексельный  способ коммерческого кредитования, наиболее распространенный, подразумевает два варианта осуществления сделки. Первый вариант – коммерческий кредит оформляется простым векселем (соло-векселем), который выписывается и подписывается должником и содержит его безусловное обязательство уплатить кредитору определенную сумму в обусловленный срок и в определенном месте.

     Второй  вариант – использование переводного векселя (тратты), который выписывается и подписывается кредитором (трассантом). Он содержит приказ должнику (трассату) оплатить в указанный срок обозначенную в векселе сумму третьему лицу (ремитенту).

     Необходимо  заметить, что переводной вексель  как таковой не имеет силы законного  платежного средства, поэтому должник  обязан письменно подтвердить свое согласие произвести платеж по векселю  в обозначенный срок.

     Векселедержатель  может оставить вексель в своей  собственности и при наступлении  срока платежа предъявит его  должнику к погашению, он может также  оплатить векселем новый товар, покупаемый им самим, или перепродать вексель, как ценную бумагу, другому кредитору. Векселя, таким образом, образуют вексельную массу, а свободно меняя своих владельцев, и вексельное обращение.

      Оформление  коммерческого кредита векселем имеет рая преимуществ перед, например, кредитным договором.

Во-первых, вексель мобилен, то есть может свободно передаваться из рук в руки в виде оплаты за услуги, в бюджет, в виде зачетов и т.п.

Во-вторых, вексель – это абстрактное  долговое обязательство, не связанное с конкретными условиями сделки, поэтому с его помощью удобно производить взаимозачет задолженностей между предприятиями.

      Вексель избавляет покупателя от необходимости  предоплаты наличными деньгами. Этот кредитно-расчетный инструмент гасит взаимные долги по цепочке кредиторов, позволяет сократить потребность предприятий в оборотных средствах и обеспечивает целевое использование кредитов, в  том числе на их пополнение, что, в свою очередь, влияет на возврат долгов (укрепляет платежную дисциплину).

      Менее распространенной разновидностью коммерческого  кредита является договор об открытом счете, согласно которому продавец не получает долговых обязательств покупателя, а открывает счет по задолженности. Погашение происходит периодическими платежами с короткими промежутками времени (один-два месяца). 

      Согласно  договору об открытом счете, однажды принятому обеими сторонами, покупатель может делать периодические закупки без обращения за кредитом в каждом отдельном случае. Обычный порядок осуществления сделки следующий: когда покупатель заказывает товар, он немедленно отгружается, а платеж за него производится в установленные сроки после получения счета.

      Другой  способ коммерческого кредитования – скидка при условии оплаты в установленный период. Этот способ предусматривает такие условия: если платеж будет произведен покупателем в течение оговоренного в контракте периода после выписки счета, то из цены вычитается скидка; в противном случае вся сумма должна быть выплачена в указанный срок.

      Сезонный  кредит обычно применяется в процессе продвижения на рынок товаров и услуг, носящих периодический (''сезонный'') характер. Этот способ позволяет приобрести товары и услуги в течение всего финансового года с целью организации необходимых запасов перед пиком сезонных продаж и позволяет отсрочить платеж производителю до конца этих продаж.

           Консигнация – способ коммерческого кредитования, при котором организация может получить товарно-материальные ценности без обязательства оплатить их по факту отгрузки. Если товары будут проданы, то будет осуществлен платеж производителю, а если нет, тот организация может вернуть товар. Консигнация обычно применяется при реализации новых, нетипичных товаров, спрос на которые трудно прогнозировать, и на мало исследованных новых рынках.2 

2.2 Пути совершенствования кредитной политики 

     Формирование  кредитных отношений между банками и заемщиками на основе кредитных договоров имеет ряд специфических проблем, характерных именно для нынешнего состояния российской экономической реальности. Наличие данных проблем позволяет говорить о необходимости существенной корректировки как кредитной политики самих банков, так и методологии регулирования их деятельности со стороны ЦБ РФ.

В настоящее  время ситуация на российском банковском рынке такова, что основную доходность от размещения средств можно получить только при кредитовании. После кризиса 1998г. банки были вынуждены уйти со спекулятивных финансовых рынков, особенно с рынка государственных ценных бумаг, который традиционно приносил банкам доход. Рынок межбанковских кредитов поддерживается теми банками, которые имеют друг с другом долговременные отношения и, как правило, являются банками-корреспондентами. Комиссионные, получаемые банками за расчетно-кассовое обслуживание клиентов, никогда не являлось для банков существенной статьей доходов, так как они, конкурируя друг с другом за привлечение клиентов, многие услуги, связанные с обслуживанием счетов, предоставляют бесплатно.

     Таким образом, кредитование именно реального  сектора экономики, является сегодня  для банков чуть ли не единственным (если не считать валютный рынок) направлением вложения средств и получения дохода.

Информация о работе Банковская система