Банковская система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:28, курсовая работа

Описание работы

Роль банковской системы в современной рыночной экономике огромна. И все изменения, происходящие в ней, тем или иным образом затрагивают всю экономику. Правильная организация банковской системы необходима для нормального функционирования хозяйства страны.
Для поддержания устойчивого развития экономики (или предотвращения ее спада) чрезвычайно важно стабильное и эффективное функционирование банковской системы, финансовых рынков, обеспечение их ликвидности, а также бесперебойности выполнения ими своих функций.

Содержание

Введение.......................................................................................................
1. Понятие и структура банковской системы……………………….
2. Факторы, определяющие развитие и состояние банковской системы……………………………………………………………..
3. Характеристика современной банковской системы России…….
4. Пути и стратегия развития банковской системы России………..
Заключение………………………………………………………………..
Список использованной литературы..........................................................

Работа содержит 1 файл

Курсач - Банковская система.docx

— 148.25 Кб (Скачать)

В противоположность распределительной (планово-административной) системе  банковская система рыночного типа. Характеризуется отсутствием монополии  государства на банковскую деятельность. Для банковской системы в условиях рынка характерна банковская конкуренция. Эмиссионные и кредитные функции  разделены между собой. Эмиссия  денег сосредоточена в центральном  банке, кредитование предприятий и  населения осуществляют различные  деловые банки — коммерческие, инвестиционные, инновационные, ипотечные, сберегательные и др. Коммерческие банки не отвечают по обязательствам государства, так же как государство не отвечает по обязательствам коммерческих банков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Факторы, определяющие развитие и состояние банковской системы

 

 

На ход развития банковской системы влияет ряд макроэкономических и политических факторов. Среди них можно выделить такие, как:

    • степень зрелости товарно-денежных отношений;
    • общественный и экономический порядок, его целевое назначение и социальная направленность;
    • законодательные основы и акты;
    • общее представление о сущности и роли банка в экономике.

      Банки выполняют  операции, носящие в основном  денежный характер. Они принимают  денежные вклады, выдают денежные  кредиты, совершают денежные расчеты  в наличной и безналичной формах. Поэтому степень развитости товарно-денежных  отношений, развитости торговли, денежного обращения предопределяет  и масштабы, и содержание банковской  деятельности. Кредитор превращается  в банк не сам по себе, а  по мере формирования достаточно  оживленного денежного и торгового  оборотов, когда торговля деньгами, банковское дело стали основным  занятием предприятия, когда оно  отделилось от торговли, стало  самостоятельным видом промысла. На развитие банков влияет  развитие национальных рынков, международной  торговли. Спрос на банковские  услуги расширяется по мере  увеличения производства, масштабов  обмена между товаропроизводителями.

При общем поступательном развитии банковского хозяйства  оно может в то же время сдерживаться войнами, которые связаны с разрушением  материальных благ и имущества. Негативное влияние на банковскую систему могут  также оказать и затяжные экономические  кризисы.

Общественный и экономический  порядок неизбежно затрагивает  и характер деятельности банковской системы. Если в обществе не поощряются сбережения, банки не могут мобилизовать свободные ресурсы; если вместо товарообмена вводятся обязательные изъятия продуктов, если в целом не поощряется деятельность банков, отдается предпочтение распределению, а не обмену продуктов, то кредитные учреждения не получают импульсов для развития, более того, банки могут быть свернуты, как это, например, было в нашей стране в период военного коммунизма. На развитие банков влияют и запрещения местных властей. Местное лобби, составленное из местных банков, местных предпринимателей, может воздействовать на принятие решений по открытию филиалов других банков. Естественное для развития банков взыскание ссудного процента может сдерживаться общим представлением общества о его ценностях и морали.

Заметное влияние на развитие банковской системы может оказать  законодательная база той или  иной страны. Как отмечалось ранее, в некоторых странах банкам запрещается  выполнять определенные операции с  ценными бумагами, вкладывать свои капиталы в капиталы предприятий. В  ряде стран банкам не разрешено заниматься страхованием.

В США действует система  двойного подчинения, когда образовать банк

могут как власти отдельных  штатов, так и федеральное правительство; В свою очередь по закону банки  могут сами выбрать свою юрисдикцию (органы регулирования и контроля). В соответствии с законодательством  в некоторых странах центральные  банки могут широко заниматься обслуживанием  хозяйства, в других их основная функция  сосредоточена на выпуске денег  в обращение и укреплении их платежеспособности.

Законодательство оказывает  воздействие на развитие банковской системы не только своими запретами. Известны многочисленные примеры, когда  в соответствии с тем или иным законом учреждается тот или  иной банк, призванный содействовать  развитию той или иной отрасли  народного хозяйства (промышленности, торговли, транспорта и т.п.).

На развитие банковской системы  огромное влияние оказывают и  общие представления о сущности и роли банка в экономике. В  распределительной системе банк воспринимается как часть государственного аппарата управления, как орган контроля, надзора за деятельностью предприятий. Банк в этой связи выступал как бы в роли надстройки, не создающей своего продукта. Иное положение занимают банки в условиях рыночной экономики. Банковская система приобретает двухуровневый характер, собственность на банки приобретает черты, адекватные многообразию форм собственности в хозяйстве, появляются частные, кооперативные и акционерные банки, такие специализированные кредитные учреждения, как ипотечные, муниципальные банки; система становится более многосторонней, приобретает более законченные черты, предлагает обществу более широкий спектр операций и услуг.

Развитие банковской системы  можно рассматривать не только в  историческом разрезе, но и с позиции  ее современного положения. Здесь также  можно выделить некоторые факторы, в том числе состояние экономического развития, межбанковскую конкуренцию  и др.

Банковская система приобретает  особый положительный заряд в  своем развитии в фазе экономического подъема, когда спрос на банковский продукт и банковские услуги существенно  возрастает. Вместе с увеличением  объема банковских операций возрастает банковский доход, "который используется на развитие кредитного учреждения. В  фазе подъема сокращаются экономические  риски, деятельность банковской системы  приобретает стабильный характер. Напротив, в условиях экономического кризиса, сопровождающегося инфляцией, дефицитом  местных и федеральных финансов, развитие банков дестабилизируется, размер ресурсов, аккумулируемых банками, резко  сокращается, что приводит к снижению традиционных банковских операций, банки  вынуждены искать побочные источники  дохода, что увеличивает риски, отвлекает  банковские ресурсы от производительной деятельности. В условиях инфляции обесценивается капитальная база коммерческих банков, могут падать их доходы от кредитных  операций. Дефицит бюджета зачастую приводит к его покрытию за счет дополнительной эмиссии денежных знаков, что еще больше дестабилизирует денежный рынок.

На состоянии банковской системы и ее текущем развитии отражаются и политические факторы. Здесь прежде всего оказывается важной общая политическая направленность государства. Если государство провозглашает цели развития частной собственности, рыночных отношений, то это содействует привлечению и росту частного банковского капитала, увеличению численности кредитных учреждений. Неопределенность политических мотивов и ценностей государства приводит к задержке развития банков, оттоку капиталов за границу. На текущее развитие банков может повлиять даже смена в стране политического лидера. Его политическая и экономическая программа может не отвечать интересам банковского капитала, в связи с чем банки не стремятся развивать свои операции, сдерживают инвестиции в народное хозяйство.

В мировой практике существует специальный термин - политические риски, в соответствии с которыми страны ранжируются по отношению  друг к другу; странам с высоким  рейтингом политического риска, как правило, сокращается либо полностью  прекращается кредитная поддержка  со стороны международных банковских институтов, а также со стороны  отдельных стран, располагающих  свободными денежными средствами.

На развитие банковской системы  может оказать влияние и текущая  экономическая политика государства. Центральный банк как национальный институт располагает значительным инструментарием, с помощью которого он может регулировать деятельность как отдельных банков, так и банковской системы в целом. Проводя политику, направленную на стабилизацию банковской системы, центральный банк может требовать от коммерческих банков увеличения их резервов, выдавать им в порядке поддержки краткосрочные кредиты или, напротив, отзывать лицензии на проведение банковских операций, сдерживать открытие филиалов. В соответствии с политикой центрального банка коммерческие банки также меняют свою тактику - расширяют или сужают инвестиции, регулируют направление своей деятельности.

Довольно заметным фактором, определяющим развитие банковской системы, является межбанковская конкуренция. Наличие достаточно представительного  числа самостоятельных банков в  стране и ее отдельных регионах создает  определенную среду, в которой банки  вынуждены вступать в борьбу за клиента, улучшать качество обслуживания, расширять  услуги, предлагать рынку новые продукты.

В странах с рыночной ориентацией  конкуренция способствует развитию банковской системы. В законодательстве данных стран содержатся специальные  положения, сдерживающие образование  монополизма в банковской сфере, поскольку считается, что монополизм как антипод конкуренции не содействует  развитию банковского рынка.

Развитие банковской системы  может сдерживаться под влиянием таких факторов, как чрезмерный налоговый  пресс на банковскую прибыль, отсутствие достаточных ресурсов для активного  ведения банковских операций, недостаток квалифицированных кадров и др. В  странах с переходной экономикой зачастую именно эти факторы не позволяют  банкам делать более широкие шаги в своем развитии.

Развитие банковской системы  можно рассматривать с количественной и качественной точек зрения. В переходный период в России существенно растет численность кредитных институтов. К 1 сентября 1998 г. в России насчитывались 6271 коммерческий банк и их филиалы (включая Сберегательный банк РФ и его филиалы). Как отмечалось, в общем числе российских коммерческих банков еще заметна доля банков с малой капитальной базой. В начале 1998 г. лишь у 52,5% российских коммерческих банков капитальная база отвечала международным стандартам. На эту же дату (1 января 1998 г.) 11,6% российских банков имели уставный фонд до 500 тыс. руб., что в 10 раз меньше, чем это требуется маленькому европейскому банку.

С качественной стороны развитие банковской системы характеризуется  не только с позиции достаточности  уставного капитала банков, но и  с позиции роста инвестиций в  сферу производства, увеличения перечня  предоставляемых услуг, в том  числе новых банковских продуктов  и технологий. С качественной стороны  роль банков, как это будет показано далее, определяется тем, насколько  они реально оказывают воздействие  на ускорение экономического роста, повышение эффективности производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Характеристика современной банковской системы России

 

   В России первая  попытка создания коммерческого  банка была предпринята в г. Пскове воеводой Афанасием Ордин Нащокиным. Идея не была одобрена центральным правительством, однако уже в 1729–1733 гг. специальная Монетная контора осуществляет первые банковские операции, а в 1754 г. появляется и первый коммерческий банк – Банк для поправления при Санкт Петербургском порте коммерции и купечества.

Банковская система в  советский период многократно реформировалась  и перестраивалась. Реформа 1988 г. создала  «большую пятерку» банков, которые  формировались по отраслевому принципу и только усилили административно  командную логику хозяйствования. Реакцией на такую перестройку стала «эпидемия» появления кооперативных и коммерческих банков. Эти новоявленные банкиры  были не очень профессиональны и  выдавали ссуды под очень высокий  процент.

Необходимость более глубокой реформы банковского дела вызвана условиями развивающегося рынка, требующими внедрения в широкую практику нового порядка управления денежно кредитными операциями, введения рыночных, коммерческих отношений между банками и клиентурой.

   В 1989 г. начался  второй этап перестройки банковского  дела. Была создана двухуровневая  банковская система. Первый уровень  связан с организацией денежного  обращения и кредита, стабилизацией  денежной единицы, экономическим  контролем за деятельностью коммерческих банков. Это функции Центрального банка. Второй уровень – это коммерческие банки, которые выполняют непосредственно кредитные и расчетные операции, обслуживающие клиентов. В переходной экономике основу образуют коммерческие банки. Но одновременно должна повышаться роль государственного банка в структуре центральных экономических органов.

   Второй период банковской  реформы начался с принятия  в декабре 1990 г. Верховным Советом  СССР законов «О Государственном  банке СССР», «О банках и  банковской деятельности в СССР»,  «О Центральном банке РСФСР», «О банках и банковской деятельности  в РСФСР». За многие годы впервые  банковская деятельность получила  законодательную основу. Банки были  объявлены самостоятельными юридическими  лицами, экономически самостоятельными  учреждениями, не несущими ответственности  по обязательствам государства.  Начали закладываться институциональные  основы новой банковской системы.

   Новое продолжение  реформа банковской системы получила  в результате распада Советского  Союза и образования Содружества  Независимых Государств. Ликвидация  государственных союзных структур  привела к упразднению Государственного  банка СССР, автономности эмиссионных  банков суверенных республик.  Госбанк СССР прекратил свое  существование, эмиссионное дело  перешло полностью к Центральному  банку РСФСР.

В течение 1992–1995 гг. происходил бурный рост банковской системы России. В 1996 г. началась и продолжается в  настоящее время стадия качественной ее эволюции. В России начали действовать  самые разнообразные банки. Их можно  классифицировать прежде все го по признаку собственности. На базе государственной  собственности функционируют банки, учредителями которых явились отраслевые министерства и ведомства, например Нефтехимбанк, Нефтегазстройбанк, Рыбхозбанк, Химбанк, Автобанк и др. Количество коммерческих банков быстро возрастает. Одновременно происходили крупные структурные изменения в системе коммерческих банков: уменьшалось число банков с небольшим объявленным уставным фондом и увеличивалось число банков с крупным уставным фондом. Главной чертой банковской системы России является не равномерность размещения банковских учреждений по территории страны. 1995–1997 гг. характеризуются спадом производства в реальном секторе экономики, инфляцией, ростом убыточности предприятий, обвальным нарастанием неплатежей и т. п., а это все неблагоприятно влияло на развитие банковской системы. В результате банки стремились найти себе партнеров, которые обеспечивали гарантированными кредитными ресурсами. Таким образом создаются финансово промышленные группы. Стратегиями коммерческих банков, в частности, были: быстрое развитие филиальной сети в регионах, имеющих избыток или относительно дешевые кредитные ресурсы, создание благотворительных фондов.

Информация о работе Банковская система РФ